Урок путешествие по окружающему миру, 3 класс

Конспект урока – путешествия в 3 классе. Тема: Мой край - Волгоградская область

Цели:

1. Познакомить детей с природными богатствами, достопримечательностями Волгоградской области.

2. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

3. Работать над развитием внимания, логического мышления.

Оборудование: физическая карта России, карта Волгоградской области, атласы «Мир и человек» (у детей).

Ход урока

Урок начинается со стихотворения З. Александровой «Родина».

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

 

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

 

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

А что вам вспоминается, если звучит слово «родина»? (Ответы детей.)

Да, каждому из нас вспоминается что-то свое, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс. Но что-то объединяет всех людей, живущих в нашем городе. И это... великая русская река Волга. Могли бы вы представить наш край без нее? (Звучит фонограмма песни «Течет Волга».)

Учащиеся: Издавна на Руси народ называл Волгу матушкой. С давних пор Волга была главным водным путем России. Вниз по течению и вверх плыли по ней большие и малые корабли с разными грузами.

Учитель: Вот сегодня и мы совершим путешествие-экспедицию по Волге, по нашему краю - Волгоградской области. И в этом нам помогут географические карты. Откройте атласы. Найдите Волгоград на физической карте. Назовите его географическое положение. (Юг России, низовье Волги, ниже только Астрахань, где Волга впадает в Каспийское море.)

Действительно, Волга впадает в Каспийское море, и раньше по Волге можно было добраться только до одного-единственного моря - Каспийского. А теперь? (До Азовского, Черного, Балтийского, Белого.)

Как вы думаете, почему это стало возможно? (Благодаря каналам, которые соединяют одну реку с другой.)

Много городов поднялось на берегах Волги. Какие?

Много прекрасных, замечательных городов, но, пожалуй, наш один из немногих с такой богатой и славной историей.

А это карта нашей области, она тоже будет помогать в нашей экспедиции. Давайте посмотрим, какими полезными ископаемыми богат наш край. (Дети работают с атласами и картой, все полезные ископаемые выписываются на доске и в тетрадях.)

Калийная соль - для бытовых нужд и как удобрение.

Поваренная соль - используется в пищу (озеро Эльтон, восток области).

Природный газ, нефть - топливо, без которого невозможна работа промышленности, транспорта.

Чем же еще богат наш край?

Посетим те места, где вы бывали. (Дети называют те места области, которые им знакомы, находят их на карте.)

Жирновск (северная граница области) - нефть, газ.

Линево - железная руда, металл.

Ольховка, Солодча — мел, песок (в строительстве).

Фролово, Иловля - известняк.

Около г. Волжского - керамзит (в строительстве для утепления); фосфориты используются как добавка в сталь.

Волгоград - источники минеральных вод, лечебная вода для людей с больным желудком.

Вот как много полезных ископаемых в нашем крае. Конечно, этими природными богатствами пользуемся не только мы, делимся с другими краями, областями, а они дают то, чего нет у нас.

Условные обозначения на карте

Вы, наверное, заметили на карте знак (1). Что он обозначает? (Гидроэлектростанции.) Что дает ГЭС? (Электроэнергию.)

Богат наш край животными и растениями. Чтобы узнать, какими, пользуйтесь картой природных зон - степи. (Самостоятельная работа детей с последующим выносом на доску и дополнениями.)

Животные: степной орел, дрофа, тушканчик, степной жаворонок, суслик, степная лисица, сайгак, змеи (гадюки, ужи).

Растения: ковыль, тюльпан, адонис, множество лекарственных растений (валериана, пижма, шалфей, чистотел и др.). (Используется гербарий.)

Природа много дала нашему краю. А как люди относятся к природе?

Откройте атлас на стр. 42, найдите карту «Охрана природы человеком». Здесь много новых знаков-обозначений. О чем же они говорят?

Волга - река, которая находится под особой охраной; в нашей области специально высаживаются леса для защиты почвы, так как климат неблагоприятный. Животные и растения тоже охраняются, правда, заповедников нет, но есть заказники - в Михайловском, Ленинском районах.

На доске: Заказник - род заповедника, где временно запрещена охота или где под особой охраной находятся растения.

На территории Волгоградской области растут очень редкие растения, которые занесены в Красную книгу: росянка - растение-хищник, кувшинка белая, ландыш и др.

Обитают редкие насекомые, животные и птицы: жук-олень, жук-носорог, дрофа, журавль-красавка, выхухоль и др.

Интересна и знаменательна история нашего края. И об этом нам тоже может рассказать карта.

(2) - такой знак говорит о том, что здесь жили древние люди (каменный век - примерно 50-100 тыс. лет назад).

Найдите, где на территории Волгоградской области были поселения древних людей. (Пичуга, Безымянка (Фроловский р-н), Чернышковский р-н, Староаннинская.)

(3) (памятники погибшим героям)

А вот еще один знак на карте. Как вы думаете, о чем он говорит? Да, это памятники героям, павшим в годы Великой Отечественной войны. Найдите на карте этот знак. Что увидели? Эти знаки есть почти на всей территории нашей области, значит, в нашей области нет такого места, где бы не было сражений, где бы не погибли люди.

Среди погибших за наш край есть и те, кому присвоено звание Героя Советского Союза, и им установлены памятники в деревне Волково (Еланский район), в р. п. Елань, в Клетском районе, в Николаевске, в селе Паньшино (Иловлинский район).

Какие еще условные обозначения вы видите на карте?

(4) Места, где жили и родились, работали замечательные люди.

Учащиеся находят пояснения сами.

Найдите эти населенные пункты и узнайте, какие выдающиеся люди жили и работали здесь.

Алексеевск - геолог и географ Мушкетов (XIX в.).

X. Царев (Ленинский район) - родился русский полярный путешественник Бегичев.

Серафимович - жил писатель А. С. Серафимович.

Ст. Михайловская - родились известный химик академик Топчиев и заслуженный художник И. И. Машков.

Позже мы с вами посетим музей изобразительных искусств, где есть зал с картинами И. И. Машкова.

Из сел, малых городов области и нашего города вышли известные исследователи, путешественники, писатели, артисты, есть и космонавт - Юрий Малышев. И я надеюсь, что вы, когда вырастете, будете приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше, еще краше.

Наше путешествие подходит к концу. Что же вы вынесли из него?

Что узнали?

Что почувствовали? (Ответы детей.)

И закончим мы наш урок стихотворением замечательной поэтессы, волгоградки М. Агашиной, которое нам прочитают...

Гудками теплоходов

Тревожа синеву,

Стоит над Волгой город,

В котором я живу.

Город мой - Родина моя,

Город мой - гордость и краса,

Вечно юн, вечно молодой

Город наш - твой и мой.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!