Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Надежная защита организма». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с работой кожи человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

— Прочитайте предложения.

— Вставьте нужные слова на месте пропусков, используя слова для справок.

... — это части организма, имеющие определенное ... и выполняющие ... . Они ... друг от друга и образуют ... человека. ... объединяет органы в единое целое.

Для справок: нервная система, органы, строение, определенную работу, организм, зависят.

(Ответ. Органы — это части организма, имеющие определенное строение и выполняющие определенную работу. Они зависят друг от друга и образуют организм человека. Нервная система объединяет органы в единое целое.)

— Напишите названия органов, которые совершают следующую работу.

• Разжевывают пишу — ... (зубы).

• Воспринимают речь, звуки — ... (уши).

• Различают горькую, сладкую, соленую пищу — ... (язык).

• Обеспечивают дыхание — ... (легкие, нос).

2. Фронтальный опрос

— Назовите органы чувств.

— Какую роль играет каждый из органов?

— Как надо беречь каждый из органов чувств?

III. Самоопределение к деятельности

— Какую роль как орган чувств выполняет кожа? (Сообщает информацию о том, к чему мы прикасаемся, что нас окружает. Кожей мы ощущаем тепло, холод, ветер, удар.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о коже как органе человеческого тела.

IV. Работа по теме урока

1. Объяснение учителя Надежная защита организма

Кожа равномерно покрывает все тело. Главная забота кожи — защита внутренних органов от различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий.

В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, к которым мы притрагиваемся. Ты вышел на балкон и сразу почувствовал, холодно или тепло на улице. Тебе об этом сообщили нервные окончания, находящиеся в коже. И ты решаешь, какую одежду надеть.

Известно, что разные участки тела в разной степени чувствительны к холоду. Вы замечали, что у вас в сильный мороз замерзает быстрее всего? Ну конечно, пальцы рук и ног, нос, уши. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду.

Когда трогаешь предмет, держишь его в руках, ощупываешь, то определяешь его поверхность, форму, температуру. Много осязательных нервных окончаний на кончиках пальцев.

2. Практическая работа

— Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее, потяните. Что вы можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая — мы видим сосуды, мягкая, прочная.)

— Какого она цвета? (Бледно-розового.)

— Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно.)

— Как вы это объясните? (Это пятно жира, который выделяет кожа.)

— Рассмотрите кожу через лупу. Что вы на ней видите? (Маленькие отверстия — поры.)

— Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия? (Кожа через них дышит.)

Правильно, а еще через поры выделяется жир и пот. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.

Кожа состоит из трех слоев.

Первый слой — сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой — сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

Наиболее чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой — это сама кожа.

Третий слой — это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

(Учитель записывает на доске.)

Кожа

1. Наружная оболочка.

2. Кожа.

3. Подкожный жир.

— Итак, наша кожа состоит из трех слоев. Перечислите их.

— Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. А что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка.)

— Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела? (Выделение пота.)

— Подумайте, какой слой сохраняет тепло? (Третий. Подкожный жир.)

Кожа — надежная защита. Она водонепроницаема, поэтому человек не «высыхает» в жару и не «тает» во время дождя. Кожа защищает человека от солнечной радиации. Она достаточно прочна, чтобы защитить его от повреждений, и в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 130.

— Для чего кожа выделяет пот?

— Для чего кожа выделяет жир?

3. Беседа

Уход за кожей

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На 1 см2 кожи находится до 40 000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

— Как вы думаете, что главное при уходе за кожей? (Мытье.)

Главный способ ухода за кожей — мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1—2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов. Представляете?!

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

— А вы знаете, сколько раз надо мыть руки, чтобы они были чистыми? (Три раза, не меньше.)

— В учебнике на с. 131 прочитайте, как правильно умываться.

— Расскажите правила.

— Какой водой надо умываться? (Ответы учеников.)

Нельзя все время умываться холодной водой, так как суживаются сосуды и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя все время умываться очень горячей водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, но вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабой, вялой, на лице появляются покраснения, морщины.

— Как же быть? (Надо умываться то горячей, то холодной водой.)

Совершенно верно. После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться и трескаться, шелушиться.

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообщением на тему «Давно ли люди моются?». Затем другой ученик рассказывает стихотворение «Кожа», выученное дома.)

— Какими средствами ухода за кожей вы пользуетесь?

Первая помощь при повреждениях кожи

— Прочитайте задание в учебнике на с. 132.

— Проделайте упражнения по этим правилам.

(Работа проводится в парах.)

— Расскажите и покажите, как оказать первую помощь, если появилась рана. (Если рана небольшая, то кожу вокруг нее надо смазать йодом или зеленкой, для того чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязать чистым бинтом.)

— Расскажите и покажите, как оказать первую помощь при ушибах. (Приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное.)

— Расскажите и покажите, как оказать первую помощь при ожогах.

— Что вы знаете об ожогах? (Ожоги бывают разной степени.)

Первая степень — покраснение и припухлость кожи. Если это ожог второй степени, то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. Эта жидкость прозрачная и желтая. При ожоге третьей степени портится сама кожа по всей толщине, даже могут пострадать мышцы и кости.

Первая помощь при ожогах

1. Прежде всего оголите пораженный участок кожи.

2. Опустите пораженную часть тела в холодную воду или подставьте под струю холодной воды и держите, пока боль не утихнет (от 10 мин до получаса).

3. После этого перебинтуйте пораженный участок. Если бинта под рукой нет, воспользуйтесь любой чистой материей.

4. Ни в коем случае не мажьте обожженное место жиром, кремом, мазью.

5. Не прокалывайте волдыри, чтобы туда не попали микробы, вызывающие нагноение.

6. Если ожог сильный и глубокий, срочно обратитесь к врачу.

— Расскажите и покажите, как оказать первую помощь при обморожении.

— Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. Это очень легко заметить. Назовите признаки обморожения. (На месте обморожения появляется белое пятно.)

Различают четыре степени обморожения. Определить каждую из них можно только после того, как подвергнутая воздействию холода часть тела оттаяла или отогрелась.

При обморожении первой степени кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной, затем припухает, краснеет. При обморожении второй степени на коже образуются пузыри, наполненные мутной или слегка кровянистой жидкостью. При обморожении третьей степени появляются пузыри с кровянистым содержимым, кожа становится омертвевшей, а при длительном воздействии холода гибнут и более глубоко лежащие ткани — четвертая степень.

Первая помощь при обморожениях

1. Ни в коем случае нельзя сильно растирать отмороженные участки, так как можно повредить кожу и открыть доступ микробам, вызывающим нагноение.

2. Обмороженное место надо отогреть чуть теплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать.

3. Если на обмороженном участке появились пузыри, надо завязать его чистым бинтом и обратиться к врачу.

V. Физкультминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке.

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала еще раз!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 59).

— Прочитайте задание. Сравните свои наблюдения и выводы с данными утверждениями. Если вы согласны, обведите ответ «да», если не согласны, обведите ответ «нет».

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№2 (с. 60).

— Прочитайте задание. Заполните таблицу, используя текст учебника.

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

Графический диктант

— Давайте проверим, чему мы научились на уроке. Проведем графический диктант. Отметьте правильное утверждение знаком «+», неправильное отметьте знаком «—».

• Кожа не защищает от яркого света. («—».)

• Если не мыться, кожа будет сухой и больной. («+».)

• Применять крем вредно, он закупоривает поры. («—».)

• Важно мыть тело с мылом, чтобы быть красивым. («—».)

• Пот выводит из организма вредные вещества. («+».)

(После выполнения задания проводится самопроверка: чтение и объяснение утверждений, постановка знака на доске.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какое значение имеет кожа для человека?

— Какую роль играет жир и пот; который выделяет кожа?

— Как нужно ухаживать за кожей?

— Какие бывают повреждения кожи?

Итак, кожа защищает внешние части тела человека от повреждений, от жары и холода, болезнетворных бактерий. За кожей необходимо ухаживать: содержать ее в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать ее кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если же повреждение велико, надо немедленно обратиться к врачу.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 130—133, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 133.

Дополнительный материал

Давно ли люди моются?

Хотя мыло, мочалка и ванна были известны с незапамятных времен, но мыться люди начали совсем недавно. Триста лет назад даже короли не считали нужным мыться ежедневно. В роскошной спальне французского короля стояла огромная кровать — такая большая, что ее застилали с помощью специального инструмента — «постельной палки». Над кроватью — пышный балдахин на четырех золотых колоннах. Пол и стены украшали великолепные ковры, висели венецианские зеркала, стояли часы работы лучших мастеров... Но сколько бы вы ни искали, нипочем не нашли бы там умывальника. Не нашлось ему места. Каждое утро королю слуги подавали мокрое полотенце. Он протирал лицо и руки, и все считали, что этого вполне достаточно.

На Руси люди были чистоплотные. Иностранцы каждый раз удивлялись, что русские так часто в баню ходят.

Карманные платки появились совсем недавно, всего 300 лет назад. Но сначала им пользовались совсем иначе. Среди самых знатных и важных людей платок считался ненужной роскошью. А нос так рукавом и вытирали.

Сейчас же ванна и носовой платок стали так привычны, что без них мы не представляем жизни.

Кожа

Она бывает черной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

Или вдруг покроется —

Замерзнуть если сильно —

Тысячей пупырышков

И тут же станет синей.

Наша кожа дышит,

Она нас защищает,

Но, как у бегемота,

Толстой не бывает.

Ее легко поранить,

Возись тогда с бинтами.

Ее мы чисто моем,

Доставим радость маме!

Н. Кнушевицкая

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое деньги. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!