План конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Огонь, вода и газ
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Огонь, вода и газ
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире или дома. Научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Учебные материалы: два телефона; карточки с номерами 01 и 04.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы закончили тему «Мы и наше здоровье». Какие знания мы приобрели на уроках по этой теме? Для чего мы знакомились со строением нашего
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни».
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы начинаем работу по разделу «Наша безопасность».
Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
Дети читают текст на с. 3 учебника.
— Первый урок темы посвящён тому, что надо делать, если у вас в квартире прорвало водопровод, начался пожар или вы почувствовали запах газа. Прочитайте тему урока на странице 4. (Огонь, вода и газ.)
3. Работа по теме урока
Работу можно начать с выполнения заданий в группах. Дети знакомятся с текстами на с. 4-6 учебника и выступают по ходу урока.
— На уроках во втором классе мы говорили о причинах возникновения пожаров. Вспомните и скажите, в каких случаях вы сами можете стать источником возникновения пожара.
Для напоминания причин пожара учитель может использовать стихотворения.
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала.
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом!
Не суши бельё над газом —
Все сгорит единым разом!
Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Запомнить надо, детвора,
Чердак — не место для костра.
Пух тополиный поджигать запрещается —
Шалость такая пожаром кончается.
Бенгальский огонь — опасный огонь,
И ты его лучше без мамы не тронь!
Ты о пожаре услыхал —
Скорей об этом дай сигнал!
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
— Мы с вами повторили, чего не надо делать, чтобы не возник пожар. Но если он случился не по нашей вине, то как вести себя во время пожара?
Самое главное — не поддаваться панике!
Если, например, у вас в комнате загорелась занавеска, то не надо бежать в ванную за водой. Необходимо сорвать занавеску и затоптать пламя. Ни в коем случае нельзя заливать электроприборы, включённые в розетку, водой. Вас ударит током. Поэтому, в первую очередь, надо отключить приборы от сети.
Если огонь разгорелся сильно, то надо убегать. Если вы живёте в маленьком доме или на первом этаже, то можно быстро выскочить на улицу. И тут же надо звать на помощь! Если вы живёте в многоэтажном доме, то действовать надо по-другому. Надо убегать из квартиры, звать соседей на помощь и предупредить их о пожаре. Тогда вы спасёте ваших соседей от беды. Пользоваться лифтом во время пожара нельзя.
Если в подъезде дым, не выходите из квартиры. Закройте входную дверь, заткните щели мокрыми тряпками. Если дым идёт с улицы — закройте окно. Если вы остались во время пожара в квартире, то не прячьтесь в шкафы или под кровати. Там вас не смогут найти.
Запомните, что пожар разгорается сильнее, если есть приток воздуха. Поэтому надо закрыть окна и дверь той комнаты, в которой загорелся огонь. Тогда пламя будет разгораться медленнее.
Во время пожара больше беды человеку приносит дым. Он гораздо опаснее, чем открытый огонь. В первую очередь люди погибают именно из-за дыма. Надышавшись дыма, человек задыхается и умирает из-за отравления. Если в квартире дымно, то берите любую тряпку, полотенце, рубашку, намочите их и закройте ими нос и рот. Из задымлённого помещения надо срочно выходить. Если в помещении есть кто-то ещё, не оставляйте человека одного, выводите его из комнаты.
По какому номеру надо звонить, если начался пожар?
При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают 01.
Если к вам пришла беда —
Позвони скорей туда,
Если нету телефона,
Позови людей с балкона.
Запомнить и взрослым необходимо,
Чаще в пожарах гибнут от дыма.
— Набрав номер 01, обязательно называйте свои имя и фамилию, сообщайте причину звонка и говорите домашний адрес.
Два ученика выходят к доске и разыгрывают диалог. Класс анализирует разговор и исправляет допущенные ошибки.
— Что делать, если у соседей пожар?
Рассмотрите схемы на странице 4 в учебнике. Что надо делать в случае возникновения пожара?
В местах, где собирается большое количество народа, обязательно продумывается путь выхода во время пожара. В больницах, магазинах, театрах на стенах висят «Планы эвакуации». Есть такие планы и на каждом этаже школы. Каждый класс должен знать, как ему быстрее и безопаснее покинуть здание школы.
Учитель показывает детям план эвакуации школы и знакомит с выходом из помещения именно их класса.
Дети чертят схему эвакуации из класса в рабочей тетради (с. 4, № 3).
— Огонь и вода — две стихии, находящиеся на службе у человека. Но иногда они выходят из повиновения.
Воду закачивают на верхние этажи с большой силой, под давлением. Если где-то в соединении труб появляется небольшая дырка или трубы прогнили, вода вытекает оттуда. Иногда она даже может бить фонтаном. Что может произойти, если в квартире прорвало водопровод?
Конечно, сразу намокают и портятся вещи. Бывает так, что вода протекает вниз, и мы портим не только свою квартиру, но и квартиры соседей. Но опасно ещё и то, что намокают электропровода. Нас может ударить током. Может возникнуть замыкание в проводке, и начнётся пожар. Поэтому с прорывом воды надо сразу начинать бороться.
Рассмотрите схемы на странице 5 в учебнике. Что надо делать, если вас заливает вода?
В каждой квартире есть специальные вентили, перекрывающие воду. Если вы не знаете, где у вас в квартире находятся такие вентили, то обязательно спросите у родителей. Эти краны перекрывают воду в квартире. Перекрыв воду, надо обязательно позвонить диспетчеру и предупредить его о произошедшем. Так же предупреждаются соседи. Если взрослые находятся дома, то они сами всё сделают. Если вы дома одни, то необходимо позвонить на работу родителям.
Если в вашем доме газовая плита или газовое отопление, то вы должны постоянно контролировать исправность плиты, шлангов и всего газового оборудования.
Из-за чего может случиться утечка газа? На плите потухла конфорка. Её мог потушить сквозняк или залить кастрюля, из которой вылилась вода. Могли поиграть дети: покрутить ручки в разные стороны и оставить газ открытым. Могли повредиться шланги, по которым подаётся газ. Все случаи рассмотреть невозможно.
Почему мы чувствуем запах газа? На газовых станциях его специально делают пахучим для того, чтобы мы могли почувствовать, если газ где-то вышел из труб.
Что делать, если вы почувствовали запах газа? Расскажите об этом с помощью схем на странице 6.
Чтобы повторить правила поведения в экстренных ситуациях, выполним задания № 1, 2 на странице 3 в рабочей тетради.
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7.
— Какие выводы вы сделали в ходе урока? Чему научились? Дома дети выполняют задания на с. 7 учебника и № 4 на с. 4 в рабочей тетради.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!