Конспект урока по окружающему миру «Растения», 2 класс. Школа России

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Растения - живые существа

Цели: закрепить знания о классификации растений; познакомить с растениями, относящимися к той или иной группе, с частями растений; помочь осознать социальную значимость изучаемого материала; расширять словарный запас; развивать речь, логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, познавательный интерес к изучению предмета.

Оборудование: иллюстрации и карточки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов, птиц; гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Психологический настрой.

- Нам улыбается зимнее солнышко, улыбнулись и мы ему и с хорошим настроением начинаем урок.

II. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим царства природы, части растений, узнаем, какие бывают растения, будем учиться думать, мыслить, излагать свои мысли ясно и чётко.

III. Проверка домашнего задания.

1. Повторение знаний о царствах природы.

Учитель.

Кто природу любит, много о ней знает,

Тот мои загадки мигом разгадает.

Учитель.

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый,

Как Петрушка, ядовитый ...

Учащиеся. Мухомор. Относится к царству грибов. Учитель. У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками и червячками, а зимой ем всё: и зёрнышки, и крошки хлеба. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?

Учащиеся. Синица. Царство животных.

Учитель. Как нужно зимой заботиться о птицах? Учащиеся отвечают.

Учитель.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелёк.

Учащиеся. Одуванчик. Царство растений.

2. Работа в тетради, с гербарием.

- Сейчас мы повторим части растений.

Дети разгадывают загадки и подписывают части растений в тетради на рисунке-схеме.

- Кормилец семейства, а сам ни с места. (Корень.)

- Весной вырастает, а осенью опадает. (Лист.)

- Маленький, да аленький. (Цветок.)

- Весна богата цветами, а осень... (Плодами.)

- Какая часть растения уже записана?

- Ребята, расскажите какие бывают листья?

3. Индивидуальное сообщение «Тайна зелёного листа».

IV. Повторение изученного материала.

1. Итоги наблюдения за изменениями в природе.

- Месяц февраль в старину называли «лютень», «белогрей», «снежень». Назовите изменения в природе, которые произошли на прошлой неделе.

Учащиеся выполняют задание.

2. Работа с пословицами.

Игра «Собери пословицу».

У учащихся на столах разрезные карточки с частями пословиц.

Учитель. Соберите из частей пословицы.

Февраль - месяц лютый,                                      а март капелью.

Февраль силён метелью,                                     спрашивает, как обутый.

Учащиеся объясняют значения пословиц.

Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Февраль силен метелью, а март капелью.

3. Знакомство с многообразием растений.

1) Знакомство с деревьями.

Учитель. Отгадайте загадку.

Его весной и летом                  Сорвали все рубашки.

Мы видели одетым.                 Но зимние метели

А осенью с бедняжки               В меха его одели.

Учащиеся. Дерево.

Учитель. Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, сосновые боры, дубравы. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

Демонстрация иллюстраций с изображением берёзы, ели, сосны.

- Что вы заметили?

Учащиеся. У дерева один стебель - он толстый, высокий, и его называют стволом.

Чтение вывода в учебнике.

Вывод. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.

Индивидуальное сообщение о берёзе.

Работа в парах - составление рассказа о берёзе.

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Встали ровно, как берёзки, покачали головой,

(Встать прямо. Расправить плечи.

Наклоны головы влево и вправо.)

Хлопнем мы в ладоши звонко и наклонимся с тобой.

Руки кверху поднимаем, и, как ветки, покачались.

(Поднять руки вверх.

Наклоны туловища влево и вправо.)

Раз, два - повернись, три, четыре - наклонись.

(На счет «раз» повернуть туловище влево, на счет «два» - вправо. На счет «три-четыре» - наклонить туловище вниз.)

А теперь присели и тихонько сели.

(Выполнить приседания. Тихо сесть.)

2) Знакомство с кустарниками.

Учитель. В лесах растут не только деревья, но и кустарники: шиповник (лечит от 40 болезней), сирень, калина (показ иллюстраций). Что вы заметили?

Учащиеся. Кустарник имеет несколько стеблей - они тонкие, невысокие, их называют стволами.

Чтение вывода в учебнике.

Вывод. Кустарник имеет несколько стеблей, которые называются стволами.

3) Знакомство с травянистыми растениями (на доске иллюстрации с изображением трав).

Учитель. Ребята, а какие ещё растения, кроме деревьев и кустарников, вы знаете?

Учащиеся. Травянистые растения.

Игра «Узнай по описанию».

Хорошо читающий ученик читает текст о цветочных часах. Учащиеся по описанию называют растение.

- Травянистое растение от 99 болезней.

Учащиеся. Зверобой.

- Раннецветущее травянистое растение, которое появляется среди проталин, позже появляются листья, верхняя часть которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя тёплая, нежная.

Учащиеся. Мать-и-мачеха.

- Название какого растения говорит о том, где оно живёт?

Учащиеся. Подорожник.

- Это растение первый раз цветёт в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам уже утрачивает эту способность.

Учащиеся. Ландыш.

4. Рассказ о Красной книге.

- В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. В книге кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно положение растения, в каких краях встречаются, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает.

- Что нужно сделать, чтобы уберечь растения от вымирания?

Учащиеся. Не рвать цветы, не ломать деревья, не разорять гнёзда.

5. Чтение и обсуждение статьи учебника о растениях - живых существах.

- Какие бывают растения?

- Чем они различаются?

Самопроверка и самооценка работы учащимися.

6. Работа по схеме.

                                                  Растения

Деревья                         Кустарники                           Травы

Учитель. Дополните схему. Приведите примеры представителей растительного мира.

- Лес состоит из трёх ярусов - деревья, кустарники и травы. Лес называют «лёгкими» планеты, потому что лес - это фабрика по выработке кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать леса, тем чище будет воздух на нашей планете.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость,

И даст вам природа здоровье и радость.

V. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке. Определить и отметить на «лесенке достижений» соответствующую ступеньку.

VI. Итог урока.

Учитель. Над какой темой работали? Какое задание вызвало затруднение?

- Что интересного вы узнали на уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать статью учебника; составить рассказ о любом растении.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!