Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опасные места. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Опасные места

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, какие опасные места есть в квартире, доме и ближайших окрестностях. Научатся правильно вести себя в этих местах.

Учебные материалы: DVD, мультфильмы «Крокодил Гена», «Ну, погоди!».

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Отгадайте кроссворд.

1. Полосатая лошадка,

Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке —

По ней люди все идут.          (Переход)

 

2. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

А он держит их руками.           (Троллейбус)

 

3. Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чём же мы с вами по городу

едем?         (Трамвай)

 

4. Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём!

Только лучше правь рулём.      (Велосипед)

 

5. По обочине дороги,

Как солдатики стоят.

Все мы с вами выполняем всё,

Что нам они велят.    (Знаки)

 

9. Дом по улице идёт.

На работу нас везёт.

Не на курьих ножках,

В резиновых сапожках.    (Автобус)

 

6. Не живая, а идёт.

Неподвижна, а ведёт.    (Дорога)

 

7. Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день, и ночь —

Зелёный, жёлтый, красный.    (Светофор)

 

8. В гору лестница ползёт.

Мы стоим — она идёт.    (Эскалатор)

 

10. Не летает, не жужжит.

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.    (Автомобиль)

 

11. Знак зелёный загорится —

Значит, можно нам садиться.    (Такси)

Какое слово открылось в выделенных клетках? Что такое перекрёсток?

Какие вы знаете пешеходные переходы?

Как обходить трамвай? Троллейбус?

Какие правила велосипедиста вы знаете?

На какие группы делят дорожные знаки? Приведите примеры.

На какие части делят дорогу?

Какие бывают светофоры? Что означает каждый сигнал светофора?

Как надо пользоваться эскалатором?

Какие правила поведения в автобусе вы знаете?

Как надо себя вести, если вы пассажир такси?

Какие специальные автомобили вы знаете? Что надо сделать, если такой автомобиль едет с включённым проблесковым маячком?

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Дорожные знаки».

2. Мотивация учебной деятельности

— Мы продолжаем работать с разделом «Наша безопасность» и сегодня говорим об опасных местах, которые могут находиться у нас в доме и рядом с ним.

3. Работа по теме урока

Ученики в парах обсуждают, чем могут быть опасны различные места. Затем их ответы обсуждают в классе.

— Где чаще всего вас подстерегают опасности? Там, где вы живёте, играете, проводите свободное время. Это квартира, двор, улица, а иногда школа. В любом из этих мест можно получить травму, если забыть об осторожности, аккуратности или понадеяться на счастливый случай.

Начнём с квартиры. Вспомните, что в наших квартирах может быть опасным для жизни?

Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 20.

На уроках в прошлом году мы говорили о том, что балкон и подоконник — очень опасные места. Чем они опасны? Как надо себя вести, если вы находитесь на балконе? Какие правила поведения нарушил мальчик в жёлтой футболке?

Прочитаем текст, объясняющий нам правила поведения в квартире.

Дети читают первые два абзаца.

— Мы выходим из квартиры и подходим к лифту. Это очень сложный механизм. Надо уметь пользоваться им. Кто знает, как обращаться с лифтом?

Когда вы будете возвращаться домой, задержитесь перед входом и прочитайте «Правила пользования лифтом». Они есть около каждого лифта.

Учитель показывает кадры из мультфильма «Крокодил Гена», где главные герои строят детям площадку и открывают трансформаторную будку.

— Всем вам с детства знаком этот мультфильм. О каких правилах поведения мы должны вспомнить после этих кадров?

Часто возле наших домов идут строительные или ремонтные работы. Как правило, территория, где идут такие работы, должна быть огорожена. На заборах вешают предупредительные таблички о том, что за забор проходить нельзя. Почему нельзя идти на стройплощадку? Какие опасности могут нас там поджидать?

Учитель показывает кадры из сериала «Ну, погоди!» — на стройке.

— Но дети, к сожалению, часто не обращают внимания на все предосторожности строителей и перелезают через заборы. Чем могут закончиться игры на стройплощадке?

Недалеко от домов, где вы живёте, могут находиться не только двор, но и парк, и лес. Что опасного может таиться там? Прочитайте об этом в учебнике на странице 22.

Мы уже говорили о том, что с незнакомым человеком нельзя входить в подъезд и садиться в лифт. Постарайтесь вообще не разговаривать с незнакомыми вам взрослыми людьми. Запомните: все вопросы взрослые должны задавать взрослым.

Особый разговор обо всём, что зимой покрыто льдом. В этом случае опасным может стать всё.

Что такое гололёд? Это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуара, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды. Гололёд наблюдается при температуре воздуха от 0 до -3 °С. Толщина льда при гололёде может достигать нескольких сантиметров.

Гололедица — тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

Гололёд и гололедица — основные причины травм пешеходов из-за падений. Особенно опасно падать на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.

Вот как описывает это явление поэт И. Лешкевич в своём стихотворении «Гололёд».

Февраль был тёплый, как апрель,

Внезапно подморозило,

А тут ещё снежку метель

На тротуар набросила.

Скользит автобус голубой,

Не зря шофёр волнуется:

Ребята-школьники гурьбой

Перебегают улицу.

Один упал, упал другой,

Поспешность не помощница:

Один затылок трёт рукой,

Другой от боли морщится.

Шофёр отвёл от них беду

(Так не всегда случается)...

На мостовой шалить на льду,

Конечно, воспрещается.

— Какие травмы можно получить из-за падения на льду?

За опасный сезон врачи оказывают помощь более 50 тысячам граждан, пострадавшим на льду в городе Москве. Обычная цифра для «скользкой» педели — от 400 до 1000 человек.

Как надо себя вести во время этих природных явлений, чтобы не получить травм?

В результате обсуждений выводятся правила поведения во время гололёда, которые записываются на доске.

• Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.

• Прикрепите на каблуки металлические набойки.

• Рассчитайте время движения по выбранному маршруту. Выйдите заранее, чтобы не торопиться.

• Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны (а не заняты сумками).

• Если вы подскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения.

Практическая работа

— Перечислите опасные места, о которых мы говорили на уроке. Попробуйте нарисовать условный знак к одному какому-то правилу безопасности, которое вы изучили на уроке, в рабочей тетради (с. 13 № 2).

4. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 23-24 учебника.

— Чему вы научились на уроке? Для чего мы вывели столько правил поведения? Прочитайте вывод, данный в учебнике.

Дома дети выполняют задания на с. 24 учебника и № 3 на с. 13 в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!