Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Охрана растений. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Охрана растений.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, почему многие растения стали редкими, как нужно охранять растения. Научатся оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы.

Учебные материалы: иллюстрации с изображениями растений; таблица «Развитие растения из семени»; интерактивная доска; презентация «Растения Красной книги»; книга «Великан на поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румянцев).

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Как происходит опыление растений? Что образуется на месте цветков? Как семена распространяются? Перечислите этапы развития растения из семени. Смоделируйте их.

Дети отвечают на вопросы теста по теме «Размножение и развитие растений».

2. Мотивация учебной деятельности

— Заканчивая разговор о жизни растений, необходимо вспомнить об их охране. Этому посвящён сегодняшний урок.

3. Работа по теме урока

— Мы не раз говорили о том, что к природе надо относиться бережно. Она нас кормит, поит, одевает и обувает.

К сожалению, деятельность человека наносит вред растительному и животному миру.

Рассмотрите растения, изображённые в нижней части страниц 82-83 учебника.

Какие растения изображены?

О каких растениях мы с вами уже говорили? Что вы помните о ландыше, колокольчике, сон-траве, волчьем лыке, подорожнике?

Какие из этих растений внесены в Красную книгу России? (Сон-трава, ландыш.)

Дети раскрашивают растения в рабочей тетради (с. 38, № 4).

— Многие растения становятся редкими из-за того, что мы их рвём, а затем, через несколько дней, выбрасываем. О том, какие растения становятся редкими или уже занесены в Красную книгу, вам расскажут ребята.

Подготовленные ученики делают мини-доклады. По ходу их рассказов идёт демонстрация презентации с изображениями данных растений.

Ученик 1. Купальница. У скандинавских народов существовало поверье, что лесные духи — тролли — очень любят этот цветок. В Скандинавии он называется цветком тролля. И научное имя его «троллиус». У нас это растение называют купальницей. Почему — не совсем понятно. Это растение совсем не любит купаться. Сырые места любит, но чрезмерную влагу — нет. Тугой, яркий, круглый, плотный цветок этого травянистого растения похож на бубенчик. Купальница — многолетняя трава. Но зацветает она только на девятый год. Это довольно обычное растение, но во многих областях купальница взята под охрану из-за того, что её активно уничтожают любители букетов.

Ученик 2. Кувшинка. Многие считают этот цветок самым красивым в нашей стране. Её чисто-белые лепестки окружены кожистыми тёмнозелёными листьями правильной формы. Очень красиво смотрятся они на фоне воды. Это один из самых крупных водных цветков.

Ещё недавно во многих озёрах и прудах можно было наблюдать утреннее появление кувшинок из воды. Сначала из глубины поднимался большой бутон, затем он превращался в прекрасный белый цветок. Бутоны всплывали перед восходом солнца, а раскрывались с первыми лучами солнца. Когда солнце заходило, цветы кувшинок закрывались и опускались в воду до утра.

Сейчас увидеть кувшинку нелегко. Их безжалостно срывали. Но эти цветы не могут стоять в вазе. У них длинная ножка, так как растения пускают корни на глубину до 4, 5 метров. Оборванный цветок теряет упругость, поэтому не будет стоять ни в какой вазе. Сорвав и выбросив цветок кувшинки, люди губят не только этот цветок, но и его потомство. После цветения кувшинка опускается в воду, где у неё созревает плод. Семена, созревшие в плоде, будут плавать, пока не упадут на дно.

Славянские народы называли кувшинку «одолень-травой», верили, что она излечивает от многих болезней, оберегает от бед.

— Прочитаем рассказ «Как одолели одолень-траву».

Дети читают рассказ в книге «Великан на поляне» на с. 103-106.

— Рассмотрите рисунок на страницах 104-105. Обратите внимание на длинные стебли, уходящие глубоко на дно. На поверхности воды мы видим листья и цветки. Рядом с белой кувшинкой изображён жёлтый цветок. Это растение часто называют жёлтой кувшинкой, потому что его листья напоминают листья белой кувшинки. Это кубышка.

Ученик 3. Кубышка. Кубышка растёт в воде, как и кувшинка. Это её близкий родственник. Своё название растение получило из-за плода, который похож на кубышку. Цветёт растение с конца мая по август. Кубышка — лекарственное растение. Поэтому его обрывали не только из-за цветков, но и из-за лечебных свойств. Но, как и кувшинка, это растение не приспособлено для того, чтобы стоять в вазах.

— Есть в наших водоёмах ещё много водных растений. Часть из них прикреплена ко дну, а некоторые не имеют корней, как водяной орех или водокрас.

Откройте ваши атласы-определители и найдите изображение водокраса. Прочитайте об этом растении.

Кувшинки, кубышки, водяной орех занесены в Красную книгу России.

Это были растения водоёмов. Теперь пойдём в лес. Там цветы не только срываются, они ещё и вытаптываются. Какие растения леса просят у нас помощи и защиты?

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, тёмно-голубые?

И о чём звените вы в день весёлый мая,

Средь некошеной травы головой качая.

(А. Толстой)

— О каком цветке пойдёт речь? (О колокольчике.)

Ученик 4. Колокольчик. Колокольчики «звенят» не только в мае. Они цветут всё лето. И не только «средь некошеной травы» на лугах, но и в перелесках, на обочинах дорог. Существует много видов колокольчиков. Есть крупные и мелкие, широкие и узкие, тёмно-фиолетовые и бледно-голубые. Всего их около 150 видов. Но все требуют к себе бережного отношения. Некоторые виды уже занесены в Красную книгу.

— Послушайте и о других растениях леса.

Учитель рассказывает о пижме и тысячелистнике.

Пижма. Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это растение. Оно высокое, стройное, и все цветы у него расположены на одном уровне. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы — это целые корзиночки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к другу. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из-за них это растение получило своё второе название — дикая рябинка.

Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили домой эти цветы, чтобы отпугнуть тараканов и других паразитов. Пижму используют в медицине.

Тысячелистник. Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймёте, почему его так назвали. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет ещё и ажурные края. Это растение издавна применяли при лечении ран, останавливая кровотечения. В народе его недаром называли и порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им залечивали раны. Поэтому тысячелистник называется ещё и солдатской травой.

Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под палящим солнцем, цветёт до поздней осени.

А ещё на лесной полянке не часто, правда, но можно увидеть красивый Цветок, называющийся ятрышник. Прочитаем о нём в книге «Великан на поляне».

Дети читают рассказ «Кукушкины слёзки» на с. 101-102.

— Почему ятрышник получил второе название — «кукушкины слёзы»?

Найдите в атласе-определителе растения валериану и пастушью сумку.

Прочитайте о них.

Дети читают.

Валериана. Это лекарственное растение. Об этом говорит даже название: «валериана» по-русски — «здоровье». Капли валерианы употребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуждении. Промышленный сбор растения начался ещё при Петре I. Собирают валериану и сейчас. Но делать это трудно.

Увидеть само растение не сложно. Оно высокое и встречается довольно часто на опушках и полянах. Его цветы, собранные «метёлкой» хорошо заметны издали. Лекарственными средствами обладает корень растения, но только осенью, когда цветы уже отцвели, стебель засох, и листья пожелтели. Вот тогда валериану увидеть сложно. В некоторых местах стали закладывать плантации валерианы, чтобы легче было её собирать.

Пастушья сумка. Это невысокая травка с кистью белых цветов на тонком стебельке. На неё обычно не обращают особого внимания. Пастушья сумка также лекарственное растение. Она останавливает кровотечения.

— Мы с вами узнали о некоторых растениях нашего края. Какие из них — водные? Какие лекарственные? Какие растения занесены в Красную книгу?

Что надо делать для охраны растений? Рассмотрите знаки, изображённые на странице 84. О каких правилах поведения в природе они рассказывают?

Дети в парах читают текст учебника на с. 84 и выполняют задания 1-3, 5 в рабочей тетради.

4. Рефлексия учебной деятельности

Дети отвечают на вопросы рубрик «Обсудим!» и «Проверь себя» на с. 85. Если у педагога остаётся время, то он может предложить детям прочитать материал рубрики «Страничка для любознательных», в которой рассказывается о ботанических садах.

Дети делают выводы и сравнивают их с выводами Мудрой Черепахи на с. 85 учебника.

Дома выполняются задания на с. 85 учебника и № 6, 7 на с. 36 в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!