Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. На севере Европы. Плешаков

Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: На севере Европы.

Прогнозируемые результаты:

• Третьеклассники узнают, какие страны расположены на севере Европы. Научатся рассказывать о них по карте, дополнять эти сведения информацией из других источников.

Учебные материалы: интерактивная доска; презентация с изображениями достопримечательностей; политическая карта Европы; карточки с названиями стран, их столиц и флагов; DVD; мультфильмы «Малыш и Карлсон», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок».

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Покажите на карте страны, которые граничат с Россией на северо-западе, на западе и юго-западе.

Какие страны называют странами Прибалтики?

Столицами каких государств являются Минск и Киев?

Покажите их на карте.

Какие страны граничат с Россией на юге?

Назовите морских соседей нашей страны.

Учитель располагает на доске карточки с названиями стран и столиц. — Соотнесите название страны и столицы этой страны.

Дети по одному выходят к доске и составляют пары.

Ученики отвечают на вопросы теста по теме «Наши ближайшие соседи».

— Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

4. Государство, столицей которого является Киев. (Украина)

5. Один из южных соседей Европы. (Азербайджан)

6. Столица этой страны —Таллин. (Эстония)

7. Одна из стран Прибалтики. (Латвия)

По вертикали:

1. Страна, расположенная между Чёрным и Каспийским морями. (Грузия)

2. Государство, имеющее с нашей страной на юге очень протяжённую границу. (Казахстан)

3. Морская соседка. (Япония)

Выслушиваются сообщения детей о странах-соседях.

2. Мотивация учебной деятельности

— Знакомство с соседями нашей страны мы начали с севера. Сегодня мы снова отправимся в этом направлении и узнаем о жизни стран, находящихся в северной Европе.

3. Работа по теме урока

— Прочитайте текст на странице 108 в учебнике и ответьте на вопрос: какие страны находятся на севере Европы? Как называют страны, которые вы перечислили?

Изучите таблицу на странице 109. Что с её помощью можно узнать о Скандинавских странах?

Работа на уроке начинается с того, что класс делят на 5 групп. Каждая группа работает со статьей о предложенной стране. По ходу урока каждая группа начинает знакомить класс со своей страной, а затем учитель дополняет их сведения своими материалами.

Во время этой работы заполняются № 1, 3 и 6 в рабочей тетради на с. 55-58. Учитель демонстрирует слайды с видами стран, их достопримечательностями.

— А теперь поговорим подробнее о каждой из пяти стран. Найдите на карте Норвегию.

Выступают ученики первой группы.

— В тексте вам встретилось незнакомое слово — фьорды. Что оно означает? Рассмотрите изображение фьорда на странице 110.

Норвегию называют страной Полуночного солнца, так как полярный день (когда солнце не заходит за горизонт) в северных областях длится с мая по июль. В середине зимы там почти непрерывно длится полярная ночь.

Норвегия поражает разнообразием природы. Большую часть её территории занимают Скандинавские горы с большими выровненными поверхностями, над которыми возвышаются островерхие гребни, верхушки которых покрыты снежными шапками и ледниками. На бурных реках образовано много водопадов. Склоны гор покрыты лесами. Всего леса занимают около 1/3 территории государства. Растительность Норвегии не отличается большим разнообразием, так как это северный край. В лесах чаще других деревьев можно увидеть ель, сосну, берёзу. Южнее встречаются дуб и бук. Животный мир также типично северный: барсуки, бобры, рыси, куницы, горностаи, песцы, северные олени, грызуны.

Отвесные скалы по берегам морей и фьордов часто усеяны птичьими базарами. Сюда на лето прилетают многие виды перелётных птиц. Среди них Дикие гуси, утки, чайки, гаги, тетерева и полярные куропатки. В морях у берегов Норвегии много рыбы.

Большинство норвежцев живёт в прибрежной полосе в небольших потениях, расположенных по берегам фьордов и долинам рек. В основном °ни занимаются рыболовством, земледелием, животноводством и лесным Хозяйством.

— Из Норвегии переезжаем в Швецию.

Учитель включает фрагмент мультфильма «Малыш и Карлсон», в котором есть изображения домов Стокгольма.

— Как вы думаете, почему в начале разговора о Швеции я показала вам фрагменты из этого мультфильма? Что вы узнали о стране?

Выступают ученики 2-й группы.

— Какое отношение Карлсон имеет к Швеции? Рассмотрите изображение памятника знаменитой писательнице.

Учитель включает фрагмент мультфильма «Путешествие Нильса с дикими гусями».

— Мы с вами вспомнили ещё одно детское произведение, созданное шведским автором. Как оно называется?

Многие дети узнают о Швеции именно из книги «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями». Книга была задумана как учебник географии. Сельма Лагерлёф, автор книги, описала в ней Швецию начала XX века. Многое изменилось за эти годы, но природа и достопримечательности страны остались прежними.

Швеция вытянута с севера на юг на 1600 километров. Северо-западную часть страны занимают Скандинавские горы. На их склонах берут начало многие реки. Значительная часть территории Швеции покрыта лесами. В средней части страны много озёр, которые соединены между собой реками и каналами. Именно здесь расположена столица страны — Стокгольм. Это крупнейший город страны. Он основан в XIII веке. Главными достопримечательностями города являются Королевский дворец, оружейная палата, Королевский монетный двор, Казначейство. В городе много музеев. К самым крупным относятся Исторический музей, Национальный музей, Музей современного искусства, художественная галерея «Лилье-вальс».

С конца XIV века и до начала XVI века Швеция много воевала со своими соседями, в том числе и с Россией. Но с 1815 года перестала участвовать в войнах.

Всему миру известны имена шведских учёных. Карл Линней (XVIII век) произвёл классификацию растений и животных. Андерс Цельсий (XVIII век) изобрёл температурную шкалу. Альфред Нобель (XIX век) изобрёл динамит. Ежегодно за особый вклад в развитие науки вручается Нобелевская премия, которую учредил этот учёный.

В канун Нового года миллионы детей пишут письма Санта-Клаусу в Лапландию. Вспомните, в какой сказке вы читали об этой стране.

Учитель показывает кадры о Лапландии из мультфильма «Снежная королева».

— Эта страна, описанная Андерсеном в сказке «Снежная королева», существует на самом деле. И находится это место на территории Финляндии. В Лапландии, на Северном полярном круге, построен деревянный дом, в котором живёт Санта-Клаус. Эту роль играет актёр.

Чем славится Финляндия? Что такое аквапарк?

Выступают ученики 3-й группы.

— Финляндия — ближайшая к нам северная страна Европы. От Санкт- Петербурга до её границы ехать на поезде или машине всего несколько часов.

Центральная и южная часть страны покрыта лесами (тайга, лесотундра). Около 7/10 территории Финляндии покрыто лесами.

Давайте на диаграмме покажем это количество.

— Большую часть этих лесов составляет сосновый бор. Здесь можно увидеть таких крупных животных, как волк, медведь, росомаха, рысь, северный олень.

В Финляндии огромное количество озёр, которые соединяются между собой короткими порожистыми реками. Они были образованы тысячи лет назад талыми ледниковыми водами. Кроме лесов и озёр, в стране много болот. Сами финны называют свою страну Суоми, что переводится как «страна болот». Около 1/3 территории Финляндии занято болотами.

Изобразите на диаграмме, какая часть территории занята болотами.

— Столица Финляндии — Хельсинки — расположена на скалистом полуострове у Финского залива, где бухты чередуются с каменными мысами, в прибрежных водах много островов.

Около 100 лет Финляндия входила в состав России как Великое княжество Финляндское. С 1917 года страна стала независимой.

Рассмотрите фотографии в учебнике на странице 114. Какой известный сказочник родился в Дании? Вспомните, какие произведения Ханса Кристиана Андерсена вам известны. Проверим, как хорошо вы знаете эти произведения.

Учитель показывает фрагменты из мультфильмов, снятых по сказкам Андерсена, или читает отрывки из сказок. Дети должны назвать произведение.

— Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании. Отец его был бедным башмачником. Все предметы, которые мальчик видел в доме, — солдатика, сделанного из старой оловянной ложки, штопальную иглу, огород в ящике, — ожили в его сказках. Ханс учился с увлечением, всё свободное время он читал книги и слушал сказки, которые любил больше всего. Он решил стать писателем и сочинять сказки.

Сто с лишним лет назад в одной маленькой шотландской гостинице произошёл такой случай: путешественник забыл в номере свою трость. Хозяин гостиницы привязал к ней записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» — и отнёс вещь на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила её адресату. Как вы думаете — почему?

Уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека. Может быть, именно с этой тростью запечатлел писателя автор памятника.

Что вы узнали о Дании?

Выступают ученики 4-й группы.

— Рассмотрите таблицу в учебнике на странице 109. Кто правит Данией?

В современной Дании — конституционная монархия. Главой государства является королева Маргрета И. Но реально страной управляет парламент, выбираемый народом.

Столица Дании — Копенгаген. Это крупнейший порт Скандинавии. Городу более 800 лет. На его улицах можно встретить большое количество велосипедистов. На велосипедах ездят все — от школьников до стариков Символом города и всей страны стала бронзовая Русалочка, героиня сказки Андерсена.

На территории Дании поля чередуются с пастбищами, небольшими лесами и болотами. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям, прохладному лету и тёплой зиме. Снег здесь выпадает редко и быстро тает.

Ещё одна страна, с которой мы познакомимся, — Исландия.

Что вы о ней узнали?

Выступают ученики 5-й группы.

— Найдите страну на карте на странице 108. По таблице на странице 109 узнайте название столицы Исландии. Кто управляет страной?

Эта страна находится почти у Северного полярного круга. Климат здесь суровый, снег держится почти полгода. Ледники покрывают почти 1/10 часть территории Исландии. Изобразите на диаграмме территорию, которая свободна от ледников.

На острове соседствуют лёд и пламя. Здесь находится около 200 вулканов, 30 из которых активно извергаются. В Исландии часто бывают землетрясения. По всей Исландии из трещин в земной коре вырываются фонтаны горячей воды — гейзеры. Наиболее известен Большой Гейзер, который часто выбрасывает вверх струю горячей воды и пара. Гейзеры помогают исландцам обогревать дома и теплицы.

В Исландии много озёр и торфяных болот. Из растительности на острове преобладают мхи и травы, которые произрастают вдоль побережья. Центральная часть Исландии представляет собой каменистую пустыню. На морском побережье можно увидеть птичьи базары. Животных в Исландии мало. В окружающих морях раньше водилось много тюленей и китов, которых в большом количестве истребляли.

В прибрежных водах Исландии много рыбы, поэтому главное занятие Отелей острова — рыболовство. Здесь также развито животноводство. Разводят коров, овец, коз. Поэтому 90% хороших земель занято посевами кормовых трав.

Столица страны — Рейкьявик — очаровательный город с малоэтажными домиками с цветными крышами.

4. Рефлексия учебной деятельности

— Мы с вами познакомились со Скандинавскими странами. Перечислите их. Покажите их на карте. Назовите столицы этих стран.

Сравните флаги Скандинавских стран. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?

Дети выполняют задания № 2,4, 5 в рабочей тетради на с. 55-57.

Учитель прикрепляет на доску карточки с названиями стран, их столиц и флагов. Дети распределяют карточки по странам.

Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 116-117 учебника.

— Какие страны располагаются на севере Европы? Что вы узнали об этих странах?

Дома дети выполняют задания на с. 117 учебника и № 7 на с. 58 в рабочей тетради.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!