Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Берегите воду. Плешаков
Разработка урока окружающего мира в 3 классе. Тема: Берегите воду!
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают, почему и как надо охранять и беречь воду. Научатся изображать с помощью модели источники загрязнения воды.
Учебные материалы: DVD, диск «Мы знакомимся с природой» (фильм «Как спасти воду»); схема «Круговорот воды в природе»; рисунки для крестословицы.
Ход урока
1. Актуализация знаний
— Что вы наблюдали в опыте с блюдцами, наполненными водой? В каких состояниях может быть вода? При каких условиях вода из жидкости превращается в твёрдое вещество? Что с ней происходит при замерзании? Что такое пар? Пользуясь схемой «Круговорот воды в природе», расскажите о путешествиях воды.
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Превращения и круговорот воды».
2. Мотивация учебной деятельности
— Мы с вами много говорили о воде как веществе, познакомились с её свойствами, узнали о её превращениях и путешествиях. Заканчивая разговор о воде, хотелось бы вспомнить о необходимости её охранять и беречь. Этому будет посвящён сегодняшний урок.
3. Работа по теме урока
— Где в природе мы встречаемся с водой?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
— Так где и в каком виде мы встречаемся с водой?
На уроках мы постоянно говорим о том, что воду надо беречь. Объясните, почему к воде должно быть именно такое отношение? Где и как человек использует воду?
2/3 земной поверхности занято водой. Давайте изобразим это на диаграмме.
— Как это понять? Представьте, что перед вами десятилитровое ведро с водой. А выпить можно только стакан жидкости. Но эту воду человек не может использовать, так как она солёная. Пресной воды вроде бы много, но не вся она доступна человеку. На Земле всего 2,5 % от общего количества воды пригодно для питья. Вот и получается, что кругом много воды, но ею нельзя пользоваться. Недостаток в хорошей пресной воде испытывает 1/3 часть населения Земли.
Куда и как расходуется вода?
Например, чтобы вырастить 1 килограмм картофеля, требуется более 100 литров воды. Одно растение подсолнечника за лето «выпивает» 200-250 литров воды.
Чтобы выплавить 1 тонну чугуна и переработать её в сталь, расходуется 300 тонн воды.
Как люди расходуют воду?
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. Наполняя ванну лишь до половины, расходуется 200 литров воды. Разовый смыв в туалете — это 5-10 литров воды. В среднем из обычного водопроводного крана вытекает 15 литров воды в минуту. Из оставленного открытым крана выливается за час около 1000 литров воды.
Подсчитано, что каждый москвич в среднем расходует около 400 литров воды в сутки. Это очень много. Человек, живущий в доме без водопровода, тратит в 2-3 раза меньше воды. Тот, кто носит воду из колодца, поневоле становится экономным.
Сравните ежедневный расход воды на человека в некоторых зарубежных городах.
Брюссель — 141 литр Афины — 160 литров
Барселона — 235 литров Лондон — 286 литров
Вена — 317 литров Москва — 400 литров
Маленькие цифры говорят не о том, что люди там не любят мыться, а о том, что вода в этих странах стоит гораздо дороже. Люди экономят воду — берегут деньги. Во многих странах в квартирах установлены счётчики воды. Там оплачивается каждый литр израсходованной воды.
Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Течёт река».
Подготовленные ученики читают стихотворение.
Течёт река издалека...
Течёт река... Течёт река...
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней — пышнее облака.
Свежей дыханье ветерка.
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Течёт река... Течёт река...
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне...
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому попробуй передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот.
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.
Была. Вот именно — была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаём...
Река становится ручьём!
Уже и лодки на мели...
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
— О чём это стихотворение? Из-за чего исчезла река? Может ли такое произойти на самом деле? Нет, конечно, но вспомните, сколько воды вытекает из крана за час? Сколько воды выльется зря, если у вас дома из неисправного крана будет течь вода?
Читая сказки, вы встречали на их страницах упоминание о «живой» и «мёртвой» воде. Существует ли такая вода?
Живая вода существует в природе на самом деле. Правда, ею нельзя, как в сказках, оживить мёртвого человека. Но поправить здоровье такая вода может. Называют эту воду минеральной. Своё название она получила из-за содержащихся в воде солей.
Дождевая вода просачивается в недра земли, встречает на своём пути Различные вещества и растворяет их. Обогащённая этими минеральными солями, вода выбирается на поверхность и образует целебный источник.
— В природе существует много разнообразных минеральных вод. Каждой из них человек даёт свой «паспорт», в зависимости от содержащихся в ней веществ.
Минеральная вода полезна для здоровья. Люди пьют её и принимают лечебные ванны по назначению врача.
В России первый курорт с минеральными водами был основан в 1714 году при Петре I на водах Карелии. Всего в нашей стране разведано около 1500 крупных месторождений минеральных вод. Более 300 источников работают на курорты и санатории.
Вода необходима человеку, но часто он наносит огромный вред водоёмам. Приведите примеры неправильного поведения человека.
Дети в парах читают текст на с. 59 учебника, определяют источники загрязнения воды, выполняют задание № 1 на с. 25 рабочей тетради, анализируют схему на с. 60-61 учебника и изготавливают модель «Источники загрязнения воды».
— Что надо делать, чтобы помочь природе?
Прочитайте статью «Как охраняют воду от загрязнения» на странице 60.
Представьте, что бы сказала речка, на берегу которой построили промышленное предприятие.
Учитель читает детям сказку.
Как Кап Капыч речку спасал
Меня зовут Кап Капыч Капелюхин. Я — водолей. Я повелитель таинственных вод, смотритель магических сосудов, верховный магистр грибного и проливного дождя, кавалер ордена Ночной Грозы...
Как-то раз пришла ко мне в гости Речка. Такая измученная, такая усталая — ни жива ни мертва.
— Ох, Кап Капыч, — говорит она, — не знаю, что и делать. Невмоготу стало жить. Автомашины прямо на берегу моют, грязь вперемешку с бензином в меня сливают, мусор прямо в воду бросают, а тут ещё завод на берегу построили, и он меня скоро погубит.
— А ты сама, — спрашиваю я Речку, — возмущалась? Из берегов выходила?
— Что ты, Кап Капыч, — отвечает Речка. — Этот город на моих глазах рос. Я его люблю, как родного сына. А если я из берегов выйду, то затоплю его улицы и площади. Нет. Не выходила я из берегов и не хочу.
Посмотрел я на Речку, послушал. Чувствую, в одиночку мне Речку не спасти. Надо друзей на помощь звать. Собрался я с духом и дал своим друзьям телеграмму.
ТЕЛЕГРАММА
КУДА: В ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
СРОЧНО!
НАДО СПАСАТЬ РЕЧКУ!
ВАШ ДРУГ
КАП КАПЫЧ КАПЕЛЮХИН ВОДОЛЕЙ
Всполошились мои друзья. Примчались Речке на помощь. Голубой патруль вдоль берегов речки ходит, день и ночь дежурит. Смотрит, чтобы никто в Речку мусор не бросал и автомобилей в Речке не купал.
Корабль-чистильщик вдоль Речки плавает — чистит речное дно и воду в речке заодно. А завод в другое место перенесли, чтобы никому неповадно было воду в Речке губить.
Я сам все родники и ручейки почистил, чтобы побольше в Речку свежей воды текло. Посветлела вода в речке, и Речка ожила. Был я недавно у неё в гостях. На берегу мальчишки с удочками стоят. Значит, рыба появилась. А рыба — она только в живой воде водится.
И вода в городе теперь есть с утра до вечера и с вечера до утра. Пей — не хочу. Вот так и спасли Речку.
(По М. Пластову)
— Понравилась вам сказка? Чем? Можно ли позаботиться и о других водоёмах так же, как о героине сказки? Давайте посмотрим, что ещё делают люди для охраны воды.
Учитель показывает фильм «Как спасти воду?».
- Что мы с вами можем сделать для сохранения воды? Прочитайте статью «Не расходуй воду напрасно!».
4. Рефлексия учебной деятельности
Дети отвечают на вопросы в учебнике на с. 63.
— Что вы узнали на уроке? Чему научились? Какие выводы сделали? А какие выводы сделала Мудрая Черепаха? Сравним их.
Заполните крестословицу.
— Какие слова открылись в выделенных клетках? Как вы их понимаете? Дома детям предлагается придумать и нарисовать плакат «Берегите воду», а также выполнить задания на с. 63 учебника.
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Какая бывает промышленность. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Надежная защита организма. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Наши проекты: «Экономика родного края». Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Опора тела и движение. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!