Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Золотой луг»
Урок литературного чтения в 3 классе. М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Пришвина; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание; формировать умение сравнивать прозаический и поэтический тексты.
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять литературные произведения, сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет М. Пришвина, фотографии одуванчиков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворений наизусть.)
— Расскажите о своем одуванчике, который вы нарисовали.
III. Актуализация знаний
— Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали в учебнике или самостоятельно.
— Что вы можете сказать об этих произведениях? {Они интересны, написаны доступным языком, из них мы узнаем о жизни природы.)
— Прочитайте на с. 148 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать.
— Как вы думаете, о чем мог написать Михаил Пришвин в этом произведении?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
(Рассказ М. Пришвина «Золотой луг» читают хорошо читающие ученики и учитель.)
— Какие чувства вы испытываете после чтения?
— Удалось ли автору поразить вас?
— Что вас привлекло в этом рассказе?
— Подходит ли тексту его название?
— Прочитаем текст еще раз по частям.
(Чтение первой части.)
— От чьего лица ведется повествование?
— Можно ли сказать, что автор и рассказчик — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, рассказчик — мальчик.)
— Кто был старше из братьев? Почему?
— Как это — идти в пяту? (За ним, след в след. Того и гляди на пятки наступишь.)
— Что такое промысел? (Занятие, ремесло, источник существования.)
— Что такое забава? (Игра, развлечение, шутка.)
— Заметили ли вы детскую словесную изобретательность? (Фукну, фукнет.)
— Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?
— Как рассказчик называет одуванчики? Найдите в тексте. (Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны.)
— Как можно озаглавить первую часть? («Цветы для забавы», «Постоянная забава».)
(Чтение второй части.)
— Что заставило мальчика заняться наблюдением?
— Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?
— С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.)
— В чем основная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг.)
— Как озаглавим вторую часть? («Тайна золотого луга». «Секрет одуванчиков».)
(Чтение третьей части.)
— Это заключение. В нем содержится вывод, подтверждение основной мысли всего текста. В чем же состоит основная мысль текста? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка — тайна, которую надо только увидеть.)
— Как теперь называет одуванчики рассказчик?
— Как озаглавим эту часть? («Одни из самых интересных цветов».)
(Выразительное чтение по цепочке.)
VI. Рефлексия
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— За что бы вы себя похвалили?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
Про одуванчик есть загадки. Вот одна из них.
Золотисто-желтый днем,
Он зеленый вечером.
Подожди неделю —
Станет белый-белый.
Еще подождешь —
Только лысинку найдешь!
— Почему рассказ называется «Золотой луг»? Как вы понимаете это выражение? (Золотой луг — желтый от одуванчиков.)
— Что означает здесь слово золотой? (Желтый, цвет золота.)
— А что еще может быть золотым?
- Послушайте отрывок из стихотворения Е. Авдиенко.
Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
— Объясните значение словосочетаний золотые часы, золотой человек.
Домашнее задание
Найти материал об одуванчиках. Выучить отрывок из текста М. Пришвина.
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе
Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»
Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»
Нет комментариев. Ваш будет первым!