Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Золотой луг»

Урок литературного чтения в 3 классе. М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Пришвина; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание; формировать умение сравнивать прозаический и поэтический тексты.

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять литературные произведения, сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет М. Пришвина, фотографии одуванчиков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворений наизусть.)

— Расскажите о своем одуванчике, который вы нарисовали.

III. Актуализация знаний

— Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали в учебнике или самостоятельно.

— Что вы можете сказать об этих произведениях? {Они интересны, написаны доступным языком, из них мы узнаем о жизни природы.)

— Прочитайте на с. 148 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

— Как вы думаете, о чем мог написать Михаил Пришвин в этом произведении?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

(Рассказ М. Пришвина «Золотой луг» читают хорошо читающие ученики и учитель.)

— Какие чувства вы испытываете после чтения?

— Удалось ли автору поразить вас?

— Что вас привлекло в этом рассказе?

— Подходит ли тексту его название?

— Прочитаем текст еще раз по частям.

(Чтение первой части.)

— От чьего лица ведется повествование?

— Можно ли сказать, что автор и рассказчик — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, рассказчик — мальчик.)

— Кто был старше из братьев? Почему?

— Как это — идти в пяту? (За ним, след в след. Того и гляди на пятки наступишь.)

— Что такое промысел? (Занятие, ремесло, источник существования.)

— Что такое забава? (Игра, развлечение, шутка.)

— Заметили ли вы детскую словесную изобретательность? (Фукну, фукнет.)

— Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

— Как рассказчик называет одуванчики? Найдите в тексте. (Неинтересные цветы — простые, обычные, без всякой тайны.)

— Как можно озаглавить первую часть? («Цветы для забавы», «Постоянная забава».)

(Чтение второй части.)

— Что заставило мальчика заняться наблюдением?

— Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?

— С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (С пальчиками на ладони.)

— В чем основная мысль этой части? (Раскрывается тайна названия луга, описывается луг.)

— Как озаглавим вторую часть? («Тайна золотого луга». «Секрет одуванчиков».)

(Чтение третьей части.)

— Это заключение. В нем содержится вывод, подтверждение основной мысли всего текста. В чем же состоит основная мысль текста? (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка — тайна, которую надо только увидеть.)

— Как теперь называет одуванчики рассказчик?

— Как озаглавим эту часть? («Одни из самых интересных цветов».)

(Выразительное чтение по цепочке.)

VI. Рефлексия

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— За что бы вы себя похвалили?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

Про одуванчик есть загадки. Вот одна из них.

Золотисто-желтый днем,

Он зеленый вечером.

Подожди неделю —

Станет белый-белый.

Еще подождешь —

Только лысинку найдешь!

— Почему рассказ называется «Золотой луг»? Как вы понимаете это выражение? (Золотой луг — желтый от одуванчиков.)

— Что означает здесь слово золотой? (Желтый, цвет золота.)

— А что еще может быть золотым?

- Послушайте отрывок из стихотворения Е. Авдиенко.

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

— Объясните значение словосочетаний золотые часы, золотой человек.

Домашнее задание

Найти материал об одуванчиках. Выучить отрывок из текста М. Пришвина.

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»

Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»

Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!