Конспект урока «Государственные символы России», 1 класс

Урок в начальной школе на тему: «Государственные символы России»

Цели:

- визуальное знакомство с государственным флагом Российской Федерации;

- знакомство с образом солнца в народном искусстве (песне, загадке, сказке, вышивке);

- развитие образного мышления и эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование эстетического отношения к гербу и флагу России.

I. Наблюдение на прогулке в предпраздничный день вывешенных на зданиях государственных флагов.

В процессе наблюдения следует отметить цвета и порядок расположения полос флага. Целесообразно обратить внимание на то, что флаги яркие, нарядные, что они красиво развеваются на ветру, создают праздничное настроение.

Зачитать стихотворение:

Гордо рею я на манте корабля,

И в бою солдаты берегут меня.

Я России часть и знак -

Красно-сине-белый флаг!

С. Куприна

Государственный флаг - это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран.

Учитель показывает изображение флагов некоторых стран, например США и Канады.

У каждого флага цвет и рисунок имеют свое значение.

На государственном флаге России - нашей родины - мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.

Вверху - белая полоса. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синяя полоса - она в середине - говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.

Красная полоса - нижняя - означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Во всех странах флаги вывешивают на улицах в дни государственных праздников, торжественных событий. Во время спортивных соревнований в честь победителей поднимают флаг той страны, гражданами которой они являются, и исполняется гимн этой страны.

Улицы городов накануне праздников становятся красивыми и нарядными от вывешиваемых флагов.

В России общегосударственными праздниками являются: 1-5 января - Новый год, 1 Мая - Праздник весны и труда, 9 Мая - День Победы, 12 июня - День России, 4 ноября - День народного единства, 8 Марта - Международный женский день, 23 февраля - День защитника Отечества. Города украшаются не только большими трехцветными флагами, но и разноцветными флажками разной формы. Они напоминают нам о событиях, которые происходили в этот день, создают праздничное настроение.

II. Материалы в помощь учителю об истории возникновения государственных символов России.

Официальная символика государства существует сегодня в триединстве, то есть она состоит из трех элементов: герб, флаг и гимн. Однако утвердилось это совсем недавно, а именно в XIX веке, и закреплено специальными законами.

Российский герб представляет собой золотого орла на красном фоне солнца, сияющего своими лучами-перьями.

Цвета российского флага не случайно связаны с народными представлениями о красоте. В русском народном костюме наиболее часто встречаются такие цвета: белый, красный, синий. Из белого полотна шили рубахи, из красной и синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, о легких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Синева неба, рек, озер и морей запечатлена в синей полосе, а красный цвет - это цвет огня и солнца, тепла и радости.

В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество сравнений придумали, множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим высоко в небе. Так пели в старинных русских и украинских песнях. Как и огонь, солнце дарит тепло и свет. Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицей. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная птица. Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогонял ночную тьму и приветствовал восход солнца. Кто такой Петушок Золотой гребешок?

(Учитель просит детей вспомнить стихи, потешки, песни о петушке.)

Чтобы лучше подчеркнуть красоту солнца, его сравнивают с молодой девушкой, в сиянии лучей проходящей по небосклону. Этот образ сохранился в загадках: «Красная девушка по небу ходит», «Умоюсь росой, расчешу золотые косы».

Солнце напоминало человеку добрую, заботливую, ласковую матушку. «Матушка, красна солнушка» - так величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила как дружную семью.

Светел месяц -

То хозяин во дому.

Красно солнышко -

То хозяюшка,

Часты звездочки –

Малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей, славяне, стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

У этой березы коренье булатное.

У этой березы кора позолочена.

У этой березы прутья серебряны.

На этих же прутьях листья камчатные.

Даже трава росла необыкновенная,

Трава-мурава, трава шелкова.

На каждой на травинке по цветочку цветет.

На каждом на цветочке по жемчужинке висит.

Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце Царь-Солнце восседает на пурпуровом златотканом престоле. Вот как народная песня описывала его лучи-волосы:

В три ряда его желты кудри завивалися,

Во первый-тo раз завивались красным золотом,

Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,

А в третий раз завивались скатным жемчугом.

Подле престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями.

Солнечную колесницу вышивали на белом полотне яркими красными и синими нитями русские крестьянки. Когда-то давно украшали такие вышивки нарядные рубахи, края полотенец, скатертей-столешниц, подзоры кроватей.

Два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит правой рукой птиц, а наверху - само Солнце. На старинных вышивках можно было увидеть и сестер Солнца - Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю. Народные предания говорят, что Утренняя Заря выводила солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря поднимала ее. Узором с изображением солнечной колесницы украшали женские головные уборы - кокошники. Золотыми нитями по алому бархату или жемчугом по блестящей парчовой ткани вышивали орлов, везущих по небу Солнце.

Сама русская крестьянка напоминала солнышко, прекрасную царевну. Нарядный, особенно свадебный костюм русской женщины, сиял как солнце. Блестела и переливалась шелковая ткань сарафана, украшения из речного жемчуга, сверкало золотое шитье и парча.

Искусство вышивания имело свои особенности. Были в нем черты, присущие всем народным промыслам. Цветы, ягоды, птицы хохломской или Городецкой росписи похожи и непохожи на существующие в природе. Форма их упрощена, а завитки богато расцвечивают узор. Глиняные игрушки - филимоновские, дымковские, каргопольские - украшают узоры, составленные из простых и строго определенных элементов. Круги, волнистые линии, точки и полосы — это упрощенные изображения солнца, воды, земли, растений.

С течением времени стал забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах двуглавый орел на геральдическом щите является гербом нашей страны России, ее главным отличительным знаком.

Вопросы к учащимся:

1. Как вы думаете, почему в Древней Руси люди поклонялись солнцу?

2. Как, на ваш взгляд, можно объяснить цвета на российском флаге?

III. Домашнее задание.

Дети могут выразить свои впечатления в рисунке «Солнышко». Можно предложить нарисовать понравившиеся образы солнца по мотивам народных росписей, составить декоративную композицию или панно. Можно также предложить составить из цветной бумаги флаги или нарисовать их (на закрепление).

Похожие статьи:

Классный час «Урок гражданина», 1 класс

Внеклассное мероприятие «Россия - Родина моя», 3 класс

Информационно-познавательная беседа для начальной школы «Герои России»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!