Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку, 3 класс
Конспект интегрированного урока для 3 класса. Тема: Б. Гребенщиков. «Под небом голубым...». Имя прилагательное, обобщение. Литературное чтение и русский язык
Цели урока:
- повторить известные учащимся сведения об имени прилагательном;
- тренировать детей в употреблении имен прилагательных в письменной и устной речи; вызвать потребность пользоваться прилагательными в своих высказываниях;
- познакомить с употреблением прилагательных в литературной речи;
- приобщить к литературе как искусству слова;
- ввести учеников через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Оборудование: книги: Б. Заходера «Стихи» и «Детская Библия»; музыкальный альбом группы «Аквариум»; таблица «Имя прилагательное как часть речи»; памятка «Читай выразительно».
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Эмоциональный настрой.
- Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг».
- Как вы понимаете эти слова?
2) Целевая установка.
- Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном и его роли в речи человека, в художественной литературе, прочитаем новое произведение и выясним, почему это стихотворение поместили в раздел «И кот ученый свои мне сказки говорил...»
- Вам интересно об этом поговорить?
II. Обобщение по теме «Русские народные сказки».
1) Беседа по вопросам.
- Что такое сказка?
- На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)
- А по авторской принадлежности? (Литературные и народные.)
2) Викторина «Знаешь ли ты сказки?».
- Вспомните сказки, фразы из которых я прочитаю.
- Запишите названия сказок, подчеркните в них имена прилагательные.
«Вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».
«Лети, лети лепесток...»
«По-щучьему веленью, по моему хотенью...»
«У меня зазвонил телефон...»
«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла...»
«Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой».
«Ах, как велик мир! - сказали утята».
- Проверим, как вы знаете сказки.
Ответ: «Сивка-бурка», «Цветик-семицветик», «По-щучьему веленью», «Телефон», «Волк и семеро козлят», «Малахитовая шкатулка», «Гадкий утенок».
- Молодцы, вы правильно выполнили задание. А теперь скажите, какие из этих сказок народные, а какие литературные.
- Как вы находили имена прилагательные?
III. Актуализация опорных знаний и выявление затруднений.
- Чтение авторского текста на с. 18.
- Какие сказки вы больше всего любите?
- Послушаем, что говорят о своих любимых сказках Настя и папа.
- Запись с доски в тетрадь.
В моей Вообразилии...
Умеют львы косматые (какие?)
Скакать верхом на палочке,
А мраморные (какие?) статуи
Сыграют с вами в салочки.
- Подчеркните имена прилагательные.
- Поставьте к ним вопросы.
- Что необычного вы заметили в этом отрывке?
- Какие образы представили при чтении?
- Какая часть речи нам в этом помогла?
IV. Постановка учебной задачи.
- На какой же вопрос нам предстоит ответить в конце урока? (Какова роль имен прилагательных в речи?)
V. «Открытие» нового знания.
Работа по содержанию стихотворения Б. Гребенщикова «Город» на с. 19.
f) До чтения.
- Стихотворение какого поэта мы сейчас вспомнили? Как оно называется? (Б. Заходер. «Моя Вообразилия».)
- Кто населял эту страну?
- Представьте, что в этой стране есть город. Каким вы его видите? Кто его жители?
- Рассмотрите рисунок на с. 19.
- Что он вам подсказал? Кого помог представить? (Героев стихотворения.)
- Авторы этого стихотворения, Б. Гребенщиков, А. Волохонский, А. Хвостенко, - это музыканты группы «Аквариум». (Показ музыкального альбома группы «Аквариум».) Они сочинили песню «Город» на основе музыки XVI века. Чуть позже мы послушаем эту песню.
б) Чтение стихотворения про себя.
- О каком городе вы прочитали?
- Можно ли найти его на карте?
- Какие образы создали авторы?
- При помощи каких художественных определений?
- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
(На доске таблица «Имя прилагательное как часть речи».)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Что они обозначают?
в) Чтение стихотворения вслух по строфам и беседа по ходу чтения.
1-я строфа.
- Каким представляется город?
- Имеет ли он границы? (Нет, ворота прозрачные.)
- Что самое интересное в городе?
2-я строфа.
- Каких животных напоминают обитатели городского сада?
- Опишите этих чудесных животных и город, в котором они живут.
Словарная работа.
- На что обращают внимание читателей авторы? (На глаза, взгляд этих животных.)
- Какой он у орла?
- Объясните строку «...Другое вол, исполненный очей». («Наполнен очами», то есть большеглазый.)
Работа в тетради по вариантам.
I вариант - выписывает имена прилагательные, относящиеся к городу.
II вариант - выписывает имена прилагательные, относящиеся к животным.
- Укажите род, число имен прилагательных и задайте вопрос.
- Проверим выполненное задание.
I вариант: город (какой?) золотой - ед. ч., м. р., с воротами (какими?) прозрачными - мн. ч., звездой (какой?) яркою - ед. ч., ж. р., сад (какой?) дивный - ед. ч., м. р.
II вариант: лев (какой?) желтый, огнегривый - ед. ч., м. р., орел (какой?) золотой, небесный - ед. ч., м. р., вол (какой?) синий -ед. ч., м. р.
- Как определяли род и число прилагательных? (По существительным.)
3-я строфа.
- Что это за звезда?
- Послушаем два мнения.
1-й ученик. Существует легенда, что при рождении человека загорается в небе новая звезда. От того, чем наполнена жизнь человека, зависит ее яркость. Если ты умеешь любить и душа у тебя светлая, то твои мечты сбудутся и тебе откроется «дорога в дивный сад».
2-й ученик. Другая легенда повествует о том, что речь идет о Вифлеемской звезде, единственной возвестившей о рождении Христа. И сюжет этого стихотворения взят из Ветхого Завета: Исайя, глава 11, стих 6.
- Какая из легенд вам больше понравилась? Почему?
- Чем эта звезда напоминает сказочный клубочек? (Она укажет всем дорогу в дивный сад.)
- Над какой строкой авторы предлагают нам задуматься? Поразмышляем вместе. («Кто любит, тот любим...»)
4-я строфа.
- Что заметили? (Повторяется 2-я строфа.)
- Как вы думаете, для чего?
(Авторам важна «встреча» с этими вымышленными животными, такое построение напоминает сказку с ее повторами и песню, где есть припев.)
- О чем это стихотворение?
- Согласны ли вы, что это стихотворение о чудесной и прекрасной мечте в человеческой жизни?
- А о чем мечтаете вы?
Физкультминутка
Гимнастика для отдыха глаз.
1. И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 5-7 раз.
2. И. п. - стоя. Смотреть перед собой 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
- Работа в тетради (по выбору).
- Что же вы можете сказать о роли прилагательных в речи? (Они уточняют наши мысли, украшают речь, помогают нарисовать словами картину.)
- Сейчас попробуйте описать свою мечту, используя как можно больше имен прилагательных. Имена прилагательные подчеркните.
- А те из вас, кто еще не готов к этой работе, догадайтесь, какие имена прилагательные образованы от данных существительных, найдите их в тексте, выпишите.
Золото, грива, огонь, небеса, диво, синь.
Проверка: чтение нескольких составленных текстов; образованных слов: золотой, огнегривый, небесный, дивный, синий.
- Чей текст вам понравился больше всего?
г) Самостоятельное чтение, подготовка к выразительному чтению (по памятке).
ПАМЯТКА «ЧИТАЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
1. Прочитай внимательно текст.
2. Выясни значение непонятных слов.
3. Определи логическое ударение.
4. Расставь паузы.
5. Выбери темп и ритм чтения.
6. Определи тембр и мелодику речи.
д) Выразительное чтение.
(Читают 2-3 ученика.)
VI. Заключительная беседа.
- Чье чтение вам понравилось больше? Почему?
- На следующем уроке мы проведем конкурс на лучшего чтеца. Подготовьтесь дома, учтите замечания товарищей.
- Прочитайте еще раз 3-ю строфу.
- Какую мысль авторы спрятали между строк?
- Каким же должен быть человек, мечтающий попасть в дивный город?
- Какими человеческими качествами и чертами характера он должен обладать?
- Как он должен относиться к окружающим людям?
- Как вы почувствовали настроение стихотворения?
- Послушайте, как Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» передают настроение стихотворения.
(Слушание песни «Город» в исполнении певца.)
- Что, какие чувства вызвала у вас эта песня?
- Над чем побудила задуматься?
- Оправдано ли то, что стихотворение «Город» входит в раздел «И кот ученый свои мне сказки говорил...»? Докажите.
VII. Итог урока.
- Догадайтесь, какая часть речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Н. М. Бетенькова
- О чем это определение в стихах? (О том, что обозначает имя прилагательное, о роли прилагательных в речи.)
- Ответили мы на этот вопрос?
- Оцените свою работу, работу всего класса.
- Что нам помогало? Что мешало?
Домашнее задание: 1) выучить наизусть стихотворение «Город» на с. 19; 2) нарисовать своих жителей чудесного города (по желанию).
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России
Конспект интегрированного урока, 3 класс. Русский язык и окружающий мир
Нет комментариев. Ваш будет первым!