Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку, 3 класс

Конспект интегрированного урока для 3 класса. Тема: Б. Гребенщиков. «Под небом голубым...». Имя прилагательное, обобщение. Литературное чтение и русский язык

Цели урока:

- повторить известные учащимся сведения об имени прилагательном;

- тренировать детей в употреблении имен прилагательных в письменной и устной речи; вызвать потребность пользоваться прилагательными в своих высказываниях;

- познакомить с употреблением прилагательных в литературной речи;

- приобщить к литературе как искусству слова;

- ввести учеников через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Оборудование: книги: Б. Заходера «Стихи» и «Детская Библия»; музыкальный альбом группы «Аквариум»; таблица «Имя прилагательное как часть речи»; памятка «Читай выразительно».

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Эмоциональный настрой.

- Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг».

- Как вы понимаете эти слова?

2) Целевая установка.

- Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени прилагательном и его роли в речи человека, в художественной литературе, прочитаем новое произведение и выясним, почему это стихотворение поместили в раздел «И кот ученый свои мне сказки говорил...»

- Вам интересно об этом поговорить?

II. Обобщение по теме «Русские народные сказки».

1) Беседа по вопросам.

- Что такое сказка?

- На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)

- А по авторской принадлежности? (Литературные и народные.)

2) Викторина «Знаешь ли ты сказки?».

- Вспомните сказки, фразы из которых я прочитаю.

- Запишите названия сказок, подчеркните в них имена прилагательные.

«Вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».

«Лети, лети лепесток...»

«По-щучьему веленью, по моему хотенью...»

«У меня зазвонил телефон...»

«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла...»

«Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой».

«Ах, как велик мир! - сказали утята».

- Проверим, как вы знаете сказки.

Ответ: «Сивка-бурка», «Цветик-семицветик», «По-щучьему веленью», «Телефон», «Волк и семеро козлят», «Малахитовая шкатулка», «Гадкий утенок».

- Молодцы, вы правильно выполнили задание. А теперь скажите, какие из этих сказок народные, а какие литературные.

- Как вы находили имена прилагательные?

III. Актуализация опорных знаний и выявление затруднений.

- Чтение авторского текста на с. 18.

- Какие сказки вы больше всего любите?

- Послушаем, что говорят о своих любимых сказках Настя и папа.

- Запись с доски в тетрадь.

 

В моей Вообразилии...

Умеют львы косматые (какие?)

Скакать верхом на палочке,

А мраморные (какие?) статуи

Сыграют с вами в салочки.

- Подчеркните имена прилагательные.

- Поставьте к ним вопросы.

- Что необычного вы заметили в этом отрывке?

- Какие образы представили при чтении?

- Какая часть речи нам в этом помогла?

IV. Постановка учебной задачи.

- На какой же вопрос нам предстоит ответить в конце урока? (Какова роль имен прилагательных в речи?)

V. «Открытие» нового знания.

Работа по содержанию стихотворения Б. Гребенщикова «Город» на с. 19.

f) До чтения.

- Стихотворение какого поэта мы сейчас вспомнили? Как оно называется? (Б. Заходер. «Моя Вообразилия».)

- Кто населял эту страну?

- Представьте, что в этой стране есть город. Каким вы его видите? Кто его жители?

- Рассмотрите рисунок на с. 19.

- Что он вам подсказал? Кого помог представить? (Героев стихотворения.)

- Авторы этого стихотворения, Б. Гребенщиков, А. Волохонский, А. Хвостенко, - это музыканты группы «Аквариум». (Показ музыкального альбома группы «Аквариум».) Они сочинили песню «Город» на основе музыки XVI века. Чуть позже мы послушаем эту песню.

б) Чтение стихотворения про себя.

- О каком городе вы прочитали?

- Можно ли найти его на карте?

- Какие образы создали авторы?

- При помощи каких художественных определений?

- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.

(На доске таблица «Имя прилагательное как часть речи».)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Что они обозначают?

в) Чтение стихотворения вслух по строфам и беседа по ходу чтения.

1-я строфа.

- Каким представляется город?

- Имеет ли он границы? (Нет, ворота прозрачные.)

- Что самое интересное в городе?

2-я строфа.

- Каких животных напоминают обитатели городского сада?

- Опишите этих чудесных животных и город, в котором они живут.

Словарная работа.

- На что обращают внимание читателей авторы? (На глаза, взгляд этих животных.)

- Какой он у орла?

- Объясните строку «...Другое вол, исполненный очей». («Наполнен очами», то есть большеглазый.)

Работа в тетради по вариантам.

I вариант - выписывает имена прилагательные, относящиеся к городу.

II вариант - выписывает имена прилагательные, относящиеся к животным.

- Укажите род, число имен прилагательных и задайте вопрос.

- Проверим выполненное задание.

I вариант: город (какой?) золотой - ед. ч., м. р., с воротами (какими?) прозрачными - мн. ч., звездой (какой?) яркою - ед. ч., ж. р., сад (какой?) дивный - ед. ч., м. р.

II вариант: лев (какой?) желтый, огнегривый - ед. ч., м. р., орел (какой?) золотой, небесный - ед. ч., м. р., вол (какой?) синий -ед. ч., м. р.

- Как определяли род и число прилагательных? (По существительным.)

3-я строфа.

- Что это за звезда?

- Послушаем два мнения.

1-й ученик. Существует легенда, что при рождении человека загорается в небе новая звезда. От того, чем наполнена жизнь человека, зависит ее яркость. Если ты умеешь любить и душа у тебя светлая, то твои мечты сбудутся и тебе откроется «дорога в дивный сад».

2-й ученик. Другая легенда повествует о том, что речь идет о Вифлеемской звезде, единственной возвестившей о рождении Христа. И сюжет этого стихотворения взят из Ветхого Завета: Исайя, глава 11, стих 6.

- Какая из легенд вам больше понравилась? Почему?

- Чем эта звезда напоминает сказочный клубочек? (Она укажет всем дорогу в дивный сад.)

- Над какой строкой авторы предлагают нам задуматься? Поразмышляем вместе. («Кто любит, тот любим...»)

4-я строфа.

- Что заметили? (Повторяется 2-я строфа.)

- Как вы думаете, для чего?

(Авторам важна «встреча» с этими вымышленными животными, такое построение напоминает сказку с ее повторами и песню, где есть припев.)

- О чем это стихотворение?

- Согласны ли вы, что это стихотворение о чудесной и прекрасной мечте в человеческой жизни?

- А о чем мечтаете вы?

Физкультминутка

Гимнастика для отдыха глаз.

1. И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 5-7 раз.

2. И. п. - стоя. Смотреть перед собой 2-3 с, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

- Работа в тетради (по выбору).

- Что же вы можете сказать о роли прилагательных в речи? (Они уточняют наши мысли, украшают речь, помогают нарисовать словами картину.)

- Сейчас попробуйте описать свою мечту, используя как можно больше имен прилагательных. Имена прилагательные подчеркните.

- А те из вас, кто еще не готов к этой работе, догадайтесь, какие имена прилагательные образованы от данных существительных, найдите их в тексте, выпишите.

Золото, грива, огонь, небеса, диво, синь.

Проверка: чтение нескольких составленных текстов; образованных слов: золотой, огнегривый, небесный, дивный, синий.

- Чей текст вам понравился больше всего?

г) Самостоятельное чтение, подготовка к выразительному чтению (по памятке).

ПАМЯТКА «ЧИТАЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»

1. Прочитай внимательно текст.

2. Выясни значение непонятных слов.

3. Определи логическое ударение.

4. Расставь паузы.

5. Выбери темп и ритм чтения.

6. Определи тембр и мелодику речи.

д) Выразительное чтение.

(Читают 2-3 ученика.)

VI. Заключительная беседа.

- Чье чтение вам понравилось больше? Почему?

- На следующем уроке мы проведем конкурс на лучшего чтеца. Подготовьтесь дома, учтите замечания товарищей.

- Прочитайте еще раз 3-ю строфу.

- Какую мысль авторы спрятали между строк?

- Каким же должен быть человек, мечтающий попасть в дивный город?

- Какими человеческими качествами и чертами характера он должен обладать?

- Как он должен относиться к окружающим людям?

- Как вы почувствовали настроение стихотворения?

- Послушайте, как Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» передают настроение стихотворения.

(Слушание песни «Город» в исполнении певца.)

- Что, какие чувства вызвала у вас эта песня?

- Над чем побудила задуматься?

- Оправдано ли то, что стихотворение «Город» входит в раздел «И кот ученый свои мне сказки говорил...»? Докажите.

VII. Итог урока.

- Догадайтесь, какая часть речи так о себе рассказала:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Н. М. Бетенькова

- О чем это определение в стихах? (О том, что обозначает имя прилагательное, о роли прилагательных в речи.)

- Ответили мы на этот вопрос?

- Оцените свою работу, работу всего класса.

- Что нам помогало? Что мешало?

Домашнее задание: 1) выучить наизусть стихотворение «Город» на с. 19; 2) нарисовать своих жителей чудесного города (по желанию).

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Что такое почва. Школа России

Конспект интегрированного урока, 3 класс. Русский язык и окружающий мир

Турнир знатоков на тему: Окружающий мир, 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!