Конспект интегрированного урока, 3 класс. Русский язык и окружающий мир

Интегрированный урок в 3 классе

Темы: Словообразование (русский язык). Неживое и живое в природе, природные сообщества (природоведение) (интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе)

Цели: продолжить развитие умений работать с орфографическим словарем; упражнять в подборе однокоренных слов; учить нахождению частей слова, участвующих в образовании новых слов; развивать речь обучающихся; закрепить знания о живой и неживой природе, растениях, животных различных природных сообществ; продолжить формирование экологической культуры.

Оборудование: Плакаты «чудо-дерева» и луга; картинки с изображением животных и растений; карточки с однокоренными словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну «Грамматика». Как и в любом путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Вам предстоит вспомнить о живом и неживом в природе, вспомнить названия растений и животных, обитающих в природных сообществах.

II. Словарная работа.

Учитель. Первая станция в нашем путешествии - станция «Словознайка».

На доске написаны части слова:

...реза, ...ведь, ...гурец, ...сина, ...повей, ...рона, ...тофель, ...тух, ...бака.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили

И в норку быстро утащили.

Запишите словарные слова в тетрадь.

Вторая станция - «Проверяйка».

Учитель. Прочитайте слова орфографически.

- На какие две группы можно разделить эти слова, поставив вопросы что? или кто? (Неодушевленные и одушевленные существительные.)

- Назовите имена существительные, обозначающие растения. (Береза, огурец, осина, картофель.)

- Найдите растения, относящиеся к природному сообществу «лес». (Осина, береза.)

- В какой тип леса они входят? (Смешанный лес.)

- Назовите имена существительные, обозначающие животных. (Медведь, соловей, ворона, петух, собака.)

- Найдите животных, относящихся к природному сообществу «лес». (Медведь, соловей, заяц.)

III. Наблюдение над ролью окончаний.

Третья станция - «Думайка».

На доску вывешивается картина «Лес зимой».

Учитель. Какое время года изображено на картине? (Зима.) Назовите слова, характеризующие признаки зимы. (Снег, мороз, сугробы, лед и так далее.)

Учитель вызывает к доске детей, назвавших однокоренные слова (мороз, морозный, морозить или снег, снежный, снежок, снегопад, снеговик).

Учитель. Почему эти ученики вызваны к доске, ведь остальные дети также называли слова, относящиеся к зиме? (Общий корень - мороз, снег.)

- Как называются такие слова? (Однокоренные.)

- Какой «секрет» у одно коренных слов? (Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу.)

Четвертая станция - «Наблюдайка».

На доске написано слово мороз. В тетради ученики склоняют это слово.

Учитель. С помощью какой части изменяется слово мороз? (Окончание.)

- Что показывает окончание? (Число, род, падеж.)

- Меняет ли окончание смысл слова? (Нет.)

- Получаются ли однокоренные слова при склонении существительных? (Нет, меняется форма одного и того же слова.)

- Что заложено в окончании? (Грамматическое значение слова.)

- В какой части слова заложено его лексическое (смысловое) значение?

На этот вопрос нам предстоит ответить, а для этого все должны стать на время исследователями.

IV. Наблюдение над однокоренными словами и их образованием.

1. Грамматическая сказка.

Учитель. Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово сад. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили, то увидели, что оно разрослось.

Как много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Учитель открывает плакат, на котором нарисовано дерево с разветвленным стволом, на ветвях в виде плодов прикреплены однокоренные слова.

Учитель. Посмотрите, ребята, что за чудо-дерево выросло? Как называются части у этого необычного растения? (Корень, стебель, плоды.)

Чудо-слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло,

Стало много новых слов.

- Внимательно посмотрите на чудо-дерево. Что выросло на нем? (Слова.)

- Назовите эти слова. Что у них общего? (Корень.)

Такие слова называются однокоренными.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

Вот еще садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно гулять

В саду словесникам.

Назовите однокоренные слова. (Сад, рассада, посадки, садовод, садовник.)

- Как же случилось, что у одного корня появилось много родственников? (Использовались приставки и суффиксы.)

- На какие группы по способу образования можно разделить эти слова? (На доске дается «шпаргалка».)

В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнездами, а процесс образования новых слов в русском языке называется словообразованием.

2. Работа с учебником.

Учитель. Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них основы. Влияют ли на смысл слова приставки и суффиксы? (Изменяют смысл слова.)

3. Закрепление.

Пятая станция - «Упражняйка».

Учитель. Добавьте приставки к корню -лет- (Отлет, полет, прилет, вылет.)

Подберите к придуманным словам имена существительные, обозначающие живое в природе. (Отлет птиц, полет шмеля, вылет пчел.)

Сделаем вывод: различаются ли однокоренные слова по смыслу? (Да.)

Учитель показывает картинки животных: волка, козы, верблюда, слона.

- На какие группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие.)

- Напишите названия детенышей этих животных? (Волчонок, козленок, верблюжонок, слоненок.)

- При помощи какой части слова образованы эти слова? (Суффикс -онок.)

- Какое значение придают словам суффиксы -онок, -елок? (Уменьшительно-ласкательное.)

- Можно ли предложенные слова назвать однокоренными? Лето - летать. Подводят - вода. (Нет. Доказать.)

- Как из дома сделать жилье для лилипутов? для великанов? (Дом - домик - домище.)

- Маленький первоклассник-ученик и важный профессор- ученый. Являются ли они родственниками? Докажите.

Шестая станция - «Выбирайка».

На доске вывешивается картина «Цветущий луг».

Учитель. Что такое луг? (Сообщество травянистых влаголюбивых растений.)

- Какие растения здесь изображены? (Клевер, тимофеевка, мятлик, лютик ...)

- У Машиной мамы сегодня день рождения. Рядом с домом цветущий лужок (как на картинке). Маша пошла на луг и нарвала букет луговых цветов, которые и подарила маме. Как вы считаете, правильно ли поступила Маша? Почему? Как бы вы поступили? (Обсуждаются поставленные вопросы.)

Задания:

1) Выписать в тетрадь однокоренные слова.

2) Разобрать по составу слова: луг, лужок, луговые.

Седьмая станция - «Поиграйка».

Игра «В гости к родственникам».

Трем ведущим раздаются карточки с главным словом гнезда родственных слов.

Остальным учащимся даются карточки с родственными словами трех групп.

Снег, снежный, снеговик, снежинка, снежок, снегурка, снегурочка.

Ветер, ветерок, ветреный, заветрило.

Выигрывает та группа, которая быстрее соберется около ведущего.

Учитель. Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашел свое словесное гнездо.

Задание на дом.

Похожие статьи:

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!