Сценарий ко Дню космонавтики 12 апреля для учащихся 4 класса
Классный час. День космонавтики в 4 классе. Сценарий
Классный час «Памяти Ю. Гагарина» для учащихся 4 класса «Он был первым...»
Учащимся предстоит узнать о Гагарине-космонавте, с которого начался бесконечный путь во Вселенную, о его заслугах перед Отечеством. А также о том, как простой мальчик из небольшой, мало кому известной деревушки, смог воплотить в жизнь свою самую заветную мечту - стать лётчиком-испытателем, космонавтом. Какими человеческими качествами обладал этот паренёк; что помогало мальчику идти к назначенной цели и добиться своего.
Представленный материал основан на воспоминаниях матери Юрия Гагарина - Анны Тимофеевны Гагариной.
На школьной доске можно выписать высказывание американского астронавта Нила Армстронга, первым из землян вступившего на поверхность Луны: «Он всех нас позвал в космос...», поместить увеличенный портрет с изображением Юрия Гагарина, оформить стенд с фотоматериалами, посвящёнными разным периодам его жизни, в том числе и детским годам.
* * *
Дорога к славе никогда не бывает лёгкой: тяжёлый труд, неудачи, маленькие победы и радости, борьба, преодоление препятствий, постоянная работа над собой, вера в свои силы, невероятное упорство, стремление к знаниям и самосовершенствованию и снова труд... Такой ценой даётся долгожданная победа: ты смог сделать это! Путь к заветной цели для Гагарина был долгим и трудным.
Родился Юрий Гагарин в 1934 году 9 марта на Смоленщине, в Гжатском уезде. Был третьим ребёнком в семье (всего же детей в семье Гариных было четверо). Детство мальчика пришлось на тот удивительный период жизни нашей страны: первое радио, репродуктор на селе, вещавшие о победах людей на трудовых фронтах, о героях-лётчиках Чкалове, Белякове, Байдукове, экипаже Михаила Громова и др. Именно тогда впервые были произнесены слова: Герой Советского Союза.
И дети того времени, в том числе и Юра, почти все до одного мечтали о том дне, когда вырастут и смогут повторить подвиги любимых героев.
С малых лет Юра тянулся к знаниям, обладал хорошей памятью. В семье Гагариных любили читать по вечерам книги. Прослушав пару раз стихотворение, мальчик начинал декламировать с выражением. В школе очень часто выступал в различных смотрах- конкурсах, в художественной самодеятельности.
Вообще Юра был увлекающейся натурой - чем только не увлекался. Например, вместе с друзьями соорудил театр теней. Ребята сами вырезали из картона фигурки всех действующих лиц, прикрепляли их к тоненьким палочкам, учились водить за натянутым полотном. Первой постановкой театра стала «Сказка о попе и его работнике Балде», где Юра исполнял роль Балды.
Потом было увлечение фотоаппаратом. Юра нашёл вместе с другом старый аппарат, который никак не хотел почему-то работать. После детальной разборки, чистки, замены деталей, реконструкции и конструирования новых приспособлений аппарат наконец-то заработал! На радостях фотографировали всех, кто попадался в этот день на пути, а на следующий день выпустили интересную стенгазету в школе со своими фотографиями. Все детские снимки Юрия Гагарина сделаны именно этим фотоаппаратом.
Но и это ещё далеко не все увлечения. Однажды, узнав, что при Дворце пионеров создаётся духовой оркестр, мальчик сразу же записался и стал упорно заниматься.
Из воспоминаний матери Ю. Гагарина - Анны Тимофеевны Гагариной:
«... Первым не выдержал отец: «Марш из дома! Уши болят».
Юра, прихватив трубу, примостился за домом. Коровы, привычные к тому, чтобы пастух по утрам их в стадо дудочкой собирал, услышав знакомый звук, заволновались, стали проситься в поле.
Рассмеявшись, отец пошёл за Юрою:
- Нечего скотину нервировать. Ладно, возвращайся в дом, потерпим...»
Юра пошёл в первый класс в 1941 году, когда ему шёл восьмой год. Эхо войны докатилось и до села, где жили Гагарины: стали приходить первые похоронки, слово «мобилизация» вошло в мирный деревенский быт. Крестьяне тоже считали себя мобилизованными. Они работали для фронта за себя и за тех, кто ушёл защищать Родину. Именно в это время произошло событие, которое произвело на Юрия неизгладимое впечатление и подтолкнуло его к осуществлению своей мечты. Вот что рассказывает об этом эпизоде жизни сына А. Т. Гагарина: «Однажды все услышали нарастающий шум мотора. Показался над селом самолёт. Было ясно, что с ним что-то неладное: он летел так низко, что чудилось, вот-вот врежется в землю. Следом за ним показался второй самолёт, сделав круг, он приземлился на сухом пригорке.
Первому лётчику в последнюю минуту удалось выпрыгнуть из кабины, почти у самой земли. Он не поранился, ругался на гитлеровцев, кулаком им грозил. Подбежал лётчик с другого самолёта. Они стали договариваться, расстегнули плоские кожаные сумки, а там карты. Юра вместе со сверстниками стали свидетелями этого разговора, который повлиял на всю дальнейшую его жизнь.
Лётчики спросили у ребят название деревни, почему те с портфелями. Узнав, что идут из школы, похвалили: «Молодцы! Надо учиться! Нас не сломить!»
Солнце припекало, летчик расстегнул кожаную куртку, а на гимнастёрке у него орден лётчика-героя - орден Боевого Красного Знамени за сражение в Испании...
- А ещё он мне дал подержать карту в кожаной сумке. Она планшеткой зовётся. Мама! Вырасту - я тоже буду лётчиком! - в волнении рассказывал мне сын о встрече с лётчиками.
- Будешь, будешь! - говорила я ему, а тем временем поставила в кошёлку крынку молока и положила хлеб. - Отнеси им, сынок! Да пригласи их в дом.
Но лётчики не покинули машины. Дотемна не возвращались и ребятишки. Только поздно ночью пришли домой. Юра всё повторял фамилию, которую назвал ему первый лётчик.
... Уже после первого космического полёта к Юре пришло письмо из Горького. Бывший военный лётчик Ларцев писал, что он хорошо помнит тяжёлый воздушный бой в сентябре 1941 года, вынужденную посадку у смоленского села, помнит и группу ребят, которые рассматривали машину, а потом заботливо принесли поесть. И ещё он писал... что припоминает мальчишку, который всё повторял: «Я буду лётчиком, дядя!»
Мог ли он, пилот военных лет, предположить, что на деревенском лугу в тяжёлом сорок первом повстречался с будущим первым космонавтом планеты Земля?..»
Потом наступили тяжёлые времена. В село вошли немцы. Угнали в Германию старших детей Гагариных - Валентина и Зою. Отец, подвергаясь большой опасности, передавал частям Красной армии места заминирования. Младшие же дети - Юра и маленький Борис, вместе с другими детьми старались как могли вредить гитлеровцам: разбрасывали по дорогам гвозди, битые бутылки, прокалывали шины у машин, в выхлопные трубы заталкивали камни.
«Вскоре село было освобождено частями нашей армии, - вспоминает Анна Тимофеевна Гагарина, - 9 марта, в Юрин день рождения, был сделан самый желанный подарок: возобновились занятия в школе: выбрали самую просторную избу, вычистили, вымыли её, поставили столы и лавки. Пошёл Юра в школу с пустым портфелем. Букварь и другие учебники, тетради пошли на растопку у гитлеровцев. В классе учебников тоже не было. Командир полка передал учительнице Устав пехоты. По нему и овладевали грамотой. Счёту же учились по пустым, стреляным гильзам.
Юра сразу же стал учиться старательно, все задания выполнял, был добрым и отзывчивым: понимал, что учительнице нелегко обучать одновременно ребят четырёх классов, тем более без школьных пособий и учебников...
В первую весну после освобождения Юра и Бориска на скотном дворе раскопали из-под рухляди плуг.
- Зачем? Это ведь не игрушка, - говорю. А Юра мне в ответ:
- Пахать надо.
А как пахать: во всём колхозе ни одной лошадёнки.
- Так мы за коней будем!
Попытались, конечно, но сдвинуть плуг мальчишкам было не под силу. Вскопали поле вручную, но уж бороновать решили предложенным ими способом.
Огород весь вскопали, только тогда мальчики побежали играть: палки, как автоматы, схватили, начали свои бесконечные бои, которые неизменно оканчивались нашей победой...»
Вместе со взрослыми, забыв о своих детских играх, расчищали ребята улицы от битого кирпича и мусора. На месте покорёженных войной деревьев высаживали молодые саженцы, выезжали на уборку овощей. Разыскивали могилы погибших бойцов, украшали их цветами, устанавливали памятные доски.
В школе организовался технический кружок. Вместе с ребятами смастерив летающую модель самолёта с бензиновым моторчиком, Юра с восхищением наблюдал за её полётом. Именно в то время руководитель кружка дал Юре почитать книгу о жизни К. Э. Циолковского, которая произвела на мальчика неизгладимое впечатление.
«Любовь к этому человеку, восхищение его одержимостью, страстностью, бескорыстное служение идее космических полётов пронёс сын через всю жизнь...» - писала в своих воспоминаниях о детских годах Юрия Гагарина его мать.
Вскоре, в 1949 году, Юра с отличием заканчивает 6 класс. Стремясь к независимости, чтобы как-то помочь семье материально, едет в Москву и опять же, сдав все экзамены на «отлично», поступает в ремесленное училище на литейщика.
Анна Тимофеевна вспоминает и такие эпизоды из жизни сына, которые характеризуют Юру как сильного, ответственного и доброго человека. За отличную учёбу Юру наградили билетом на ёлку в Колонный зал Дома Союзов. Новогодний подарок он отвёз домой, своему младшему брату. Деньги, заработанные на производственной практике, мальчик отсылал своей семье...
Вскоре Юра поступает в вечернюю школу. Работать и учиться ему было тяжело, но он стремительно шёл к намеченной цели. Он переводится в Саратовский индустриальный техникум, с блеском сдав все экзамены. В 1955 году поступает в аэроклуб и вскоре совершает свой первый полёт на Як-18. С отличием закончив техникум, Юрий в этом же году получает направление от районного аэроклуба ДОСААФ для дальнейшего обучения в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище.
Именно в этот решающий момент своей жизни Юрий выходит на финишную прямую: приложив неимоверные усилия, собрав в кулак всю свою силу воли, в 27 лет покоряет космическое пространство.
12 апреля 1961 года все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля - Юрий Гагарин...».
Первый полёт человека в космос продолжался всего 108 минут. Именно столько понадобилось времени космонавту, чтобы облететь Землю и доказать всему миру и, в первую очередь, себе: человеческие возможности безграничны...
Вопросы:
1. Какие черты характера помогли мальчику осуществить свою мечту стать лётчиком?
2. Есть ли у тебя заветная мечта, кем бы ты хотел стать? Твои первые шаги к осуществлению задуманного?
3. Писателю Шолохову было 23 года, когда он написал роман «Тихий Дон»; 26-летний Эйнштейн открыл теорию относительности; Гагарин в 27 лет совершил первый полёт в космическое пространство. Есть ли у тебя желание оставить свой след в истории человечества? Если - да, то сколько времени понадобится тебе для достижения своей цели; если - нет, объясни почему.
Приземление первого космонавта произошло на саратовской земле, в 27 километрах от центра Энгельса, в 45 километрах к югу от Саратова. С тех пор место приземление стали называть гагаринским полем.
В первом же интервью после приземления Юрий Алексеевич сказал: «Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства. Мне хочется побывать на Венере, увидеть Марс... полететь на Луну...». Он продолжал, не останавливаясь на достигнутом, идти к своей цели. С блеском окончил Академию имени Жуковского, упорно работал над своим профессиональным мастерством. Очередной учебно-тренировочный полёт в 1968 году на истребителе МИГ-15 по непонятным до сих пор причинам закончился трагически: погибли два лётчика-испытателя Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. На месте гибели истребителя близ владимирской деревеньки Новосёлово стоит памятный обелиск.
Гагарину, в силу трагической случайности, так и не суждено
было увидеть Марс, побывать на Луне - вместо него это сделали другие космонавты. Но именно Гагарин проложил дорогу во млечном пространстве, об этом человечество будет помнить всегда.
Рекомендуемые книги учащимся для прочтения:
1. Гагарина А. Т. Слово о сыне. - М.: Молодая гвардия, 1986.
2. Россошанский В. И. Феномен Гагарина. - Саратов: Летопись, 2001.
3. Титов Герман. На звёздных и земных орбитах. - М.: Детская литература, 1987.
4. Научно-популярная литература. «Космос». - Л.: Детская литература, 1987.
5. Научно-художественный сборник «Космос. - Л.: Детская литература, 1982.
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие на День космонавтики, 2 класс
Внеклассное мероприятие «День космонавтики», 9 класс
Классный час на День космонавтики, 5 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!