Классный час «Вредные привычки», 3 - 4 класс
Разработка игрового классного часа о вредных привычках для младших школьников
Игровой практикум в 3-4-х классах «Без вредных привычек по жизни иди, здоровье свое и других береги!»
Цели и задачи:
• информирование учащихся о вреде наркомании и табакокурения;
• ознакомление учащихся со стратегией принятия правильного решения;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек у младших подростков.
Учителю необходимо заранее выбрать трех учеников, которые в первой части классного часа сыграют роли Ленивки, Сладкоежки и Привычечки. При этом нужно помнить, что пятиклассники склонны «переигрывать» отрицательные роли. Вроде бы безобидные роли могут «прилипнуть» к ребятам в качестве клички или отрицательные роли будут сыграны слишком убедительно. Важно помнить, что эти роли только повод для серьезного разговора о влиянии вредных привычек на подростковый организм.
Для ролей «вредных привычек» можно изготовить таблички с надписями имен героев или продумать фрагменты костюмов, подготовить яркие таблицы по пропаганде здорового образа жизни.
Описание игрового практикума
Неожиданная встреча с «вредными привычками»
Учитель: Ребята, сегодня мне хотелось бы с вами обсудить очень серьезную тему: как уберечь себя от пагубного влияния вредных привычек.
Вы уже неоднократно слышали, что наиболее опасными вредными привычками подростков являются курение, склонность к алкоголизму, токсикомании и наркомании. Эти страшные привычки поразили подростков большинства стран мира. Но только ли курение, наркоманию и алкоголизм можно назвать вредными привычками? Давайте подумаем.
В класс входят ребята, играющие роли вредных привычек. На каждом из них фрагмент костюма или табличка с надписью.
Учитель: Ой, кто вы такие? Как вы здесь оказались?
Ленивка: Кто мы? Да мы дружные ребята, правда, немного ленивые, но всегда ходим друг за другом. Мы прогуливались по коридору и подслушали, что вы вспоминаете нас. Вот и заглянули к вам.
Учитель: Ребята, давайте послушаем этих странных гостей и постараемся доказать им, что в нашем классном коллективе им не место.
Ленивка: Как не место? Да я почти с каждым из вас утром рано просыпаюсь, отговариваю мыть по утрам уши, чистить зубы, приводить в порядок свои вещи. А убираете свою комнату или выполняете поручение родителей вы разве не со мной? Это я вас учу долго лежать в кровати или на диване, вместо прогулок на свежем воздухе и занятий физкультурой. Это от меня вы научились быть неряшливыми и неопрятными, ведь это круто!
Сладкоежка: А я тоже ваша любимая подружка! Именно со мной вы не соблюдаете режим питания, увлекаетесь пирожными. Ведь это я вас учу питаться всухомятку, клянчить у родителей конфетки, шоколадки и жвачки.
Привычечка: А я вроде бы и незаметная, но постоянно сижу в ваших карманах. Ага, вспомнили. Это я вам подсказываю, когда нужно на стенках написать или школьный стол поцарапать. Да как вы без меня обойдетесь, если не будете через каждое слово говорить: «Короче»?
Учитель: Ну, теперь нам понятно, кто вы такие. Мы предоставим вам места у входа в класс, потому что в класс мы вас все-таки не пустим. (Гости присаживаются на стульях у двери) Ребята, наверное, кому-то из вас стало стыдно? Неужели вот эти вредные привычки могут с вами дружить? О каких подростковых пороках они поведали нам? (Возможные рассуждения ребят)
Учитель: А теперь, нежданные гости, мы хотим доказать вам, что вам нет места в нашем дружном коллективе. Ребята, я постараюсь охарактеризовать эти вредные привычки подростков, а вы дополните меня. Договорились?
Итак, ты, Ленивка. Именно обычная лень приводит к следующим последствиям:
• отсутствию потребности в ежедневном утреннем туалете;
• отсутствию потребности в ежедневной чистке верхней одежды и обуви, принятию прохладного душа;
• нежеланию быстро и в срок исполнять поручения родителей или старших членов семьи;
• непроветриванию жилых помещений, отсутствию регулярной влажной уборки;
• неисполнению в срок домашних заданий, надеясь «авось завтра на уроке меня не спросят» или «если надо будет, спишу задание у товарищей»;
• бесцельному проведению свободного времени у телевизора, компьютера вместо занятий физическими упражнениями, посещения спортивных секций, библиотек, учреждений дополнительного образования, увлечения каким-либо видом спорта или определенным хобби;
• поиску «приключений» и, как следствие, к бродяжничеству.
Ребята, дополните меня, к чему еще может привести обыкновенная человеческая лень, особенно в подростковом возрасте? (Возможные рассуждения учеников)
Ленивка: Ребята, а вот послушайте историю о странном мальчике, которую рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении «Очень правдивая история»:
Жил на свете мальчик странный —
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите верьте, хотите нет.
Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер.
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите верьте, хотите нет.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите верьте, хотите нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
«Если мальчик будет грязным —
Будет он всегда здоров».
Вы мне верите?!
Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи? Убедила ли вас Ленивка, что не нужно соблюдать режим дня? (Возможные рассуждения учеников)
А теперь ты, Сладкоежка. Несоблюдение правильного режима питания в подростковом возрасте может привести:
• к нарушению обмена веществ в организме, что в свою очередь приводит к потере аппетита;
• излишнему весу и, как следствие, к неуклюжести, нерасторопности, пассивности, отдышке, безразличию;
• заболеванию зубов, излишнему употреблению жидкости.
Ребята, дополните меня, к чему еще могут привести излишнее употребление сладостей и несоблюдение режима питания? (Возможные рассуждения учеников)
Очередь дошла и до тебя, Привычечка. Именно в тебе собрались все мелкие привычки подростков. Именно они, на первый взгляд безобидные, приводят к появлению страшных пороков человечества — алкоголизму, наркомании и преступности. Многие подростки, стремясь быть похожими на старшеклассников или героев кинобоевиков, почувствовать себя независимыми, самостоятельными и взрослыми, незаметно для себя привыкают к словам-паразитам («короче», «как бы», «по-всякому» и т. д.) или нецензурной брани. Не задумываясь о последствиях, некоторые подростки исписывают стены домов, портят мебель и школьное имущество, мусорят, без повода пристают к слабым ребятам. Да, да! Именно от самого незначительного противоправного поступка, незамеченного старшими или работниками милиции, вырабатывается чувство безнаказанности, вседозволенности, перерастающее в привычку совершать хулиганские поступки.
Незначительные привычки могут привести к правонарушениям.
Ребята, предложите меры борьбы с этими вредными привычками? Как уберечь себя от вредных привычек? (Возможные рассуждения учеников)
Думаю, теперь вам понятно, наши нежеланные гости, что вам в нашем коллективе не место?
Привычечка: Я убедилась, что все эти незначительные привычки не по мне. Прошу вас вновь превратить меня в обычного пятиклассника.
Сладкоежка: Думаю, что после такого разговора и я буду стремиться выработать в себе только одни хорошие привычки: соблюдать режим дня и правильный режим питания.
Ленивка: Даю честное слово, что с сегодняшнего дня буду регулярно бороться с ленью и стремиться не совершать необдуманных поступков.
Учитель: Ребята, думаю, что пришло время наших нежданных гостей превратить в обыкновенных пятиклассников. Внимание!
Заклинаем! Раз, два, три —
Прочь, привычка, уходи!
Превращаем вас опять
В пятиклассников, в ребят!
Ленивка, Сладкоежка и Привычечка срывают с себя таблички (элементы костюмов) и «превращаются» в учеников.
Учитель: Мы рады, что превращения удались и теперь все вместе мы сможем продолжить разговор уже более серьезно.
Ребята, мы убедились, что незначительные привычки, на которые вы порой не обращаете внимания, могут серьезно повлиять на здоровье человека и привести его на путь правонарушений или преступлений.
Жизнь без сигарет — это реально?
Учитель: В век информационных и космических технологий человечество стремится чувствовать себя независимым от окружающего мира. Огромное количество людей на всей планете стремятся через употребление никотина, алкоголя, допинга и наркотиков почувствовать себя свободными, «современными» и независимыми. Так ли это? Как же правильно построить стратегию своей дальнейшей жизни? Можно ли с детства принять правильное решение в отношении собственного здоровья? Вот об этом мы и поговорим с вами во второй части нашего классного часа.
Одними из самых страшных вредных привычек в современном мире являются курение, подростковый алкоголизм и наркомания. Повсюду пишут, что по подростковому курению Россия занимает чуть ли не первое место в мире. По одним данным, в возрасте 15—19лет у нас курят около 40% мальчиков и 7% девочек. По другим, в среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16—17 лет это соотношение выглядит как 45 к 18%. В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет 12—13 лет. В возрастной группе 11—24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют алкогольные напитки практически наравне с юношами. Судя по всему, девочки догоняют мальчиков и в России. Хотя говорить о соревновании бессмысленно — страдают и мальчики, и девочки, и их родители одинаково. Но девочкам, по мнению американцев, гораздо хуже.
Согласитесь, что это страшные цифры и факты. Мы уже знаем, что приобщение подростков к наркотическим веществам (в том числе и курению) в большинстве случаев происходит в группе.
Как вы думаете, все ли они начали употреблять наркотики «по доброй воле»? А может быть, на них было оказано давление, и произошло это потому, что неудобно было отказать друзьям? Или не хотелось быть белой вороной? (Ответы учеников)
Очень часто именно так и происходит, и мы уже знаем примеры, подтверждающие это.
Оказывается, нужно не только правильно давать отказ на предложение попробовать наркотическое вещество или сигарету, но и постараться как можно реже попадать в ситуацию, где вам могут это предложить.
Важно уметь правильно принимать решение, не под влиянием сиюминутного настроения, а основательно, обдуманно, чтобы не было потом горько за совершенные ошибки.
Давайте проведем небольшой блиц-турнир. Я буду предлагать вам факты, а вы дополнять их или объяснять: согласны вы с данной позицией или нет? Договорились? Внимание!
Учитель может выслушивать суждения ребят после каждого аргумента или устроить краткую дискуссию после оглашения всех фактов.
• Курение и ваше здоровье. Даже ребенок знает о том, что курить вредно. В детском организме даже от двух-трех выкуренных сигарет формируются необратимые процессы, влияющие на рост и формирование детского организма. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)
• Курение «бьет по семейному кошельку». Российский курильщик, который выкуривает в день 1 пачку сигарет высшего класса, тратит на сигареты около 10 000 руб. в год! Это означает, что за 10 лет заядлый курильщик может выкурить небольшой автомобиль. (Рассуждения ребят)
• Курение подростков — одна из важных проблем российского общества. Проблема подросткового курения становится все острее. Все больше подростков оказываются втянутыми в курение со школьной скамьи. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.
Смертельная доза никотина для взрослого — пачка, выкуренная сразу. Для подростка — пол пачки! Недаром говорят: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить трех лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных 2—3 сигарет — из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.
По результатам исследований Колумбийского университета (Нью-Йорк) выявлен новый вредный эффект от курения: беспричинный страх. Юные тинэйджеры, которые выкуривают в день больше 1 пачки сигарет, подвержены приступам беспричинной паники в 15 раз больше, чем их некурящие сверстники. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)
• Вред курения для окружающих. Курение является одной из ведущих причин заболеваемости и преждевременной смертности современного населения. В России от причин, связанных с курением, ежегодно умирают около 300 тысяч человек. Это больше, чем от алкоголя, наркотиков, травм, СПИДа и катастроф вместе взятых.
Но курение вредит здоровью и убивает не только курильщиков, но и некурящих, живущих или работающих с курильщиками. В настоящее время научно доказано, что так называемое пассивное, или недобровольное, курение, т. е. вдыхание табачного дыма, может наносить существенный вред здоровью некурящих лиц. Только в США ежегодно около 3000 некурящих заболевают раком легких в связи с пассивным потреблением табачных канцерогенов из окружающей среды.
Табачный дым благодаря высокой способности к распространению и проникновению является на сегодня основным токсичным загрязнителем воздуха, прежде всего в жилых и рабочих помещениях. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)
• Курение и пожары. Для России проблема «сигаретных» пожаров весьма актуальна. Поданным московской пожарной инспекции, только в 2005 г. в жилом секторе Москвы было 12 286 пожаров, причем более трети из них (35,4%) возникли из-за непотушенных сигарет. Ежегодно в США при пожарах от сигарет погибают около 900 человек, ущерб от таких пожаров оценивается в 400 млн долларов. (Ребята дополняют учителя различными фактами или рассуждениями)
• Курение и запах. Курильщика всегда сопровождает специфический запах. И здесь никакие жевательные резинки не помогут! Запах от сигарет на несколько часов остается в волосах человека. А подобный запах не всем приятен (например, большинству беременных женщин). Запах табака не пройдет, пока вы не бросите курить. (Рассуждения ребят)
Стратегия принятия правильного решения
Учитель: Есть специально разработанная методика, которая поможет принимать правильные решения не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни, это так называемая стратегия принятия решений. В чем ее суть? Самое главное, что, прежде чем принять решение, нужно сначала подумать.
Предположим, вас приглашают в малознакомую вам компанию и утверждают, что там будет весело. Как поступить?
Специалисты выделяют следующие шаги принятия решения:
1. Определить суть проблемы. Как вы думаете, в чем в данной ситуации суть? Самое главное здесь даже не в том, идти или не идти в малознакомую компанию, а в том, пробовать в ней сигареты или нет.
2. Собрать информацию. Необходимо получить информацию о негативных случаях из всевозможных надежных источников: люди, книги, фильмы, собственный опыт. Если сведений недостаточно, можно поговорить об этом с другом, подругой, взрослым человеком, которого вы уважаете, возможно, эти люди помогут увидеть проблему с неожиданной точки зрения.
3. Определить возможные варианты решения. В данном случае возможны 3 варианта:
а) пойти в новую компанию и вести себя там «как все»;
б) пойти, но если будут предлагать сигареты, сразу отказать новым знакомым;
в) отклонить предложение.
4. Спрогнозировать последствия каждого из вариантов. Нужно поразмышлять о том, что произойдет, чьи интересы будут задеты, кому это выгодно, кому повредит. Важно также взглянуть на ситуацию с позиции других людей, чтобы определить их вероятную реакцию. Нелишне будет вспомнить свое прошлое, может быть, там уже имеется какой-либо опыт.
5. Установить, как ваши действия отразятся на других людях, какое косвенное воздействие на других могут оказать ваши поступки. Здесь могут быть самые неожиданные воздействия, например, на друга, у которого собирается компания, родителей и учителей, как лиц, ответственных за ваше воспитание.
6. Принять решение. Только после получения всей информации и взвешивания всех возможных последствий можно принимать решение. При этом нужно обязательно удостовериться, что будущие действия безопасны, не противоречат нравственным принципам и законам общества и вполне подходят человеку, который принимает решение.
Конечно, чтобы пройти все эти шаги, необходимо какое-то время, но если эта методика будет вами отработана, времени понадобится не так уж много. В кризисных ситуациях люди могут намного быстрее проходить эти шаги за минуты, а иногда даже секунды.
Не будьте равнодушными к здоровью друзей и одноклассников! Если вы сделали правильный выбор, постарайтесь убедить в этом тех, кто еще не принял решения.
По окончании классного часа учитель напоминает ребятам, что курение, ранний алкоголизм и наркомания, бродяжничество могут привести к преступности и разрушению подросткового организма.
Похожие статьи:
Игра-соревнование для учащихся начальной школы «О правильном питании»
Тематическая беседа во 2 классе на тему: Как сохранить зрение
Классный час. Здоровый образ жизни, 3 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!