Классный час в начальной школе. Декоративно-прикладное искусство

Конспект классного часа по эстетическому воспитанию для младших классов

Учитель. В одной сказке Андерсена колдунья дала поэту свои очки и слуховой рожок, и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, - чашек, ложек, стульев, - коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи тоже «заговорят». Но на особом языке - языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу. Кусок глины грубый и серый, не привлекает взгляда, но под ловкими руками гончара из этого мягкого, податливого материала рождаются нарядные чашки, изящные вазы, великолепные кувшины. (По мере беседы демонстрируются изделия или иллюстрации.) Ствол сосны, пропитанный смолистыми запахами леса (дать понюхать детям древесину сосны), оживает заново в руках человека. Снимая тонкую кружевную пену стружек, мастер-игрушечник словно очищает скрытый от нас узор красиво переплетенных волокон, крапины темных сучков, от которых не оторвать глаз. Удивительно красивы корзины, сплетенные из прутьев ивы. Японские корзины из бамбука своими очертаниями напоминают легкие волны, набегающие на берег. Японцы так и называют их - «волны». (Показать иллюстрацию.) Железо вовсе не грубый материал, как может показаться на первый взгляд. Его душу сумели понять кузнецы, ковавшие массивные подсвечники и полные прелести узоры для дубовых дверей и уличных оград. Чеканщики из листа металла творят великолепные картины, а выбитые ими узоры на подносах просто чудесны. Плотные шерстяные ковры в Азии не только заменили людям мебель и обои. Мастер, создавший ковер, порой воплощал в его узорах свою мечту. Эти яркие краски и узоры вызывают в нашей памяти волшебные сказки, ослепительную синеву неба, цветущие сады с фонтанами и дворцами. (Иллюстрации.) Издавна бытует на земле притча:

Жила-была на свете мать. Имя ей было ткачество. С утра до позднего вечера ткала мать холсты. Стали подрастать у матери три дочери, и она начала приучать их к ремеслу. Как-то раз, дав дочерям задание, мать ушла по делам, обещая вернуться к вечеру.

- Смотрите же, - наказывала она, - чтобы к моему возвращению вы успели немало холстов соткать.

Вечером, придя домой, стала проверять, как дочери выполнили задание. Подходит к старшей дочери, глянула на ее работу и сердито говорит:

- Что ты сделала? Ты же весь холст испортила!

- Нет, не испортила, а украсила, - отвечает старшая дочь. - Смотри, как интересно я смогла переплести нити. Раскрашенные в разные цвета, они создали неповторимый узор. Получилось художественное ткачество. Мы этим холстом покроем лавки в избе, и у нас станет очень нарядно.

Мать - к средней дочери. А у той и вовсе непонятно! Вместо тонкого холста какая-то невообразимая толстая ткань с разноцветным ворсом.

- Это - ковер, мама, - сказала дочь. - Мы постелим его на пол в нашем доме, и тогда ногам будет легко и приятно ступать. А в зимнюю стужу ковер не даст остывать полу, сохранит в комнате тепло.

Наконец, мать подошла к младшей дочери. А у той вместо холста - широкая лента со сквозными узорами, легкая, как морская волна, красивая, как тень от дерева в летнюю пору.

- Это кружево! - объяснила младшая дочь. - Мы украсим им полотенца и простыни, платья и кофты, и будем все очень счастливы, потому что соприкосновение с такой красотой сделает человека счастливым.

Говорят, что с тех пор живут на земле мать Ткачество с тремя дочерьми: Художественным Тканьем, Ковроделием и Кружевоплетением. И наделила их судьба бессмертием, ибо всегда тянулся и тянется человек к красоте.

Кружевоплетение - одно из самых ранних и изысканных видов искусств. Когда оно возникло? Возможно, в ту пору, когда мужчины начали плести сети, а женщины - кружево. Узоры кружев изумляют и завораживают. В них можно увидеть цветы и необычные растения, колосья и колокольчики, рыбок и мушек, узоры, похожие на те, которые рисует мороз на стекле, паутинку и много других рисунков и узоров. Самые знаменитые кружевницы в России живут в Вологде. Работы вологодских кружевниц вызывают восхищение во всем мире. Каждое кружево, изготовленное их руками, является настоящим произведением искусства. А в маленьком российском городке Палех живут мастера, слава о которых тоже несется по всему миру. Шкатулки и другие предметы обихода изготавливают в Палехе, но никто и никогда не спутает их с другими, потому что отличительной чертой этих изделий является вот такая красивая, лаковая, миниатюрная живопись. А вот знаменитые жостовские подносы. Роспись на них такая красивая, что этими подносами люди украшают свое жилище. Можно перечислять и перечислять известных и не очень мастеров, которые своими руками творят красоту в нашей повседневности. Делать необходимые для жизни и труда предметы красивыми люди научились в глубокой древности и продолжают украшать свою жизнь до сих пор.

Итак, декоративно-прикладное искусство - это художественно выполненные посуда и мебель, садовые решетки и облицовка домов, одежда и ювелирные изделия. Самую обычную вещь руки художника могут превратить в прекрасное произведение искусства, ведь он знает, что красота должна окружать человека везде, даже в быту. Самый простой и самый необходимый для человека предмет обихода - это ложка. Ложка, без которой нельзя ни приготовить еду, ни съесть ее. Раньше делали ложки из самого доступного материала - дерева. Вот как выглядит деревянная ложка, когда ее только вырезали из дерева, а вот так научились люди ложки украшать (показать.) А вот наша простая металлическая ложка. Какая из этих ложек вам нравится больше? (Ответы.) Такие красивые деревянные ложки украсят любой быт, любую кухню. Расписную деревянную ложку можно считать символом всего прикладного искусства. А вы хотите, чтобы вас окружали красивые предметы?

Дети. Да.

Учитель. А хотели бы вы сами научиться создавать красивые предметы обихода, создавать красоту своими руками?

Дети. Да.

Учитель. Вот сейчас мы и посмотрим с вами небольшую выставку работ тех ребят, которые учатся творить красоту. (Показать работы учеников школы искусств разных возрастов.)

Дополнительный литературный материал

Научись ремеслу (грузинская сказка)

Было или не было - жил на свете один царь, у него был единственный сын. Состарился этот царь и задумал женить сына. А сын говорит:

- Позволь мне обойти наше царство - сам выберу себе невесту!

Царь сказал: «Иди ищи!»

Отправился царевич. Ходит он по всем городам и селениям, смотрит, ищет - никак не найдет невесту. Только в одном бедном селении, на самой его окраине, в самом бедном доме, увидел он девушку невиданной красоты и с первого же взгляда влюбился в нее без памяти. Говорит ей царевич:

- Будь моей женой!

А девушка спрашивает:

- Скажи мне, какое ремесло ты знаешь?

Он отвечает:

- Никакого не знаю, я - царевич.

- Не знаешь - твоя беда! - говорит девушка. - А быть царевичем - это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра нет - тогда как хлеб добывать будешь? Пойди научись какому-нибудь ремеслу - только тогда выйду за тебя.

Загрустил царевич, не знает, какому ремеслу можно научиться поскорее. Пришел к отцу, рассказал:

- Девушку я выбрал. Лучше ее нет во всем свете. Только она не согласилась выйти за меня замуж. Прежде, говорит, научись ремеслу. Не могу я отказаться от этой девушки. Не могу смотреть на других. Одна она мне нужна. Помогите мне изучить хоть какое-нибудь ремесло.

Вызвал царь всех ремесленников. Пришли ремесленники: столяры, сапожники, портные, каменщики, печники. Спрашивает царь столяра:

- Ты в какой срок можешь научить царевича твоему ремеслу?

- В пять лет, - отвечает столяр.

- О! За пять лет моя невеста выйдет замуж, не дождется меня, - говорит царевич.

Спросил других:

- Кто научит царевича своему ремеслу поскорее?

- Научу за четыре года! - сказал сапожник.

- Научу за три года! - говорит каменщик.

- Научу за два года! - обещает печник.

Наконец вышел один старик и сказал:

- Я валяю войлок и мастерю бурки. За три дня обучу царевича своему ремеслу!

Обрадовался царевич, пошел к бурочнику и за три дня научился валять войлок и мастерить бурки: и длинные, ворсистые - для всадников, и короткие, гладкие, без швов - для пешеходов. После этого отправился он к девушке.

- Зачем опять пришел? - спрашивает девушка.

- Тебя сватать.

- А ремесло изучил?

- Изучил: бурки валять умею.

- Ну и это ремесло пригодится! - говорит девушка. - Пойду теперь за тебя замуж!

Поженились они и зажили счастливо. Вскоре старый царь умер. Стал царствовать наш царевич. Захотелось ему однажды посмотреть свое царство: кто как живет, кто чем радуется, кто о чем горюет, что о нем самом говорят. Нарядился он в наряд бедняка и пошел. Шел, шел и пришел в какой-то город, и захотелось ему есть. Разыскал он духан, вошел в него, поздоровался и говорит:

- Накормите меня, добрые люди!

Встретили его хозяева ласково, не отказали - накормили. А это были разбойники-людоеды. Подвели они царя к погребу, открыли дверь.

- А что у вас в этом погребе? - спрашивает царь.

- А вот посмотри сам! - сказали разбойники и столкнули его в погреб. - Осмотрелся царь, видит - сидят в погребе еще три человека.

- Почему вы сидите здесь? - спрашивает царь. - Что с вами сделают?

- Убьют нас эти людоеды-разбойники и съедят, - отвечают ему пленники. - Да и тебе того же не миновать.

Испугался царь, не знает, что делать. Убили разбойники тех троих пленников. Пришел черед царя. Сказал царь разбойникам:

- Не убивайте меня! Я вам такую бурку сваляю, что тысячу туманов (крупная золотая монета) за нее дадут! Несите ее прямо к молодой царице - она не торгуясь купит.

Обрадовались разбойники. Принесли шерсть. Стал царь мастерить бурку. Смастерил, украсил ее такими узорами, что глаз не оторвешь. А между узорами вышил слова: «Сижу в плену у разбойников-людоедов, в таком-то городе, в таком-то доме, в погребе. Не придете через два дня на помощь - убьют меня».

Взял один разбойник бурку, взвалил на голову и понес в город. Принес во дворец царице, стал продавать. Рассмотрела царица бурку, прочитала слова, что среди узоров были вышиты. Отдала за бурку тысячу туманов и отпустила разбойника. Потом кликнула воинов и пошла за тем разбойником вслед - выручать мужа. Разбойник идет, ничего не подозревает, а царица с воинами за ним. Пришли, окружили разбойничий дом. Никому из него не выскочить! Бросились воины в дом, схватили всех разбойников и перебили. Спустились в погреб, освободили царя и привели к жене.

- Видишь, - говорит она. - Не знай ты ремесла - и не помогло бы тебе, что ты царь: закололи бы тебя, как барана, и съели.

- Правда твоя, - отвечает царь, - не быть бы мне в живых! Выручило меня только мое ремесло.

Вопросы к тексту:

1. Почему девушка считала, что иметь ремесло важнее, чем быть царевичем? (Умение делать что-то своими руками и знания всегда остаются с человеком и могут выручить в любой ситуации, а положение человека в обществе может резко измениться, то есть оно не может быть опорой в жизни.)

2. Действительно ли от ремесла может зависеть жизнь человека? (Ремеслом (профессией) человек зарабатывает себе средства для жизни.)

3. Хотели бы вы научиться делать что-нибудь своими руками?

Похожие статьи:

Классный час в начальной школе. Животный и растительный мир степи

Конспект классного часа о ценности книги для младших школьников

Классный час в начальной школе «Самое ценное что есть – жизнь»

Классный час в начальной школе. В поисках радости

Классный час о дружбе для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!