Классный час «Правила поведения в театре», 2 класс

Занятие-беседа для учащихся 2 класса

Цель

— изучить правила поведения в театре.

Задачи

Рассмотреть неправильное поведение в театре, обсудить ошибки, определить правила поведения.

Методические рекомендации

После проведения беседы нужно сделать групповой поход в театр.

Ход мероприятия

Учитель. Вы не раз бывали в общественных местах, но знаете ли вы, что существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать? Соблюдали ли вы их? Сегодня мы рассмотрим самые распространенные ошибки в поведении людей, которые находятся в общественных местах, и изучим соответствующие правила поведения.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Учитель. Прежде чем изучать какие-то определенные правила, нужно воспитать в себе внимательное отношение к людям. Без этого никакие правила не помогут стать воспитанным человеком. Если вы будете думать лишь о том, как нужно себя повести, не уронив свое достоинство, то это не будет гарантией того, что вы не поставите в неловкое положение окружающих. Хорошее общение возможно только при наличии уважения людей друг к другу. Это правило номер один. Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили по отношению к вам. Это старое правило, но только при соблюдении его можно говорить о том, что человек действительно проявляет уважение.

Чтобы в общественных местах чувствовать себя уверенно и свободно, нужно быть развитым человеком. Многие люди чувствуют себя очень неловко, когда находятся в незнакомом месте — они просто не знают, как здесь принято себя вести. Поэтому старайтесь как можно больше читать, общаться, посещать различные мероприятия —• это поможет чувствовать себя более уверенными людьми.

Запомните главное — хорошее поведение — это не просто красивая обертка. Культурное поведение присуще только воспитанным людям, которые уважают себя и окружающих.

ЧТО ТАКОЕ ТЕАТР?

Учитель. О том, что же такое театр, многие знают не понаслышке. Хотя сегодня молодые люди уделяют большее внимание кинотеатрам, о том, что такое театр, еще никто не забыл. Ни одна телевизионная передача не может сравниться с живой игрой актеров и воссоздать ту или иную историческую обстановку. Мир театра прекрасен и неповторим. Если вы когда-нибудь побывали в театре, то ни с чем не сможете сравнить полученные там эмоции. Погружаясь в атмосферу театрального представления, вы забываете обо всем. Декорации, работа режиссера и игра актеров — такое волшебное сочетание помогает забыть обо всем. Театр может вернуть нас на сотни и тысячи лет в прошлое, а может и перенести вас в далекое будущее. И мы верим тому, что видим, и не удивляемся, что на сцене говорят животные и даже неодушевленные предметы.

ВИДЫ ТЕАТРОВ

Учитель. Театры бывают разные, и каждый вид по-своему интересен. Один из самых интересных театров — театр кукол, который имеет давнюю историю. Раньше люди изображали различных волшебных существ и священных животных в виде глиняных кукол, вокруг которых устраивали различные ритуалы, пели и танцевали. Спустя сотни лет это перешло в настоящее театральное зрелище. Сегодня существует три вида кукольного театра. В одном из видов театров используются куклы, которыми управляет кукловод. Во втором виде используются куклы, которые надеваются на руку. Третий вид — это куклы на тростях, которыми актеры играют из- за ширмы. Если вы думаете, что кукольный театр существует только для детей, то сильно заблуждаетесь. Существуют специальные постановки в кукольном театре специально для взрослой публики.

Другой разновидностью театра является театр теней. Такое представление очень интересно, поскольку создается оно при помощи картонных картинок, которые при помощи специального освещения отбрасывают тень. Актеры используют специальные нити, чтобы тени двигались. Обычно такое представление сопровождается рассказом и музыкальным оформлением.

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Учитель. Эти два вида театра очень интересны, поскольку основное действие пьесы передается либо через пение, либо через танец. Музыка в таких представлениях играет значительную роль. Многое из того, что не сказано, можно почувствовать именно благодаря музыке. Некоторые ребята не приходят в восторг оттого, что их зовут в театр оперы и балета. Их даже можно понять, потому что не все могут понять то представление, на которое приходят. Мы привыкли видеть действие сюжета в игре актера, а в этих театрах воспринимать намного сложнее. Но, даже не имея музыкального образования, вы можете определить, что оперная партия была сложна. Так же и в балете: то, как двигаются артисты, с первого взгляда говорит о том, что это настоящие профессионалы. Считается, что до таких спектаклей нужно пройти определенную базу театральных представлений.

ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Учитель. Скорее всего, ваш первый поход в театр был именно походом в театр юного зрителя. Это спектакли, к которым мы привыкли. Обычно постановки в таком театре — это либо сказки, либо классические произведения русских или зарубежных авторов. Благодаря посещению таких спектаклей, в человеке формируется истинное познание красоты и чувство прекрасного.

Сегодня ставится очень много мюзиклов, даже по классическим произведениям. В таких спектаклях актеры и поют, и танцуют, и просто играют. Для многих именно такие постановки самые интересные. Это и понятно, поскольку при просмотре их человек полностью погружается в действие спектакля, ведь оно очень легко воспринимается. У театра юного зрителя есть своя задача — расширить театральный кругозор школьников. Именно поэтому здесь есть постановки для разных возрастов, поскольку первоклассникам будет очень трудно понять постановку для ребят из старших классов. Чтобы не затеряться в огромном количестве постановок, вы можете спросить совет у билетеров, они подскажут вам, какой спектакль подходит именно вам.

ПОВЕДЕНИЕ В ТЕАТРЕ

Учитель. На прошлых занятиях мы с вами говорили о том, что в общественных местах нужно соблюдать некоторые правила поведения. Театр — одно из тех мест, где эти правила поведения четко обозначены. В отличие от кинотеатра, где можно верхнюю одежду положить на колени, в театре необходимо куртки обязательно оставлять в гардеробе, нельзя заходить в зал после третьего звонка. Кроме этого, существует еще множество нюансов, связанных непосредственно с просмотром спектакля, поэтому сегодня занятие мы посвятим поведению в театре.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ НЕ НАДО

Учитель. Для начала давайте послушаем одну небольшую истории. Я надеюсь, что никто из вас в ней себя не узнает. Но если кто-то вам показался очень знакомым, то постарайтесь посмотреть на него со стороны, возможно, какие-то действия вам покажутся смешными, а какие-то очень плачевными.

Читает один из учеников.

— Представьте себе такую ситуацию: трое ребят собрались идти на театральное представление. На какое — им совсем неважно, потому что это родители заставили их пойти. Они купили первый попавшийся билет. Спектакль начинается вечером, поэтому, чтобы не опоздать, им придется идти в театр сразу после школы, не заходя домой. Так как последний урок у них физкультура, то они решили, что время не нужно даром терять, поэтому они направились в театр прямо в спортивных костюмах. При входе в театр ребята сунули билеты контролеру и быстро направились к гардеробу, чтобы раздеться. Расталкивая других людей, они отдали вещи и отправились в зрительный зал.

Вот они заходят в зал, начинают искать свои места. Прозвенел уже второй звонок, а ребята все еще не уселись. Тогда к ним подходит дежурный по залу и подсказывает, где расположены их места. После того, как они наконец-то уселись, ребята увидели в другом конце зала своих знакомых. Они начинают отчаянно звать их и размахивать руками, в надежде, что друзья их заметят, но все старания тщетны. Когда в зале стемнело и занавес открылся, ребята начинают доставать из -своих больших рюкзаков бутерброды. Громко чавкая и обсуждая костюмы героев, они продолжают как ни в чем не бывало смотреть спектакль дальше. Чтобы не есть всухомятку, ребята решили открыть бутылку с газированной водой, которая немного растряслась по дороге в театр. Они обрызгались сами и обрызгали соседей. После того, как ребята утолили свою жажду, они продолжают обсуждать действие пьесы, громко комментируя каждую фразу, которая им понравилась. Делать это они продолжали до тех пор, пока занавес не закрылся и не объявили антракт. В перерыв ребята направились в буфет. Расталкивая всех, им удалось пробраться вперед. Только у кассы ребята начали думать, что же хотят купить. Когда же выбор был сделан и они расплатились, то сели за столик. Столик был рассчитан на пять человек, а их было только трое, остальные два стула заняли их большие рюкзаки. Мимо них постоянно проходили другие зрители, которые не могли найти место, где присесть, но ребята продолжали сидеть как ни в чем не бывало. Уже прозвенел последний звонок, а ребята все еще не допили свой чай в буфете. Когда они закончили и подошли к зрительному залу, то дежурные их не пропустили, поскольку действие уже началось. Да и к тому же их поведение было безобразным во время спектакля. Но ребята, ни капельки не расстроившись, побежали к гардеробу, чтобы забрать свои вещи. Довольные, что выполнили желание родителей и сходили в театр, они разбежались по домам. А спрашивается: зачем приходили-то?

Учитель. Вам сейчас кажется, что это абсурдная ситуация, что так в жизни не бывает. Вот в этом вы ошибаетесь. Не бывает, чтобы было все идеально, а ошибки совершаем мы все. Наверняка вы сами хоть раз опаздывали на спектакль, или же шуршали каким-нибудь пакетиком, приходили, одетые не самым торжественным образом. Если вы не совершали подобных поступков, то можете себя похвалить. А вот тех ребят, о которых мы сейчас слушали историю, хвалить не следует. Давайте обсудим, что же они сделали не так?

РЕБЯТА ПРЕДЛАГАЮТ СВОИ ВАРИАНТЫ

Учитель. А теперь давайте разберем поход в театр более подробно. Люди ходят на театральные премьеры, чтобы повысить свою внутреннюю культуру. У людей должна быть потребность и интерес пойти на спектакль, а по принуждению ходить — это гиблое дело, как мы сейчас в этом убедились. Давайте попробуем рассмотреть подробно каждый этап: от покупки билета в театр до поведения во время спектакля. Как вы считаете, почему так важно рассматривать поведение в театре на каждом этапе?

Ребята отвечают.

Учитель. Если вы купите билет на спектакль, ничего не зная о нем, то вполне возможно, что он вам не понравится с самого начала, поэтому вам будет тяжело досмотреть его до конца. И из-за того, что вы не можете сосредоточиться именно на представлении, вы начнете заниматься другими делами, отвлекать других и мешать самим артистам. Именно поэтому нужно быть внимательными с самого начала.

ПОКУПАЕМ БИЛЕТ В ТЕАТР

Учитель. Итак, вы собрались пойти на театральную постановку. Перед тем, как пойти на пьесу, постарайтесь побольше узнать о самой пьесе. Если есть возможность, то купите программку — там содержатся все сведения по постановке: от автора пьесы до актеров, которые исполняют роли. Кстати, многие пьесы ставятся по произведениям классиков, поэтому постарайтесь прочитать произведение до того, как отправитесь на спектакль. У вас сложится свое видение произведения. Когда читаешь какое-то произведение, то представляешь одни образы, на сцене же вы увидите образы в трактовке режиссера. Вполне возможно, что они будут отличаться от ваших.

Прежде чем вы станете покупать билет на спектакль, обязательно ознакомьтесь с планом зала, который обычно висит около окошка кассы. Лучше всего выбрать места, которые находятся в середине зала. Как вы считаете, почему именно «золотая середина» — лучший вариант для зрителя?

Ребята отвечают.

Учитель. Обычно на репетициях режиссер пьесы выбирает место в середине зада, поскольку оттуда видны все нюансы: от месторасположения декораций до актеров. Если смотреть на сцену сбоку, то некоторые большие предметы могут закрывать происходящее. Если вам не удалось взять ближние места, то расстраиваться не стоит. Можно взять театральный бинокль, который поможет рассмотреть даже самые мельчайшие детали.

СОБИРАЕМСЯ В ТЕАТР

Учитель. В театр принято одеваться торжественно. Сегодня это правило уже не так актуально, и вполне допустимо прийти на спектакль в джинсах. Однако, выбирая этот демократичный вариант нужно быть полностью уверенным в том, что выглядеть в этом вы должны идеально. Если вы обратитесь к истории, то узнаете, что театр долгое время существовал как главное место, где люди собирались буквально для того, чтобы «себя показать». И традиция выходить в свет в идеальном наряде осталась до сих пор. Да и к тому же театр вы не посещаете каждый день и, согласитесь, даже не каждый месяц, поэтому лучше, если вы будете выглядеть торжественнее, чем обычно.

Особое внимание нужно обратить девочкам на прическу. Очень близкое расположение рядов в театральном зале — это важный повод подумать о том, как будут уложены ваши волосы. Нужно помнить, что удобно должно быть не только вам, но и тем людям, которые будут сидеть около вас: ваши волосы не должны лезть им в лицо! Девочкам лучше не делать себе высоких причесок, можно распустить волосы или завязать косу. В некоторых театрах партер располагается на одном уровне, поэтому ваша высокая прическа загородит вид на сцену всем людям, которые сидят позади вас.

Культура поведения в театре предусматривает полную тишину во время спектакля. Когда все зрители придерживаются этого правила, образуется «мертвая тишина», в которой можно услышать урчание живота голодного человека. Поэтому и об этом стоит заранее позаботиться и не выходить из дома с чувством голода. Но не стоит также и переедать, поскольку процессы пищеварения будут слышны всем зрителям в театре. Перед выходом в театр съешьте что-нибудь легкое, но сытное, например, одно второе блюдо. Этого будет вполне достаточно, чтобы вы не испытывали чувства голода до конца представления.

В ТЕАТРЕ

Учитель. При входе в театр предъявите билет контролеру. В театр нужно приходить заблаговременно, чтобы без спешки снять верхнюю одежду, поправить прическу, занять свое место в зале. Проходя к своему месту, нужно повернуться лицом к сидящим. Если проход слишком узкий, то сидящий должен встать. Если ваше место занято, обязательно обратитесь к дежурному по залу (они обычно стоят при входе): нужно разобраться в этой путанице. Не очень приятно заметить на своем месте другого человека, поэтому сами никогда не занимайте чужие места. Даже если прозвенел звонок и впереди есть свободные места, то не пробирайтесь к ним, поскольку настоящие владельцы этих мест могут опоздать и вы попадете в очень неприятную ситуацию. После того, как вы заняли свое место, не нужно оглядываться по сторонам и разыскивать знакомые лица, тем более не стоит делать это, глядя в бинокль — он предназначен для того, чтобы следить за действием на сцене, а не в зрительном зале.

Во время спектакля нельзя разговаривать со своим соседом, смеяться (если это только не комедийная пьеса), ерзать на кресле, шуршать чем бы то ни было. Все эти запреты существуют с одной-единственной целью: не нарушать атмосферы спектакля. Главное для всех зрителей — это погрузиться в атмосферу действия, а любые звуки из «реального» мира возвращают их в настоящую действительность.

Если вы пришли в оперу, то там, в отличие от обычного спектакля, принято аплодировать после удачных сольных партий.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В АНТРАКТЕ

Учитель. Спектакль обычно состоит из нескольких действий, которые разделяет небольшой перерыв — антракт. Во время перерыва вы можете выйти из зала, а можете остаться там. Если вы вдруг заметили поблизости своих знакомых, то можете к ним подойти. Не нужно кричать со своего места что-то вроде: «И ты тут, иди сюда!» Если вы хотите их просто поприветствовать, то сделайте это кивком головы или просто улыбнитесь, если встретитесь взглядами. Никогда не надо кричать и привлекать к себе излишнее внимание. Если вы все же решили поприветствовать их лично и поинтересоваться мнением о спектакле, то подойдите к ним сами. Только садиться на свободные рядом с ними места нельзя, иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Как вы считаете, почему это делать нельзя?

Ребята отвечают.

Учитель. Если вы пришли на постановку в театр оперы и балета, то можете посмотреть, как устроена оркестровая яма. Для тех, кто ни разу не видел, как сидят музыканты и задавался вопросом, откуда же звучит музыка, это будет очень интересно.

ПОВЕДЕНИЕ В БУФЕТЕ

Учитель. Многие ребята любят бывать во время антракта в буфете. Обычно желающих отправиться в это место много, поэтому и очередь там соответствующая. Чтобы избежать ненужной суеты, нужно просто спокойно занять очередь, а не пытаться пробиться вперед. То же самое касается и столиков: покушал — освободи место. Правила поведения в театральном буфете чем-то похожи на правила поведения в школьной столовой. Не нужно рассиживаться за столом дольше, чем нужно, ведь в театр вы приходите не поесть, а повысить свой культурный уровень. Именно поэтому, как только вы закончили есть, уберите за собой и отправляйтесь зрительный зал. Туда нужно возвращаться еще до того, как прозвенит третий звонок, чтобы не спеша пробраться к своему месту.

ЕСЛИ СПЕКТАКЛЬ НЕ ПОНРАВИЛСЯ

Учитель. Случается, что спектакль не оправдал твои ожидания, поэтому можно не оставаться на второе действие. Но, если вы пришли не одни, а с группой, то досмотреть нужно обязательно. Только не стоит показывать своим видом, что спектакль вам не понравился, можно просто не аплодировать по окончании пьесы. Воспитанный человек никогда не покинет зал до того, как со сцены уйдут актеры и занавес опустится, и не станет высказывать свои комментарии по поводу того, что спектакль не стоил того, чтобы вы приходили. Это просто неразумно, поскольку судить о качестве спектакля и игре актеров можно только с большим театральным опытом. А вы, к сожалению, пока еще не можете таковым похвастаться. А вот, что действительно может произойти, так это то, что вы просто не можете понять постановку. Это часто происходит и со взрослыми людьми, так что ничего удивительного в этом нет. Возможно, что выбранный вами спектакль очень сложен и пока что вы не осознаете те проблемы, которые задаются режиссером. Для этого посетите эту постановку через несколько лет, если будет такая возможность. Вполне возможно, что вы будете судить о нем совсем по-другому.

ЗАБИРАЕМ ВЕЩИ ИЗ ГАРДЕРОБА

Учитель. Обычно в гардеробе после спектакля собирается огромная очередь. Никогда не лезьте вперед других, не расталкивайте локтями. Вежливые люди всегда сохраняют спокойствие. Чтобы не пострадать в давке, лучше дождаться, пока очередь схлынет. Можно подождать в фойе и обсудить с друзьями спектакль. Ведь обсудить действительно есть что. Этим вы сразу убьете двух зайцев: поделитесь впечатлениями и скоротаете время, ожидая, пока толпа разойдется.

Подведение итогов

Учитель. Теперь вы знаете, что поход в театр сопровождается огромным сводом правил, которые необходимо соблюдать. Но все эти правила настолько просты, что запомнить их не составит никакого труда. Сегодня мы рассмотрели с вами различные ситуации, в которые вы можете попасть при посещении театра. Мы прослушали историю о ребятах, которые не очень красиво вели себя в театре, только лишь потому, что они просто не знали элементарных правил поведения. Если вы и узнали в ком-то из них себя, то только потому, что тоже были не знакомы с этими правилами. Но теперь, когда мы все обсудили, вы должны вести себя в театре так, как это предписано нормами этикета. О том, насколько вы были внимательными, я буду судить по нашему походу в театр.

Похожие статьи:

Игровой классный час по этикету, 2 класс

Классный час «Правила поведения в библиотеках и музеях», 2 класс

Этическая беседа для учащихся начальных классов, 3-4 классы

Беседа для младших школьников на тему: Этикет

Беседа о чистоте и порядке для учащихся начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!