Классный час «Поговорим о дружбе», 4 класс

Час общения в 4 классе. Сценарий «Поговорим о дружбе»

Составитель: Н.И. Левенкова

Участники: учащиеся 4-го класса, их родители, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать формированию у детей осознания важности значения дружбы между людьми, умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

2) актуализировать и обогатить представления родителей о детской дружбе, пробудить у них желание помогать своим детям в формировании отношений дружбы и товарищества с одноклассниками и другими людьми.

Подготовительная работа

I. Учитель совместно с родительским комитетом принимает решение о проведении часа общения четвероклассников и их родителей на тему о дружбе. Участники совместно продумывают содержание разговора, вопросы для обсуждения.

II. Педагог организует чтение и обсуждение детьми текстов из книги «Азбука нравственного воспитания»:

— М. Водопьянова «Один за всех, все за одного»;

— В. Осеевой «Перышко»;

— М. Водопьянова «Коля Кажимов»;

— С. Косова «Терешка».

III. Проводится анкетирование родителей, результаты которого анализируются классным руководителем и членами родительского комитета.

Анкета для родителей

1. Есть ли друзья у Вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли Вы над причиной этого? Кто виноват в том, что друзей нет?

2. Знаете ли Вы друзей своего ребенка?

3. Как Вы встречаете друзей своего ребенка? Верное подчеркните:

а) всегда доброжелательно, приветливо;

б) в зависимости от настроения;

в) сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли Вам друг Вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы Вы хотели видеть другом своего ребенка? Верное подчеркните:

а) только отличника;

б) хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем Вашему ребенку;

в) Вам все равно, как он учится, какая у него семья, Вас больше интересует, дорог ли он Вашему ребенку.

6. Знаете ли Вы родителей друга Вашего ребенка?

7. Дружите ли Вы семьями?

8. Замечали ли Вы, что у Вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как Вы считаете, Ваш ребенок хороший товарищ? Почему?

10. Как Вы поступаете, если между детьми возникает конфликт?

IV. На одном из классных часов педагог проводит анкетный опрос учащихся.

Анкета для учащихся

1. Есть ли у тебя друг? Есть ли у тебя друг в классе?

2. Какие черты характера, качества своего друга ты больше всего ценишь?

3. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты с кем-то еще дружил?

4. Какие проступки ты смог бы простить другу?

5. Чего не смог бы простить ему?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты публично выступить против друга, если тот не прав?

8. Когда мы говорим «ябеда», а когда «хороший товарищ»?

9. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

10. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья? Выбери соответствующее твоему мнению:

а) отличника;

б) хорошего, доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;

в) тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

11. Приходит ли друг к тебе домой?

12. Как его встречают твои родители? Выбери правильный вариант ответа:

а) приветливо;

б) по настроению;

в) с недовольным видом.

13. Бываешь ли ты в гостях у друга?

14. Как тебя там встречают? Выбери правильный вариант ответа:

а) приветливо;

б) в зависимости от настроения;

в) с недовольным видом.

15. Ты считаешь себя хорошим товарищем?

V. Несколько учеников учат наизусть стихотворения о дружбе и товариществе.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) 4 стола, стулья, фломастеры, листы бумаги для работы четырех групп четвероклассников и их родителей;

б) реквизит для проведения конкурса «Собери пословицу»;

в) ксерокопии рассказов В. Осеевой, И. Василенко, И. Туричина и Е. Пермяка (см. приложение);

г) написанные на доске афоризмы о дружбе: «Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага» (Аристотель); «Дружба — бескорыстная стойкая приязнь» (В.И. Даль).

* * *

Учащиеся и родители входят в класс и занимают места за столами для четырех групп таким образом, чтобы в каждой группе находилось примерно равное количество детей и их родителей.

Классный руководитель. Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, — эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга... В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте его, пожалуйста, на доске.

На первое место ученый поставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.

Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу. Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы — верность, постоянство, честность и т.д.

Потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Сейчас мы проведем конкурс «Собери пословицу, поговорку». Кто быстрее это сделает?

Каждой группе передаются наборы слов для составления двух пословиц. Дети и их родители стараются быстро выполнить задание.

На классной доске прикрепляются составленные пословицы.

— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— Друга ищи, а найдешь — береги.

— Старый друг лучше новых двух.

— С другом веселее при удаче, легче в беде.

— Друзья познаются в беде.

— Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей — узок, как ладонь.

— Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

— Недруг поддакивает, а друг спорит.

Надежный фундамент дружбы — товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII в. слово «товарищ» означало боевой соратник. Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество.

Ученик (читает стихотворение)

Дрались по-геройски, по-русски

Два друга в пехоте морской.

Один паренек был калужский,

Другой паренек — костромской!

 

Они точно братья сроднились,

Делили и хлеб и табак.

И рядом их ленточки вились

В огне непрерывных атак.

 

В штыки ударяли два друга —

И смерть отступала сама!

— А ну-ка, дай жизни, Калуга!

— Ходи веселей, Кострома!

 

Но вот под осколком снаряда

Упал паренек костромской...

— Со мною возиться не надо, —

Он другу промолвил с тоской.

 

Я знаю, что больше не встану, —

В глазах беспросветная тьма!..

— О смерти задумал ты рано!

Ходи веселей, Кострома!

 

И бережно поднял он друга,

Но сам застонал и упал.

— А ну-ка... дай жизни, Калуга, —

Товарищ чуть слышно сказал.

 

Теряя сознанье от боли,

Себя подбодряли дружки,

И тихо по снежному полю

К своим доползли моряки.

 

Умолкла свинцовая вьюга.

Пропала смертельная тьма...

— А ну-ка, дай жизни, Калуга!

— Ходи веселей, Кострома!

Классный руководитель. Говоря о дружбе, нельзя не сказать о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявление порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь. Такие, о которых многие мечтают.

Некоторые ребята любят командовать: требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

Ученица (читает стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг»)

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки.

А характер кроткий.

 

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

 

Есть разряд у Ильиной

И спортивный свитер,

А девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной —

Стану знаменита!

 

Я шепчу: — Но ты учти,

Ты во всем должна идти

Другу на уступки, —

Предлагаю Ильиной:

— Ты дружи со мной одной!

 

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

 

А девчонки на дыбы!

Говорят: — Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

«Срочно требуется ДРУГ».

Классный руководитель. У каждого человека не так уж много настоящих друзей и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

Ученики (сменяя друг друга, читают стихотворение С. Погореловского)

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

 

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

«А я-то в дружбу нашу верил,

Но больше дружбы не бывать!»

 

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом — ты, матросом — я!

 

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька — что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

 

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

 

Да это Колька — так несмело

Вошел с поникшей головой:

— Прости уж!

Сердишься? ...За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

Классный руководитель. Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

Звучит песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг...».

Классный руководитель. Как научиться дружить? Мы сегодня постараемся ответить на этот вопрос.

Работа в микрогруппах. Каждая из четырех групп получает ксерокопии следующих текстов произведений о дружбе:

— В. Осеевой «До первого дождя» (I микрогруппа);

— И. Туричина «Дружба» (II микрогруппа);

— Е. Пермяка «Бумажный змей» (III микрогруппа);

— И. Василенко «Мостик» (IV микрогруппа).

Под руководством подготовленного члена родительского комитета сначала зачитывается составленный текст, а затем в соответствии с прочитанным формулируется правило дружбы. После завершения групповой работы это правило обнародуется, корректируется членами группы и крепится на классную доску рядом с пословицами.

Классный руководитель предлагает детям и взрослым подумать и рассказать о случаях из жизни, которые могут стать «живыми» иллюстрациями названных правил дружбы. Четвероклассники и их родители рассказывают о таких случаях.

Классный руководитель сообщает о результатах проведенного анкетирования и в своем заключительном слове выражает надежду на то, что ученики будут соблюдать сформулированные в ходе часа общения правила.

1. Помогай товарищу! Умей сопереживать не только горю, но и радости товарища.

2. Выручай товарища!

3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Говори другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться в этом и исправляйся.

Приложение

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

(В. Осеева)

Дружба

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:

— Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.

— Давай, — согласился Вася.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

— Пожар! Пожар! — кричит Сережа.

Подбежали другие ребята.

— Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят:

— Я — Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа:

— Я — твой друг! Мы — друзья! Поиграем вместе в машинистов.

— Давай, — согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

— И меня примите.

— Не примем, — сказал Сережа.

— Почему? — удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил!

— То — вчера, — сказал Сережа. — Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

(И. Туричин)

Бумажный змей

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились — вот в чем беда.

(Е. Пермяк)

Мостик

Гриша и Дима учились в третьем классе и жили на одной улице друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот своего двора и кричит через улицу:

— Эй, конопатый, ты это видал?

И покажет Диме кулак.

А Дима в ответ:

— А сколько вас, жуков, на кило идет? — и тоже кулаком грозится.

Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в друга через улицу комья грязи.

Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Люди, которым надо было перейти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ногу, но шагнуть дальше не решались.

Гриша вышел из дому и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и свежим после дождя и как все заблестело под солнцем.

Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руке большой камень. «Ага, — подумал Гриша, — ты, — камнем?! Хо-ро-шо!» Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять выбежал на улицу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок. «Что же, — подумал Гриша, — и я могу так сделать». И опустил свой кирпич в воду.

А Дима уже нес другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде, на одной линии с Гришиным кирпичом.

Тогда Гриша вынес сразу три кирпича.

Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к другу, а люди стояли по ту и эту стороны, смотрели на них и ждали.

И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом. Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:

— А я черепаху поймал. У нас во дворе живет. Хочешь, покажу?

(И. Василенко)

Похожие статьи:

Классный час на нравственную тему, 4 класс

Классный час «Алкоголь и здоровье», 4 класс

Классный час 4 класс. Обучение общению

Классный час 4 класс на тему Труд

Классный час «Правила поведения в общественных местах», 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!