Классный час «Алкоголь и здоровье», 4 класс
Разработка классного часа на тему «Здоровый образ жизни» в 4 классе
Цели и задачи классного часа
— Показать пагубное влияние алкоголя на детский организм, вред приобщения детей к «умеренному» употреблению алкоголя и опасность использования спиртного в «лечебных» целях;
— познакомить учащихся с методикой оказания первой помощи при остром алкогольном отравлении;
— выяснить, какие заболевания сердечно-сосудистой системы и системы пищеварения подстерегают любителей спиртного.
Оборудование классного часа
Плакаты «Воздействие алкоголя на различные органы человека», «Алкоголь и твое тело».
Ход классного часа
Обсуждение проблемы: «Влияние алкоголя на детский организм»
Теоретический материал для учителя.
По данным Ю.П. Лисицина и Н.Я. Копыт, больше половины алкогольно-зависимых людей воспитывались в семьях, где алкоголь употреблялся часто. Подавляющее большинство (96,2 %) этих лиц впервые приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а одна треть из них познала его вкус до 10 лет. Характерно, что детям до 10 лет алкоголь впервые предложили близкие родственники. Ф.Г. Углов в своей книге «Из плена иллюзий» приводит такой пример: «В своем письме читательница пишет, что она находилась в компании за праздничным столом вместе с молодой женщиной, у которой на руках был маленький ребенок. Женщина довольно активно пила вино и каждый раз, оставив немного на дне стакана, давала допить своему ребенку. Соседка с беспокойством спросила: «Зачем вы это делаете? Разве можно ребенку давать вино?». «А что особенного, — спокойно возразила молодая мама. — Я всегда так делаю. Для развития аппетита». Можно не сомневаться, что из этого ребенка в будущем непременно вырастет алкоголик, потому что у детей привыкание к вину и появление потребности в нем возникает очень быстро, буквально через 2—3 приема даже самых малых доз».
Это подтверждается следующим примером. Ученик четвертого класса одной из московских школ в день своего рождения по настоянию родителей (!) выпил стакан сухого вина, ведь, по словам некоторых «ученых», сухие вина полезны, они содержат много витаминов и большое количество полезных веществ, и почему же не давать их ребенку?! После одного приема алкоголя у мальчика появилась тяга к спиртному. В любой компании взрослых и подростков он под любым предлогом стал доставать и пить его. Последствия сказались очень быстро. Мальчик не смог заниматься в школе, нуждался в специальном длительном лечении. Один прием сухого вина, причем из рук родителей, — и вся его жизнь испорчена!
Там, где отец или мать много пьют, дети рано приобщаются к вину. Здесь действует и повседневный пример родителей, и легкая доступность винных изделий, и частое угощение малолетних родителями и их собутыльниками. В таких условиях дети уже в юные годы могут стать алкоголиками. Если же ребенок устоял и не приучился к вину, он рано прозревает и понимает то горе, которое несет алкоголь ему и его семье. Он ненавидит и вино, и отца. И нередко в семьях пьяниц дети вырастают трезвенниками. Но это бывает чаще тогда, когда мать не пьет и оберегает детей. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к распространению женского алкоголизма.
Пропаганда безвредности «умеренных» доз алкоголя, полезности сухого вина и лечебных свойств спиртного приносит неисчислимые бедствия и способствует более раннему приучению детей к нему. Дети, читая и слыша об этом, охотно пробуют вино, а некоторые родители, наслушавшись таких безответственных пропагандистов, не прочь приобщить ребенка к «культурному» винопитию и использовать спиртное в лечебных целях.
Шестимесячной девочке, больной воспалением легких, делали винные компрессы на грудную клетку 3 раза в день в течение 3—5 часов. На третий день у нее появились симптомы отравления: потеря сознания, бледность кожи, холодный пот, полное расслабление мускулатуры, высокая температура. В выдыхаемом девочкой воздухе ощущался запах алкоголя. Около 17 часов девочка находилась в тяжелом состоянии и только на 4-е сутки к ней вернулось сознание.
Мальчик 10 лет был со своим отцом и компанией взрослых на зимней рыбалке. Во время обеда его уговорили для согревания выпить водки, он выпил примерно одну треть стакана под одобрительные возгласы взрослых мужчин. После обеда они снова ушли к реке, а мальчик остался у костра. Посидев немного, он вдруг повалился на снег и потерял сознание. Был быстро доставлен в больницу. Врачи пытались спасти ребенка, делали уколы, вливания. Но ничего не помогло. Мальчика спасти не удалось, он умер, не приходя в сознание.
Вспомните, каков токсический эквивалент спирта для подростка? А для ребенка весом в 16 кг он составит всего 40 г водки. Ребенку нужны ничтожно малые дозы спиртного, чтобы в его организме произошли непоправимые нарушения. Зная об этом, многие родители задумались бы, прежде чем предлагать ребенку выпить.
Врачи отмечают, что алкоголь за короткое время изменяет характер ребенка, делает его не только угрюмым, неуравновешенным и несдержанным, но и может толкнуть на совершенно немотивированные поступки. Кроме того, употребление алкоголя детьми ведет к резкому снижению уровня познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Если для взрослого в возрасте 30—35 лет употребление алкоголя в течение 10-15 лет ведет к постепенному разрушению организма, то требуется совсем немного времени, чтобы привести ребенка к гибели.
Описано заболевание мальчика 4,5 лет, которому родители с семимесячного возраста от болей в животе ежедневно давали по 10—20 г, а после года по 50—80 граммов водки, разведенной подслащенной водой. У мальчика развилась потребность в алкоголе. Без него он не мог заснуть ни днем, ни ночью. На третьем году жизни умственное развитие ребенка приостановилось, речь стала медленной, произношение невнятным. Затем пропал аппетит, появился жидкий стул, мальчик стал худеть, у него увеличилась печень. После курса лечения состояние немного улучшилось. Однако через три месяца началось ухудшение, и он умер. Непосредственной причиной смерти явился алкогольный цирроз печени.
Вот так иногда заканчиваются попытки взрослых приобщить детей к алкоголю. Во многих случаях это делается с «добрыми намерениями» или с «лечебной целью». Все приведенные примеры взяты из книги Ф. Г. Углова «Из плена иллюзий».
Обсуждение проблемы: «Первая помощь при остром алкогольном отравлении»
Бывают ситуации, когда человеку необходима срочная помощь, он получил слишком большую дозу алкоголя, которая чревата смертельным исходом. Предположим, вы на пикнике на природе, и на скорую врачебную помощь рассчитывать не приходится, поэтому каждый должен знать, что делать в таком случае.
Медицинская помощь при остром алкогольном отравлении должна быть направлена на:
1) удаление алкоголя из желудка;
2) поддержание функций сердечно-сосудистой системы;
3) введение вещества, возбуждающего нервную систему.
В первую очередь нужно промыть пострадавшему желудок, чтобы предотвратить дальнейшее всасывание алкоголя в кровь и повышение его концентрации. Для этого ему необходимо выпить 2-2,5 литра теплой воды, затем вызвать рвоту. У тех, кто находится в состоянии тяжелого отравления, нужно попытаться вызвать рвоту без воды, повернув вниз головой и надавив пальцами на корень языка. Помещение, где находится опьяневший, следует проветрить. Отрезвляюще действует вдыхание нашатырного спирта (возбуждает дыхательный центр) или прием его внутрь в количестве 5—20 капель на стакан воды, крепкий чай, кофе. При жалобах на боли в области сердца необходимо дать имеющиеся под рукой сердечные средства. Например, таблетку валидола под язык. Спиртосодержащие средства в данном случае давать не рекомендуется. Необходимо вызвать врача для оказания квалифицированной помощи.
Иногда вовремя оказанная помощь может спасти человеку жизнь.
Обсуждение проблемы: «Влияние алкоголя на систему пищеварения»
Вначале рекомендуется вспомнить, какие органы относятся к системе пищеварения.
При объяснении материала используются плакаты: «Воздействие алкоголя на различные органы человека», «Алкоголь и твое тело».
У большинства лиц, употребляющих алкоголь, имеются заболевания органов пищеварения. Уже при попадании его в полость рта поражаются десны, язык, носоглотка, миндалины, притупляется острота вкусовых ощущений. В пищеводе и желудке алкоголь оказывает обжигающее воздействие на слизистую оболочку этих органов, парализует функции их клеток, что приводит к нарушению пищеварения. У часто употребляющих алкоголь отмечаются такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. На фоне атрофии слизистой могут развиваться полипы и злокачественные опухоли.
Аппетит после употребления спиртного возбуждается только на начальных стадиях за счет повышения кислотности желудочного сока. В конечном же итоге после длительного употребления алкоголя кислотность снижается вплоть до полного ее отсутствия.
Очень сильно страдает печень, которая является основным барьером на пути проникновения продуктов распада и токсинов в организм человека. Печень играет важную роль в пищеварении и обмене веществ. Алкоголь обладает отравляющим действием на печень и поражает ее клетки. Исследования показали, что только у 11 % алкоголиков печень не поражена.
Печень перерабатывает токсические вещества алкоголя, нейтрализует их. Установлено, что за час печень взрослого человека способна нейтрализовать действие 8—10 граммов чистого алкоголя. Если за час выпивается больше, то алкогольные токсины будут накапливаться в печени, и тем самым будет увеличиваться нагрузка на нее. Методом радиоактивных изотопов установлено, что алкоголь обнаруживается в печени почти через две недели после однократной выпивки. В результате перегрузки клеток печени развиваются ожирение и гепатит, а затем и цирроз печени, при котором омертвевшие клетки печени замещаются соединительной тканью, которая не играет никакой роли в нейтрализации ядов. В конечном итоге печень уменьшается в размерах и перестает выполнять свои функции. Организм лишается защитной «химической лаборатории», происходит постепенное его отравление. От цирроза печени страдающие алкоголизмом мужчины умирают в 9 раз, а женщины — в 22 раза чаще, чем непьющие люди.
Часто у пьющих людей бывает воспаление поджелудочной железы. Оно характеризуется резкой болью в области живота
Обсуждение проблемы: «Алкоголь и сердечно-сосудистая система»
Вначале учащиеся вспоминают, какие органы относятся к сердечно-сосудистой системе. Продолжается работа с плакатами.
У людей, систематически употребляющих алкоголь, очень часто наблюдаются сердечно-сосудистые нарушения. В результате снижения функций желез внутренней секреции повышается содержание холестерина в крови.
Учитель предлагает вопрос учащимся:
— Какие заболевания развиваются при употреблении алкоголя?
Учащиеся могут вспомнить, что избыток холестерина накапливается на стенках кровеносных сосудов, делает их хрупкими, ломкими, т. е. развивается атеросклероз. Одним из опасных последствий атеросклероза сосудов головного мозга является кровоизлияние в мозг — инсульт. Это заболевание может развиться не только в среднем, но даже в молодом возрасте.
Кровяное давление у большинства пьющих повышено, реже — понижено. Давление нормализуется после прекращения употребления алкоголя, но при дальнейшем употреблении принимает более устойчивый характер и переходит в гипертоническую болезнь.
Учитель предлагает вопрос учащимся:
— Какое еще заболевание может развиться вследствие сужения просвета артерий?
Учащиеся вспоминают, что при этом происходит нарушение кровообращения нижних конечностей, появляется перемежающая хромота, возможно омертвение тканей и развитие гангрены ног.
Под воздействием алкоголя сердце подвергается жировому перерождению, увеличивается в объеме, становится вялым, не способным обеспечить нормальное кровообращение. Об этом свидетельствуют развивающиеся отеки, одышка.
Человека, находящегося в состоянии опьянения, даже дома, в постели подстерегает опасность. Во время глубокого сна может развиться так называемый синдром сдавления. Многим приходилось «отсиживать» или «отлеживать» руку или ногу. Трезвый человек даже во сне меняет положение тела. Пьяный может длительно находиться в одной позе, поэтому в придавленной части тела возможно возникновение необратимых изменениях, которые могут окончиться даже ампутацией.
Установлено, что алкогольнозависимые люди живут в среднем на 17 лет меньше других. Раннему старению способствует отравление алкоголем всех органов и систем.
Подведение итогов классного часа
Учитель в итоговой части классного часа-беседы может провести краткий диалог с учащимися.
Приведем несколько вопросов для возможной краткой беседы — обратной связи:
— Вследствие чего может развиться детский алкоголизм?
— Чем смертельная доза алкоголя для детского организма отличается от смертельной дозы взрослого?
— Почему недопустимо «лечение» детей с помощью алкоголя?
— Почему не следует приучать детей к «умеренному» употреблению алкоголя?
— Что необходимо сделать в первую очередь при остром алкогольном отравлении?
— Какое воздействие оказывает алкоголь на систему пищеварения?
— Какой орган системы кровообращения особенно сильно поражается при употреблении алкоголя?
— В чем сходство поражений сердечно-сосудистой системы у курильщиков и употребляющих алкоголь?
— Что такое синдром сдавления и каковы его последствия?
Похожие статьи:
Классный час «Поговорим о дружбе», 4 класс
Классный час «Правила поведения в общественных местах», 4 класс
Классный час 4 класс на тему Труд
Нет комментариев. Ваш будет первым!