Классный час 4 класс на тему Труд

Классный час в 4 классе. Человек и труд

Конспект классного часа для 4 класса

Цель: воспитывать уважение и любовь к труду.

Оборудование: карточки с пословицами о труде.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Мини-лекция «Значение труда в жизни человека».

III. Беседа «Как воспитать трудолюбие?».

IV. Работа с пословицами.

V. Творческая работа.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».

Горько живет

Лежебока –

Кровать Лежебоке

Высока.

Полы от кровати

Далёко.

Слезать Лежебоке -

Морока!..

Вот и лежит

Лежебока.

Спит Лежебока

Без срока.

Уж отлежал

Оба бока...

Спит и вздыхает

Глубоко:

- Кабы еще бы

Два бока!..

- Какого человека называют лежебокой?

- Как вы думаете, почему человек ленится?

- Какое слово противоположно по значению слову «ленивый»?

- Кому лучше живется на свете - ленивому или трудолюбивому человеку? Почему? (Дети отвечают.)

Действительно, трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов. Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной - он всегда найдет себе интересное занятие. Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле, пользуется уважением коллег и товарищей. В то время как ленивый бесцельно растрачивает свое время, проводит дни в бесплодных мечтаниях.

II. Мини-лекция «Значение труда в жизни человека»

Классный руководитель. А для чего вообще нужно трудиться? Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Послушайте высказывание знаменитого русского ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».

- Полезно ли такое времяпровождение?

- Будут ли ценить такого человека? ставить кому-то в пример?

- К чему приводит такая бесцельная жизнь?

Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой об одном из самых выдающихся государственных деятелей в российской истории - Петре Великом.

Труда Петр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству». Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев (червонец - золотая монета достоинством 10 рублей), но Петр сказал: «Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын - монета достоинством 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам: «Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день.

Личность Петра I вдохновляла и восхищала его современников и потомков, вот что писал о нем великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Что заставляло Петра I трудиться?

(Дети высказывают предположения.)

Каково же значение труда в жизни человечества? Над этим вопросом размышляли ученые, философы, литераторы разных стран. Я прочитаю вам высказывание русского советского писателя Виталия Александровича Закруткина.

Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни, - создано трудом.

Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут творцом.

III. Беседа «Как воспитать трудолюбие?»

Классный руководитель. Одни люди ленивы, другие трудолюбивы - почему так? Трудолюбие и лень - это врожденные качества? (Дети отвечают.)

Послушайте стихотворение.

Мозоль

На Гошкиной ладошке

Проклюнулась мозоль –

Чуть больше хлебной крошки,

Чуть меньше, чем фасоль.

Разволновалась мама:

- К директору пойду.

Пусть завтра же отменит

Уроки по труду!

Ходил, насупясь, папа,

Рассерженно гудел:

- Учитель - просто шляпа,

Увечье проглядел!

На труд пеняла тетя,

И бабушка, и дед:

- Школьная работа

Идет дитю во вред!

А между тем у Гошки

Мозоль была от ложки.

Г. Граубин

- Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? Какую роль в этом играют родители, педагоги?

(Дети высказываются.)

- Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, ремонт квартиры, поход, рыбалка и пр.). Все ли у вас получалось?

- Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? {Воля, целеустремленность, ответственность, желание учиться, самодисциплина.)

Интересно, что и сам трудовой процесс помогает человеку развить эти качества.

- А если человеку все дается без труда? Он получает все, что только пожелает, не прикладывая никаких усилий. Повлияет ли это на его характер?

Какие черты будут преобладать? (Дети высказываются.)

IV. Работа с пословицами

(Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает карточку с пословицей, объясняет ее смысл.)

• Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.

• Лежебоке и солнце не в пору восходит.

• Лентяй да шалопай - два родных брата.

• У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

• Терпение и труд все перетрут.

• Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

• Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

• Лень - мать всех пороков.

V. Творческая работа

Классный руководитель. Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты.

(Работа в группах или индивидуально. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.)

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы для себя сделали? В чем же состоит ценность труда?

Похожие статьи:

Классный час 4 класс. Обучение общению

Классный час в 4 классе. Здоровое питание

Классный час – беседа по ПДД, 3-4 класс

Игровой классный час в 4 классе

Классный час 4 класс на тему: Хлеб-всему голова

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!