Классный час по экологии для 1-2 класса

Внеклассное мероприятие по экологии для 1-2 класса

Сценарий внеурочного занятия по экологии в начальной школе, 1-2 класс

Классный час для учащихся 1-2 классов «Синичкин день»

Мероприятия разрабатываются с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников. В этом возрасте дети очень эмоциональны, подвижны, довольно непосредственны, их легко заинтересовать и увлечь, но не надолго. Детям данного возраста просто необходима смена деятельности, поэтому в классный час включена не только беседа педагога о чувстве ответственности и любви к природе и животным (в частности к птицам), но и небольшая инсценировка по сказке П. Сладкова «Зимние долги». В сценке задействованы школьники. Они также читают стихи, исполняют песни, участвуют в подвижных играх.

После мероприятия ребята вместе с педагогом идут в школьный сад или в ближайший парк, развешивают кормушки, сделанные своими руками дома или в классе на уроках труда, насыпают в кормушки семечки, крошки, пшено и т. п.

Цель данного мероприятия: приобщение школьников к традициям и обычаям русского народа; формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших».

Ход мероприятия

Рассказ учителя.

Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался Синичкиным днём и приходился он на 12 ноября. В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает».

С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в этот день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более теплолюбивые птицы улетали в тёплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в тёплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

Зачитывается небольшой фрагмент из книги Г. Снегирёва «Птицы наших лесов»:

«... Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживёт. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево - осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове.

Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.

В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замёрзнут в лесу...».

Учитель задаёт вопрос классу, как ребята помогают птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму. Говорит также о том, что помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по-своему отблагодарят человека за заботу и внимание. У известного детского писателя П. Сладкова есть небольшая сказка, которая так и называется:

«Зимние долги»

(по мотивам одноимённой сказки П. Сладкова)

Действующие лица:

Воробей - мальчик одет в серый свитер, в брюки того же цвета, шея обмотана пёстрым шарфом, на голове кепка.

Ворона - девочка одета в чёрный свитер, в длинную юбку того же цвета и небольшую шляпку. В руках - чёрный ридикюль.

Синица - в серой юбке, в свитере зелёного цвета, в чёрной вязаной шапочке и в таких же перчатках.

Дятел - в белом халате, на голове шапочка с красным крестом, в одной руке небольшой чемоданчик, в другой - лупа.

(Декорация весеннего леса, на переднем плане - дерево, чуть дальше другое, со скворечником с прорезанным окошечком. Звучит весёлая музыка. На поляну «вылетает Воробей». Весело чирикая, он танцует. Импровизированный танец Воробья. Неожиданно появляется Ворона. Неслышно подкравшись к Воробью сзади, она неожиданно громко каркает. Воробей пугается)

Ворона (хриплым, простуженным голосом). Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки). Страсть драться охота. А ты (наступает на Ворону) тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

Ворона (невозмутимо). А вот испорчу! Как задам вопрос...

Воробей (беззаботно). Во напугала!

Ворона (руки в боки). И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал?

Воробей. Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали...

Ворона (радостно каркнув). То-то! А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?

Воробей (растерянно). А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка. И ты, Ворона, была...

Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперёд). Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

Воробей (упираясь). Другие, может, и думать забыли...

Ворона (неунимаясь). А ты слетай да проверь!

(Ворона важно уходит. Вновь звучит музыка. Воробей «летит» в «сад». В окошечке нарисованного скворечника появляется Синичка. Она с любопытством озирается по сторонам, заметив воробья, «вылетает» из «скворечника» - выходит из-за декорации)

Воробей (остановившись перед Синицей). Поздравляю с новосельем! Небось, и про долги забыла?

Синица. Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

(Вновь звучит весёлая музыка. Воробей «летит» дальше, в «лес». Около «дерева» стоит Дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев Воробья, Дятел удивлённо спрашивает)

Дятел. По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

Воробей (чирикнув). Да вот расчёт с меня требуют... А ты, Дятел, как расплачиваешься?

Дятел (важно). Уж так-то стараюсь... (стучит по «стволу дерева»). Лес вот от древоточцев и короедов оберегаю... Так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займёмся следующим больным (убирает лупу в свой чемоданчик. Подаёт руку Воробью).

- Ну, будь здоров, старик. Извини, у меня дела...

Дятел уходит. Воробей в задумчивости протягивает:

Воробей. Ишь ты, а я думал...

(Приглушённо звучит музыка. Неторопливо выходит Ворона и, подкравшись к задумавшемуся о чём-то своём Воробью, громко каркает)

Ворона. Карр-карр!.. (Воробей, испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности).

Воробей. Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги отрабатывают...

Ворона (самодовольно выпятив грудь). А я что тебе говорила?

Воробей. А я что - хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!

(Звучит музыка. Выходят действующие лица. Взявшись за руки, они говорят по очереди)

Ворона. Мы благодарим, ребята, вас...

Синица. За вашу помощь в трудный час!

Дятел. Заботу, понимание...

Воробей. А главное - внимание!

Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо!... (Под весёлую музыку птицы «разлетаются»)

Завершение мероприятия.

Учитель спрашивает ребят, поняли ли они, о каких долгах говорили птицы. Понравилась ли им сказка и почему?

Далее учитель предлагает ребятам поиграть в одну старинную игру, в которую когда-то в далёком детстве играли их бабушки и дедушки. Игра называется:

«Воробушки и хитрая ворона»

При помощи русской народной считалочки выбирается «хитрая ворона», остальные - воробушки.

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола.

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

Кладётся на пол обруч - это «гнездо» «вороны».

«Воробушки» «летают» вокруг «вороньего гнезда», подразнивая «ворону»:

«Карр-карр-карр - воровка!

Карр-карр-карр - плутовка!

Высунь нос ты из гнезда,

Не догнать нас никогда!»

Таким образом «воробушки» стараются выманить «ворону» из «гнезда». Но «ворону» не зря прозвали в народе хитрой: едва прозвучали последние слова дразнилки, она, не выходя из круга, хватает зазевавшегося дразнилку. Выигрывает тот, кто спасся от «вороны» и не попал в её «гнездо».

В конце можно исполнить песню: слова П. Синявского, музыка З. Компанейца «Воробьиная песенка» (см.: Антология советской детской песни. Вып. 2. - М.: Музыка, 1987).

Слова П. Синявского, Музыка З. Компанейца

Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Чтобы слушался получше

Этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

Припев:

Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,

Всем нужны друзья.

Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,

Даже воробьям.

 

Интересная работа –

Дрессировка воробья, -

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я!

Но зато в районе нашем

Удивляется народ –

Воробей вприсядку пляшет,

Бьёт в ладоши и поёт.

Припев.

Оттого, что эту птицу

Я в обиду не даю,

Стали кошки относиться

С уваженьем к воробью.

Я готов, как говорится,

Поручиться за него,

Что теперь он не боится

Никого и ничего.

Припев.

Ребята могут прочесть свои стихи о птицах:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе - вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны.

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз к земле глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это всё у вороны - игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!...

Александр Блок

Соловей

Его величество поёт,

Презрев и выгоду, и моду.

Его величество - поэт,

Благословляющий природу.

 

Поёт он всем и никому,

И власть державы соловьиной

Разлита в голубом дыму

Над нивой, рощей и долиной.

 

Он ткёт её из лунных трав,

Из нитей гимнов и элегий,

Не требуя ни царских прав,

Ни королевских привилегий.

 

Преображая в пламень лёд

И в песнь преобразуя чувство,

Его величество поёт

Для верноподданных искусства.

Павел Боцу (перевод с молдавского)

Далее учитель знакомит ребят с народными приметами, связанными с поведением птиц:

«Синичкин календарь»:

• Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева - ночью ожидаются заморозки.

• Воробьи вялые, сидят на веточках, нахохлившись - это к непогоде.

• Если в зимнее время воробьи расщебетались - это к оттепели.

• Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями - жди сильных морозов.

• Если в июне грачи пасутся на траве - скоро будет дождь.

• Если в день Сорок Сороков (22 марта) прилетели галки - жди тепла, если в этот день было тепло, то будет сорок тёплых дней; если холодно - жди сорок холодных утренников.

• Если кукушка перестаёт куковать до Петрова дня (12 июля) - к ранней зиме, а если после - к затяжной осени.

После классного часа ребята вместе с учителем выходят на улицу и устраивают птичью «столовую»: развешивают на деревьях кормушки с кормом.

Для учащихся 3-4 классов можно несколько углубить и расширить тему. Например, провести «Птичью викторину», в которой ребята могут блеснуть своей эрудицией и значительно расширить свои познания.

Дополнительный материал

Викторина

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм - личинки)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время. Оперившиеся птенцы согревают своих младших братьев и яйца в гнезде)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя)

5. Почему клёст зимой гнёзда вьёт? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет)

6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка - кедровые орехи, сойка - желуди)

7. Какое дерево дятла поит? (Берёза своим соком)

8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки (26-28 птенцов)

9. Какая перелётная стая обещает снег? (Стая перелётных гусей. Через 1-2 дня жди снегопада)

10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)

11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай)

12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин)

13. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин)

Это интересно!

1. Лесные вороны живут парами. Продолжительность жизни ворон - 200 лет и более.

2. Лесные вороны живут в лесу, питаются падалью. Они чёрного цвета. Обыкновенная ворона - серого цвета. Зимой она прилетает поближе к человеческому жилью, к свалке.

3. Зимой можно наблюдать, как за дятлом летает стайка синиц, они кормятся около дятла. То, что не доклевал дятел из шишек (семечки), доклёвывают синицы. Раздолбит дятел какое-нибудь трухлявое дерево, а птички-синички тут как тут: лакомятся жучками или личинками, оставленными дятлом.

4. Дятла считают древесной птицей. Он долбит больные деревья клювом и вытаскивает длинным языком из-под коры жуков, короедов, личинки.

5. Супружеская верность сов - в одном ряду с лебединой. Совы очень отзывчивы на ласку и любят доставлять удовольствие, перебирая друг другу пёрышки. Защищая птенцов, они бесстрашны перед любым врагом. Чужого им не надо, посторонних одиночек они прогоняют с семейной территории, но сами границ не нарушают и не дают себя спровоцировать на это.

Также можно объявить конкурс на лучшую (модернизированную) кормушку-«столовую». Необходимо напомнить ребятам о том, что они должны как можно чаще устраивать для птиц благотворительные «обеды».

Пословицы и поговорки о птицах

• Цыплят по осени считают.

• Вороне соколом не быть.

• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

• Счастье - вольная пташка, где захотела, там и села.

• На кукушкиных яйцах цыплят не выведешь.

• Птицу узнают в полёте, человека в работе.

• Всяк кулик своё болото хвалит.

• Старого воробья на мякине не проведёшь.

• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

• Ласточка день начинает, а соловей кончает.

• Ворона беду накаркала.

• Весела, как вешний жаворонок.

• Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того - на ветке.

• Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

• Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Похожие статьи:

Конспект занятия во 2 классе. Абрамцева «Тише, пожалуйста!»

Конкурсная программа для начальных классов, 1-2 класс

Считалки и песенки на французском языке для 2-3 классов

Конспект занятия для 1 класса. Успенский: Крокодил Гена и его друзья

Развивающее занятие для младших школьников 2-3 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!