Классный час об этикете в гостях для младших школьников, 3 класс

Устный журнал в 3 классе.  Тема: Идем в гости

Цели:

- познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей;

- воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.

Ход классного часа

I. Введение в тему.

Учитель. «Да бросьте вы церемониться!» - говорим мы тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур - проще говоря, церемоний.

Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.

Вот об этом мы сегодня и поговорим, полистаем страницы нашего журнала.

II. Устный журнал.

Страница 1. Об истории хороших манер

1-й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности.

Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.

Об этом можно прочесть, например, в «Одиссее» Гомера и других античных стихотворениях.

2-й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Памятник древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.

Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

3-й ученик. В XI—XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Разумное начало этого обычая - внимательное, учтивое отношение к женщине - сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения.

От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

4-й ученик. С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Учитель. Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского «короля-солнца». Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые - даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Страница 2. Правила поведения в гостях

Учитель. Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства.

А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как вы думаете? (Ответы учащихся.)

Учитель. Да, наверное, на это есть много причин.

Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко умнее.

И еще: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребенок - зовут гостей разделить радость. А если горе - звать не надо. Тот, кто приходил в дни радости, придет разделить и горе.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:

- Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешение у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

- Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

- На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

- В гостях будь приветлив и весел.

- Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

- Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят это сделать, не отказывайся.

- Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

- Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

- Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

- Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не обижаться на гостей и не ссориться с ними.

- Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.

- Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться.

- Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.

Страница 3. Инструкция... как не надо дарить подарки

1-й ученик. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо твое в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

2-й ученик. Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязательно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.

3-й ученик. Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: «Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Вадиму не давай, он вчера мне витаминов не дал. Остальное завтра с собой возьмем».

4-й ученик. Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

Проследи за судьбой подарка: время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?»

5-й ученик. В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.

III. Ситуативные задачи.

Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

Давайте проверим.

Первая ситуация.

Саша прибежал к своему товарищу домой - на прогулку позвать. Дверь открыла мама Юры. Первыми словами Саши были: «Юра дома?» Что не так?

Ответ. Сначала надо было сказать: «Здравствуйте!»

Вторая ситуация.

После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

- Хорошо, - ответил Виктор. - Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, - сказал Виктор. - Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

- А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

- Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

- Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

- Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Понравилось ли вам поведение Виктора? В чем его ошибки?

Ответ. Основные ошибки Виктора: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения.

Третья ситуация.

Алешка возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли ко мне, ребята. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется».

- А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

- Ну что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. В руках у нее была мокрая тряпка. Все мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам что-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо.

Кто виноват в этом?

Ответ. Виноват Алеша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, и в первую очередь у мамы, будет ли это удобно.

Четвертая ситуация.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович - очень хороший друг папы.

- Здравствуй, Наташа. Папа дома?

- Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на замке.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ответ. Наташе следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату или спросить, нужно ли что-нибудь передать.

Пятая ситуация.

Скоро в школу, а уроки еще не сделаны. И мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Дима никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Ответ. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

Шестая ситуация.

Десятилетие - серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого, молочный коктейль сделали.

Накрыв стол, мама ушла к соседке - Лена попросила её об этом, объяснив, что ребятам так будет свободнее, они не будут стесняться.

Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением и... заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки.

Лена принесла еще один большой торт, но есть никто уже не захотел.

- Айда, ребята, на улицу, поиграем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились, а следом разошлись и подружки.

Когда мама вернулась домой, именинница горько плакала.

Как вы думаете, почему не получился день рождения?

Ответ. Лена допустила две ошибки. Слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем же займутся гости. Веселые игры, забавные соревнования, маленький концерт - это надо было продумать заранее. Вторая ошибка Лены: зря она попросила маму уйти. Кто, как не мама, нашел бы выход из положения!

IV. Подведение итогов.

1.Выводы.

Учитель. Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

Давайте ответим на вопросы:

- Что значит быть приветливым хозяином?

Ответ. Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

- Что значит быть внимательным хозяином?

Ответ. Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

- Что значит быть щедрым хозяином?

Ответ. Это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.

- Что значит быть тактичным хозяином?

Ответ. Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

- А что значит быть воспитанным гостем?

Ответ. Это значит выполнять правила поведения в гостях, не показывать своего плохого настроения и недовольства.

2. Заключительное слово учителя.

Учитель. Я думаю, все вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома, чтобы не получилось так, как описано в рассказе А. Митты «В гостях и дома».

Пришел Коля к Мише в гости. Пальто на вешалку повесил. Ноги о коврик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке «здравствуйте!» и пошел в Мишин угол в игрушки играть.

- Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, - сказала бабушка.

Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.

Привел Коля Мишу к себе домой. Галоши в один угол кинул, пальто - в другой.

- Бабушка, - кричит, - это я с Мишей! Повесь пальто.

Похожие статьи:

Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Беседа о чистоте и порядке для учащихся начальной школы

Этическая беседа для учащихся начальных классов, 3-4 классы

Беседа для младших школьников на тему: Этикет

Конспект беседы для младших школьников о культуре поведения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!