Классный час о здоровом образе жизни в начальной школе. Значение органа слуха
Конспект классного часа для младших классов «Как мы слышим»
Цель: дать представление об органе слуха и сформулировать правила, соблюдение которых позволит сохранить и улучшить слух.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сколько у каждого из вас ушек?.. Какие они?.. Покажите... Хорошо, всё правильно, но не совсем.
У нас, действительно, правое и левое ухо, но каждое из них состоит еще из трех. Ушная раковина вместе с наружным слуховым проходом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-либо звук, то он передается в ухо по наружному слуховому проходу. Внутреннее ухо - сложное и важное устройство. Без него мы вообще бы ничего не слышали.
А сейчас скажите мне, пожалуйста, можете ли вы без зеркала увидеть свои собственные уши?.. Но мы можем видеть уши других, правильно? Я буду показывать вам органы слуха разных животных, а вы будете угадывать и называть мне этих животных. Хорошо?
Учитель показывает по очереди карточки с нарисованными ушами медведя, зайца, коровы, собаки, кошки, слона и спрашивает: «Чьи это уши?».
Дети отвечают.
Учитель. Все правильно, молодцы! Итак, у вас есть ушки, то есть органы слуха, значит, вы можете слышать ими. Правильно?.. Но послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу.
(Учитель, не произнося ни звука, шевелит губами, как при разговорной речи.) Услышали, что я вам сейчас сказала?.. А вы и не могли меня услышать, так как звук передается звуковыми волнами. На что похожи звуковые волны, как вы думаете?.. Да, они очень похожи на те волны, которые мы видим на воде, только звуковые волны в воздухе. Эти волны могут быть большими и сильными, как в штормовом море, или слабыми и маленькими, как во время затишья.
I. «В гостях у Зайки» (инсценировка).
Действующие лица: Зайка, Зайчиха-мама, Правое ухо,
Левое ухо, Доктор.
Учитель. Мы пойдем в гости к одному из лесных жителей. Догадайтесь, к кому, послушав загадку:
Зимой белый, летом серый,
В лесу живет, морковку жует. (Заяц.)
Молодцы!
Действие 1
Звучит легкая, веселая музыка, напоминающая звуки леса.
Сядьте поудобнее, положите ручки на колени, закройте глаза и представьте себе небольшую поляну, на которой стоит домик зайцев. Откройте глаза, смотрите, слушайте и запоминайте всё, что здесь будет происходить.
В то время, когда дети закрыли глаза, в класс потихоньку зашел Зайка и сел за парту.
Зайка (поет).
Я ночами плохо сплю,
Потому что эту боль терплю,
Потому что я давно-давно ее терплю.
Ой-ой-ой! Ай, плохо как мне!
Ушки мои, что ж вы болите?
Глазки мои, ну, не ревите,
Боль и бессонница, лучше уйдите,
Зайку несчастного вы пощадите. (Плачет.)
Действие 2
Входит мама Зайки, успокаивает его.
Зайчиха (поет).
Зайка моя, я ж говорила -
Ушки свои ты береги,
Детка моя, я же просила –
На холод без шапки не выходи.
Зайка. Ой, мамочка! В моих ушках стреляет, в голове стучат молоточки, я уже засовывал в ухо все, что туда помещалось: и спичку, и ручку, и карандаш, и даже морковкой ковырялся. Ну, ничего не помогает. Они как болели, так и болят.
Зайчиха. Ну, разве так можно?! Ушки свои надо беречь, нельзя ковырять ничем в ухе, а то повредишь барабанную перепонку и будешь плохо слышать.
3айка. А мы что, разве ушами слышим?
Зайчиха. Глупенький ты еще у меня, конечно, ушами.
Зайка. А я думал, уши нужны для того, чтобы носить красивые сережки, как у тебя.
Зевает и укладывается спать. Зайчиха его накрывает покрывалом и уходит.
Звучит тихая, спокойная медленная музыка.
Действие 3
Учитель. Зайка уснул и ему снится страшный сон...
В класс входят 2 уха и разговаривают между собой.
Правое ухо. Правильно мы сделали, что ушли от этого Зайки.
Левое ухо. Пусть поживет теперь без нас - глухим.
Правое ухо. У меня вся ушная раковина болит, и весь слуховой проход забит какими-то неизвестными предметами.
Левое ухо. А во мне даже кусочек морковки остался, чуть не повредил барабанную перепонку, а она ведь отделяет слуховой проход от барабанной полости.
Действие 4
Учитель (показывает указкой на плакате строение уха). Среднее ухо состоит из барабанной полости - небольшого пространства, наполненного у здорового человека воздухом, в нем находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, к среднему уху относится и сосцевидный отросток - костное образование, которое каждый легко может прощупать как выступ у себя за ушной раковиной.
Учитель просит детей, чтобы они наи/ли у себя за ушами сосцевидный отросток.
Учитель (продолжает объяснять). К среднему уху относится Евстахиева труба, которая представляет собой узкий, довольно длинный ход, соединяющий барабанную полость с носоглоткой.
Третьим отделом уха является так называемый ушной лабиринт, находящийся в глубине костей черепа. Он состоит из улитки, преддверия и полукружных каналов.
Действие 5
(игра «Кузница»)
Учитель. Ребята, вы все представляете себе кузницу? Сейчас мы с вами поиграем в игру про кузницу, но только «кузницу» нашего уха. Мне нужно 5 человек.
Учитель ставит детей в ряд и говорит каждому, какую роль он будет выполнять: молоточек, мозг, барабанная перепонка, стремечко, наковальня.
Учитель. Итак, я буду читать задание, а вы слушайте то, что я говорю про каждого из вас (имеется в виду названия частей, составляющих ухо), и делайте то, что я скажу. Начали!
Вместо кузнеца - барабанная перепонка, она держит за ручку молоточек и как только ручка начинает дрожать, потихоньку постукивает молоточком по наковальне. Ручка нажимает на стремечко, а оно - на следующую дверцу, в третье ухо - внутреннее, и сигнал передается в головной мозг.
Далее дети демонстрируют весь процесс передачи звуковых волн в мозг, то есть учитель на ушко говорит ребенку - «барабанной перепонке» - любое слово, этот ребенок передает его следующему ребенку, при этом выполняются все необходимые (вышеописанные) действия и так далее, пока слово не дойдет до последнего ребенка - «мозга», который произнесет данное слово громко на весь класс.
Действие 6
После игры просыпается Зайка.
Зайка. Какой ужасный сон мне приснился. Где мои ушки? (Трогает свои уши руками.) Кажется, на месте (с облегчением).
Входит Зайчиха.
Зайчиха. Ты уже проснулся? Какой молодец! А я уже доктора вызвала, чтобы тот посмотрел твои ушки.
Действие 7
Входит Доктор.
Доктор. Вызывали? Ну, и где же наш больной? (Ходит по рядам, смотрит у всех детей ушки и спрашивает: «Не твоя ли мама меня вызвала?» Дети должны показать на Зайку.)
Доктор (обращаясь к Зайке). Ну, и что же случилось с твоими ушками?
Зайка. Они заболели. Я даже сам их лечить пробовал.
Доктор. Да, да, я уже слышал. Как Зайка лечил свои ушки? (Ответы детей.) Понятно, значит, повреждена ушная раковина. Легче всего повредить ее и наружный слуховой проход. Очень часто сами дети бывают виноваты в заболеваниях или повреждениях уха. Во время игры с разными мелкими предметами: спичками, пуговицами, бусинками - дети часто засовывают их себе или своим товарищам в слуховой проход. Иногда довольно глубоко.
Зайка громко сморкается.
Доктор. Этого тоже делать не следует. Если у тебя насморк, не сморкайся слишком сильно. При сильном сморкании можно занести инфекцию из носовой полости в уши.
3айка. А можно вылечить мои уши?
Доктор. Вот этим мы сейчас и займемся. Органы слуха лечатся только в больнице. (К детям.) Поэтому если у вас заболят ушки, немедленно скажите об этом взрослым. А в больнице вам помогут обязательно. Приходите, мы вас вылечим.
Доктор, Зайка и Зайчиха уходят.
Действие 8 (игра «Неисправный телефон»)
Учитель. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Неисправный телефон». Детям, сидящим за первыми партами, я скажу слова на ушко, а они должны передать их соседу по парте быстро, но тихо, чтобы никто больше не услышал, следующий игрок передает слово на другую парту своего ряда и так далее, по цепочке. Последние игроки бегут к учителю и громко говорят услышанное ими слово.
Побеждает команда, которая быстрее и правильнее донесет заданное слово. (Дети играют.)
Действие 9
Игра закончилась. Вбегает радостный Зайка.
Зайка. Ура! Мои ушки здоровы. Я веселый и счастливый Зайка. Теперь они от меня никуда не уйдут. Я буду соблюдать все правила личной гигиены: мыть уши по утрам, чтобы в них не скапливалась сера и не образовывалось бы серных пробок, которые мешают слышать, не буду засовывать в них посторонние предметы,
Буду теперь старших я слушать,
Буду беречь я свои уши,
Чтобы больше никогда Не ходить по докторам.
Действие 10
В класс заходят все герои с нарисованными на альбомных листах правилами, становятся в ряд и начинают рассказывать о каждом правиле.
Правила ухода за ушами
1. Если у тебя насморк, не сморкайся слишком сильно, при сильном сморкании можно занести инфекцию из носовой полости в уши.
2. При насморке нельзя втягивать в себя слизь.
3. Не ковыряй в ушах ничем, а то повредишь барабанную перепонку!
4. По возможности оберегайте уши от слишком громких звуков.
5. Каждый день мой уши, чтобы в них не скапливалось слишком много серы.
Учитель. Всё запомнили? Молодцы!
II. «Малыш н Карлсон» (инсценировка).
Действующие лица: Карлсон, Малыш, Домоправительница.
Действие 1
Заходит Карлсон с мячиком в руках, Малыш сидит за партой.
Карлсон (смотрит на Малыша и говорит радостно). Привет, Малыш! Ты чем это занимаешься?
Малыш (очень вяло, уставшим голосом, на вздохе). Здравствуй, Карлсон! Да вот, учусь.
Карлсон. Да брось ты, пойдем лучше на кухню, достанем там баночку вкусного варенья. Кстати, твоя домомучительница дома?
Малыш. Ты хотел сказать домоправительница? Дома.
Карлсон кидает в Малыша мячик, Малыш пытается протестовать игре, но не настаивает, и друзья начинают «беситься». Прыгают по классу, кидая друг другу мячик, и смеются. В это время входит домоправительница. Карлсон прячется за последними партами, а Малыш стоит в растерянности и поправляет свою одежду, слегка потрепанную игрой.
Действие 2
Домоправительница (грозно). В чем дело? Почему такой беспорядок? Я сегодня уже убирала. И вообще, Малыш, ты уже выучил уроки?
Малыш (испуганно). Да-а-а, вы-вы-выучил...
Домоправительница. Рассказывай, я тебя внимательно слушаю. (Садится на стул, кладя ногу на ногу.)
Малыш (показывая указкой на плакат и неуверенно). Это вот ушная раковина... А вот это...
Домоправительница (возмущенно). Я так и знала, лентяй! Как всегда ничего не учил, а еще собачку хочешь в подарок.
Малыш (оправдываясь). Я учил, я правда учил, но я забыл. Ребята, вы же видели, что я учил! Ведь правда... Подскажите мне, и я всё вспомню. Что это?.. (Подсказки детей.)
Ой, спасибо, ребята! Теперь я всё вспомнил.
Домоправительница. Это тебе все подсказывали, а сам ты ничего не знаешь, и поэтому ничего не сказал. Вот садись и учи как следует. И пока не выучишь, плюшек тебе не видать как своих ушей.
Карлсон подходит со спины Домоправительницы и начинает жужжать.
Карлсон. Ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Домоправительница. Что такое? В каком ухе жужжит? (Поворачивается к Карлсону и строго спрашивает.) Это что такое? Ты как здесь оказался?
Карлсон. А-а-а-а у вас молоко убежало.
Домоправительница (берется руками за голову и выходит из класса). Боже мой, мое молоко!
Малыш. Фу-у-у, Карлсон, я за тебя так боялся.
Карлсон. Ну и напрасно. Я самый умный, самый сильный, самый сообразительный Карлсон в мире! Я мужчина в полном расцвете сил, и, вообще, я самый, самый, самый... Да, что это я только о себе. Давай поиграем?
Малыш. Меня домоправительница уже отругала за беспорядок, который мы здесь устроили. Давай лучше поиграем в спокойную игру.
Карлсон. В какую это спокойную игру? Варенье есть на перегонки будем, что ли?
Малыш. Опять ты ничего не понял, Карлсон!
Действие 3
Малыш встает из-за парты и начинает ходить по классу взад и вперед, пытаясь объяснить Карлсону, что такое «спокойная» игра.
Малыш. Спокойная игра - это... ну, то есть когда все спокойно...
Карлсон тоже ходит по классу взад и вперед, но в противоположном Малышу направлении. Затем они как бы сталкиваются, смотрят на доску (там уже нарисован кроссворд) и в один голос говорят.
Малыш и Карлсон. Кроссворд!
Малыш. Я буду читать тебе задание, а ты, Карлсон, будешь отгадывать слово, хорошо? А ребята тебе будут помогать.
Карлсон. Да нет проблем. Конечно, я все угадаю, это для меня пустяковое дело.
Малыш читает задание, а Карлсон говорит кучу разных неправильных вариантов, дети должны сказать правильное слово и показать его на плакате.
Кроссворд:
1. Вообще, этим забивают гвозди, а во внутреннем ухе это служит передатчиком звука. 2. Что отделяет слуховой проход от среднего уха? Главный кузнец в кузнице.
3. Живет в водоеме, в аквариуме и в нашем ухе.
4. То, по чему постукивает молоточек в кузнице нашего уха.
5. Последняя из трех косточек, находящихся на барабанной полости.
6. На море образует пену, в ухе, проходя через наружный слуховой проход, образует звук.
7. Орган слуха, состоящий из трех букв.
Ответы: 1. Молоточек. 2. Перепонка. 3. Улитка. 4. Наковальня. 5. Стремечко. 6. Волна. 7. Ухо.
Действие 4
Карлсон. Конечно, вы учитесь в школе, а я нет, и поэтому мне трудно было отгадывать эти слова. И вообще я ужасно устал. (Поворачивается к доске, па которой приколоты картинки с правилами, и обращается к Малышу). Малыш, а что это здесь нарисовано?
Малыш. Яне знаю, давай спросим у ребят.
Дети рассказывают, что можно делать с ушами и чего нельзя.
Действие 5
Входит Домоправительница, а Малыш в это время со словами «Ой, пропал!» убегает из класса.
Домоправительница. Молоко убежало, молоко убежало, не было никакого молока. Как, ты еще здесь, врунишка?
Карлсон. Вы, вы, вы такая... такая добрая, заботливая, ласковая, красивая домоправительница. Вы замечательная хозяйка! А плюшечки ваши, ну, просто пальчики оближешь...
Домоправительница. Так это ты стащил все плюшки!..
Карлсон. Вы очень добрая женщина, а как повезло Малышу с вами и всем нам. (Домоправительница становится мягче.)
Разрешите представиться. Я самый обаятельный, самый очаровательный, самый красивый в мире Карлсон.
Домоправительница. Какой галантный мужчина. Хо- хо! Очень приятно познакомиться. Может, хотите выпить чаю с плюшками?
Карлсон. Я польщен, но очень спешу, как-нибудь в другой раз. (Уходит.)
Действие 6
Входит Малыш.
Малыш (удивленно). А где же Карлсон?
Домоправительница (утирая слезу). Он улетел...
Малыш. Как улетел? Он обязательно вернется! (Уходят.)
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие во 2 классе. Всемирный день здоровья
Классный час. Здоровый образ жизни, 3 класс
Беседа на тему «Здоровый образ жизни» для начальных классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!