Игра путешествие для начальной школы на тему «Профессии»
Игра «Путешествие по профессиям от А до Я» для младших школьников
Задача путешествия: познакомить детей с профессиями людей, которые трудятся рядом с ними, чью работу они могут наблюдать. Это делается во время экскурсий, встреч с людьми, путешествия по школе, знакомства с работой людей, работающих в школе.
В заключение какого-либо периода таких путешествий проводится КТД «Путешествие по профессиям от А до Я», на котором систематизируются знания о профессиях. Для игры-путешествия дети готовят инструменты, элементы костюмов, рисунки, изделия мастеров, карточки с заданиями и вопросами.
В подобных играх можно провести такие виды конкурсов и заданий.
Кто больше назовет профессий: детям показывают буквы, они называют профессии, начинающиеся на эти буквы. А — архитектор, агроном, актер, археолог... Б — бухгалтер, библиотекарь, бетонщик... Здесь важно вызвать удивление ребят: вот, оказывается, сколько существует профессий. Можно в двух словах рассказать, чем занимается человек данной профессии. Можно сделать словарь профессий: на каждую букву написать названия наиболее известных детям профессий.
Немаловажное значение в знакомстве детей с профессиями имеет ролевая игра. Так, при изучении в 1 классе темы «Кто кем станет» в классе учительницы Л. Н. Ясинской дети рассказывают о своих будущих профессиях. На доске висит большой календарь, на котором написано: 2020 г. У каждого из детей какая-то деталь к рабочему костюму: у повара — поварская шапочка, в руках — шумовка. У врача — белый халат и фонендоскоп на шее. У портного — ножницы, сантиметр, нитки, иголки. У учительницы — указка, книга. Дети рассказывают, читают стихи о профессии, которую выберут.
Другая учительница, Л. В. Михеева, делает иначе. Обращаясь к классу, она предлагает детям представить, что сейчас уже 2040 год. Дети уже взрослые, осуществили свою мечту, получили профессию, стали тем, кем хотели быть. И вот они приходят в класс к своей учительнице и ее ученикам. Что бы они рассказали о своей работе?
И дети очень интересно рассказывают о своей будущей профессии.
В виде конкурса можно провести игру «Сложи название». Детям даются конверты с буквами. Из них надо сложить название профессии.
Интересно проходит игра «Защита профессий». Каждый микроколлектив выбирает профессию, готовится защищать ее в творческой форме. Это может быть рассказ о профессии, об особенностях данной работы. Дети могут изобразить профессию в рисунке, в серии рисунков, а остальные отгадывают ее название. Другая команда изображает выбранную профессию пантомимически, в движении, показывает, что делает человек, а остальные называют профессию.
А вот как можно разыграть сценку.
Ведущий. Интересно собирать разные машины. Даже смотреть любопытно, как ловко и умело соединяют, прикрепляют рабочие одну деталь трактора к другой.
— Кто так ловко собирает трактор? — спрашиваю я.
— Слесари-сборщики, — отвечает мастер.
Захожу в другой цех. Там делают инструменты и приспособления для всех заводских станков.
— Кто здесь работает? — спрашиваю.
— Слесари - инструментальщики, — отвечают мне.
Вышел я на улицу. Там новый дом строится. Рабочие прокладывают трубы для горячей и холодной воды, для газа на кухне.
— Кто вы? — обращаюсь я к рабочим.
— Мы слесари-сантехники, — отвечают они.
Иду дальше. По дороге едут автомобили, троллейбусы, автобусы, всякие автомашины. Все спешат, но один пешеход зазевался. Слышу, только тормоза заскрипели. Вовремя шофер машину остановил, а были бы неисправные тормоза — не миновать беды.
— Так не должно быть! — успокоил меня шофер. — У нас на автобазе все машины перед выездом на работу проверяют и, если надо, ремонтируют.
— Кто же это делает?
— Известно кто: слесари-ремонтники.
Перешел улицу, вижу — мастерская. На ней
— Кто тут у вас такой мастер, что всем может помочь?
— У нас слесари работают. Они все могут.
Кто же такой слесарь? Что же это за профессия, которая всем и везде нужна? Русское слово слесарь произошло от немецкого шлоссер. Так давным- давно в Германии называли умельцев по изготовлению и ремонту замков. Слово сохранилось до наших дней, а «замочных дел мастер» превратился в очень важную рабочую профессию.
Когда ведущий заканчивает, рядом с ним уже стоят 5 мальчиков в беретах с табличками: слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник и т. д.
А какими инструментами приходится работать людям разных профессий? С ними тоже нужно знакомить детей, показывая эти инструменты в школьной мастерской, в мастерской по починке обуви и других местах, куда дети совершают экскурсии. А чтобы проверить, как они знают различные инструменты, мы проводим такие игры.
Кому что? Вывешиваются картины, изображающие людей разных профессий. Детям раздаются карточки с изображением орудий труда. Учитель спрашивает: «Кому что нужно для труда?» Ученики показывают орудия труда и рассказывают о профессии.
Чем работать? Дети стоят полукругом. Ведущий бросает одному из них мяч и называет профессию. Возвращая мяч, играющий называет инструменты.
Кто нас обслуживает? Назовите профессии, связанные с:
а) изготовлением одежды;
б) производством хлеба;
в) приготовлением обедов в столовой;
г) обслуживанием в магазинах, аптеках, больницах;
д) ремонтом водопроводов, электросети;
е) доставкой на работу;
ж) обучением и воспитанием детей и т. п.
Можно использовать загадки об инструментах и орудиях труда.
Деревянная река,
деревянный катерок,
и над катером струится
деревянный дымок. (Рубанок )
Бьют парнишку
по фуражке,
чтоб пожил он
в деревяшке. (Гвоздь)
Если видишь — я кружусь,
это значит — я тружусь. (Дрель)
У них всегда тяжелый труд:
все что-то жмут, все что-то жмут. (Тиски)
Двумя зубами гвозди вынимает. (Щипцы)
Между двумя дубами застряла свинья зубами. (Пила)
Тонконогая Ненила всех одела, нарядила.
На самой бедняжке нет даже рубашки. (Иголка)
Зубастый крокодил все поле избороздил. (Борона)
Конкурс «Хорошо, что в мастерской все, что надо, под рукой»
Конкурс проводится между микроколлективами. Им выдаются карточки с заданиями:
1. Назовите инструменты для слесарных работ (даются рисунки или сами инструменты), отберите нужные (тиски, плоскогубцы, молоток, напильник и др.).
2. Назовите инструменты для столярных работ (пила лучковая, ножовка, рубанок, киянка, клещи, стамеска, шило, напильник и др.)
3. Назовите инструменты для изготовления изделий из проволоки (молоток, кусачки, тиски).
4. Выберите из предложенных инструментов те, которые применяют:
для пиления (пила лучковая, ножовка); для строгания (рубанок, фуганок); для сверления отверстий (буравчик, коловорот, дрель); для долбления древесины (долото, стамеска, киянка); для шлифования поверхности (напильники, рашпили, шлифовальная бумага).
Практический конкурс между командами или внутри них на:
лучшего повара-кондитера: испечь пирог, печенье, сделать бутерброды, салат, винегрет;
лучшую швею: пришить пуговицу, заштопать носок, обвязать платочек, пришить заплатку;
лучшего парикмахера: сделать прическу, придумать ей название;
лучшего инспектора ГАИ: показать жезлом различные знаки; знание правил уличного движения;
лучшую хозяйку: почистить картошку, погладить фартук, полить цветы, помыть посуду, собрать ребенка в садик и т. п.;
лучшего мастера: забить гвоздь, починить игрушку и т. п.
На этом конкурсе можно устроить выставку различных поделок, а потом подвести итоги и наградить детей медалями «Лучший умелец».
Похожие статьи:
Конкурс для младших школьников «Русские традиции»
Интеллектуальная игра «Счастливый случай», 4 класс
Конкурс для девочек в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!