Праздник цветов для 5-7 класса. Сценарий

Праздник цветов (устный журнал для учащихся 5-7 классов)

I вариант проведения

Ведущая. Цветы! Сколько радости, светлого и приятного вносят они в нашу жизнь, наш быт. О них, изящных, вобравших в себя удивительную гармонию красок, изумительный аромат, на языке едва ли не всех народов мира сложены восторженные поэтические строки, звучат самые задушевные песни. Цветы щедро дарят нам радость, поднимают настроение, прибавляют бодрости. Поэтому они прочно вошли в жизнь, быт, во взаимоотношения людей. Рождение ребенка, свидание с любимой, свадьба, встреча гостей в аэропорту, юбилейные даты не обходятся без цветов.

Страница 1. «Цветы и фольклор».

Ведущая. Красота и нежность цветов, удивительные свойства трав, стойкость и долголетие деревьев, а также теснейшая зависимость человека от урожая многих растений, давших ему пищу, одежду и кров, - все это вдохновляло людей на создание прекрасных поэтических произведений и народных обычаев. У славян раз в году был праздник, когда настоящие и мнимые цветы становились поводом к пляскам, песням, а также загадочным поискам в таинственном лесу. Этим праздником был праздник Ивана Купали, или Ивана Травника. Его проводили в ночь с 23 по 24 июня по старому стилю. В эту самую короткую ночь года зажигали костры, между ними проводили скот, прыгали через них. Девушки делали венки и пускали их по воде. Где венок останавливался, оттуда и суженого надо было ждать. В эту ночь собирали лекарственные травы. А у кого сердце непугливое, шли в эту ночь в лесные чащобы, в глубокие овраги искать таинственный цветок папоротника, который цвел, как уверяли, только в эту ночь, в короткий промежуток времени, отделяющий одну зарю от другой. Каков был этот цветок, никто не знал, но верили, что счастье он принесет. Да только никто не видел того цветка. Не знали люди, что папоротник не цветковое, а споровое растение, и значит, никогда не цветет. Этот праздник считался на Руси самим таинственным и красивым.

Два праздника у славян было связано с васильками. «Пошел колос на ниву» отмечался, когда на ниве появлялся первый колос. Во время праздника парни с девушками становились друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками девочка. Подходили пары и доходили до края поля. Девочка сходила на землю, срывала несколько колосков и бежала домой. Шествие сопровождалось пением:

Пошел колос на ниву,

На белу пшеницу,

Уродилася на лето

Рожь с овсом,

Со дикушей, со пшеницей.

Второй праздник - «Именинный сноп» - проводился в конце лета, перед уборкой хлеба. Женщины наряжались и шли в поле с хлебом-солью. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол. Этот сноп и был именинником.

С давних пор представление о кувшинке белой связано с загадочным образом русалки. Ее так и звали - русалочий цветок. Славяне звали кувшинку одолень-травою и считали, что она способна охранять людей во время путешествия. Существовало и своеобразное заклинание: «Еду я в чисто поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Не я тебя поливал, не я тебя породил. Породила тебя сама мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень-трава, одолей ты злых людей, лихо обо мне бы не подумали, скверного бы не помнили, отгони ты чародея-ябедника. Одолень-трава, одолей ты горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки- колоды. Спрячу я тебя у ретивого сердца во всём пути и во всей дороженьке».

Вот такие красивые легенды, предания и праздники донесла до нас история нашего народа.

Страница 2. «Цветы и музыка».

Ведущая. Петр Ильич Чайковский - наш великий русский композитор. Сколько прекрасных произведений подарил он людям! Но не всем, наверное, известно, что любимыми цветами у него были ландыши. Он писал, что питает к ландышам какое-то «бешеное обожание». Чайковский написал о ландыше большое стихотворение, чем очень гордился: «О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры, / Другие есть цветы, роскошней и пышней, / И ярче краски в них, и веселей узоры. / Но прелести в них нет таинственной твоей».

И кто знает, сколько прекрасных произведений продиктовала природа Чайковскому во время его гуляний по лугам, затканным цветами. Например, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (звучит отрывок).

А сколько прекрасных песен написано о цветах! Мы сейчас услышим отрывки из них.

Звучат отрывки из песен Максима Дунаевского «Городские цветы», Юрия Антонова «Маки».

Страница 3. «Цветы и поэзия».

Дети сидят за столом и читают стихи.

1-й чтец.

Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем,

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

2-й чтец.

Когда пыл осени вихрастой,

Хлеба окрасит в желтый цвет,

Звезда лугов - земная астра –

Небесным звездам шлет привет.

Она глядит, раскрыв ресницы,

На темно-синий небосвод,

Где ее светлые сестрицы

Веселый водят хоровод.

3-й чтец.

В травяном зеленом инее,

Схожий с выпушками крыл,

Новорожденный дельфиниум

Очи знойные раскрыл.

Над цветочными узорами,

У излучины реки,

Лепестками, точно шпорами,

Подгоняет ветерки.

4-й чтец.

А. С. Пушкин «Цветок»

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я,

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тиши лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

5-й чтец.

Я помню, будто было все вчера:

Далекий фронт и госпиталь походный,

На сломанную веточку похожа,

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты,

Глаза, как тени, на лице синели,

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле?

Под пулями, под взрывами - откуда

Взялось это оранжевое чудо?

На тоненьком изогнутом стебле

Два мака, пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства,

Сильнее и целебнее цветов.

Тогда я понял, как цветы сильны.

Они как нежность, как любовь, как дети,

Сильнее зла, сильней всего на свете,

Сильнее смерти и сильней войны.

6-й чтец.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Красивые наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставанья,

Мы души и цветы должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Страница 4. «Цветы в быту».

К странице подобрана выставка: ткани, жостковские подносы, хохломская роспись, скатерти, всевозможная посуда и др.

Ведущая. А сколько необходимо выдумки, таланта, сколько красоты, чтобы сделать нашу повседневную жизнь более богатой, более радостной! В самом деле, обращали ли вы внимание на различные ткани для женских и детских платьев, для занавесей и штор - в основном в них используется цветочный узор. Какие прекрасные ткани создаются нашими художниками! Вышивка - очень древнее искусство. Сколько терпения, выдумки, вкуса необходимо иметь вышивальщице, чтобы создать неповторимые узоры.

Дерево - один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Ложка - загляденье, золотисто-огненная, покрытая желтыми и красными цветами. «Золото из хохломы» ни в воде не тонет, ни в огне не горит. Одно слово - «хохлома огненная». Название роспись получила от имени села Хохлома, что в Заволжье. Всегда любили мастера золото и траву. Спросите, почему? Золото - это хлеб и богатая жизнь, а цветы и трава - молодость и сила.

Жостовский художественный промысел. Это замечательное явление в русском народном творчестве. Возникло оно в 1825 году в деревне Жостово. На жостовскую роспись оказали влияние мотивы народной росписи и утонченные «аристократические» цветы петербургских лакированных подносов. Прямоугольные, овальные, огромные и совсем крошечные подносы полны роз и астр, ромашек и пионов - цветут они вечным цветом подлинного народного искусства. А делаются подносы на металлических листах. Наша повседневная посуда и посуда для встречи гостей также украшена цветочным узором.

Страница 5. Конкурсы умельцев.

Вызываются представители от команд на следующие конкурсы:

1. Конкурс вышивальщиц.

2. Конкурс художников по ткани.

3. Конкурс расписчиков тарелок.

4. Конкурс аранжировщиков.

Жюри следит за ходом работы и подводит итоги по окончании конкурсов.

II вариант проведения

Страница 1. «Природа - неисчерпаемый источник народного творчества».

Вся наша земля - земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой. Превращают мастера металл в подносы, дерево - в посуду, игрушки, а камень - в шкатулки и ожерелья.

Природа - неисчерпаемый источник для творчества, воображения. Присмотритесь к узору на стекле, к рисунку ветвей на осеннем небе, к орнаменту бегущих волн, отраженных на мелководье. Даже строгая геометрия современных зданий восходит к геометрии кристаллов.

Узорочье природное и узорочье в человеческом искусстве были и близки, и различны. Близки потому, что в равной мере можно любоваться и тем и другим. Различны потому, что выбрать и закрепить узор - в дереве, в металле, на холсте - может только художник. Только он может «остановить мгновение», запечатлеть вечно меняющуюся, ускользающую красоту.

Однажды спорили трое, что важнее: уметь увидеть красоту, создать ее или научить других создавать прекрасное. Никак не могли отыскать истину и обратились к мудрецу. Он выслушал и сказал: «Важно все вместе и все в отдельности». Согласитесь, не ценя красоты, нельзя создавать ее, так же как, умея творить прекрасное, можно не уметь учить этому других. Художник должен видеть, творить, передавать людям свое мастерство. Наверное, самым ярким воплощением красоты природы является цветок. Совершенство формы, цвет, запах - все в нем слито в чудесном сочетании.

Именно поэтому цветок - образец для художников-прикладников всех стран и народов.

Страница 2. Экскурсия в залы музеев.

Ведущий. Давайте на несколько минут отправимся в путешествие в залы музеев. Вы увидите изображение вещей, изготовленных очень давно. Если вы внимательны, то заметите, что русские мастера все время отдавали предпочтение растительному орнаменту. Русское золотое шитье - вышивка золотыми и серебряными нитями. Оно известно очень давно, со времен Древней Руси. Узоры шитья включали растительные орнаменты, в том числе изображения цветов: гвоздика, тюльпан, шиповник. В настоящее время лучшие традиции шитья сохраняют современные мастера Калининской, Горьковской областей России.

Русское серебро и эмаль. Древнее искусство получило дальнейшее развитие в расписных эмалях северорусских мастеров в конце XVII века. Серебряные чаши украшались цветами, листьями, диковинными птицами.

Конец XIX века. Московские мастера используют живописную эмаль в красивой розово-сине-голубой красочной гамме, где сложный цветочный узор целиком занимает поверхность предмета. (Демонстрируются работы мастера Зверева.)

Русский фарфор и фаянс. Музеи Московского Кремля располагают богатой коллекцией русского гравировочного стекла и хрусталя, многие из них украшены цветочными и растительными орнаментами. Чайник, 1750 год, императорский фарфоровый завод. Расположенные симметрично на фоне листьев с гибкими изогнутыми стеблями цветы образуют непринужденную композицию. Завод Попова славился живописными расписными «хлебосольными» блюдами огромных размеров. Блюда расписывались цветами. А эти солонки тоже не лишены прелести, они удачно дополняли хлебосольные блюда. Завод Гарднера (1850 год) первым освоил выпуск бытовых изделий и широко использовал заменитель фарфора - фаянс. Букет цветов непринужденно размещен на выпуклости кувшина.

В наше время промышленность выпускает повседневную посуду, и она тоже, как правило, расписана цветами.

Страница 3. Цветы на ткани.

Ведущий. Павловские платки - это небольшой кусок ткани из шерсти. Появились они в России в середине прошлого века на фабрике купца Семена Лобзина, который в 1812 году оставил сгоревшую Москву и поселился в селе Павлове недалеко от Москвы. Павловские платки также расписаны цветами - астрами, розами, колокольчиками.

В 1973 году на международной выставке в Париже самую высокую оценку - Гран-при - получили платки Павловского Посада. С тех пор во всем мире стали подражать павловским платкам. Теперь немудрено встретить, скажем, японскую шаль с традиционными павловскими узорами.

Вышивка.

Вышивание разными нитками, бисером, люриксом - это тоже народное творчество. И доступно каждому, кто любит красоту, умеет видеть ее и хочет перевести на ткань. В наше время модно вышивать металлической нитью, то есть люрексом.

Страница 4.

I. Конкурсы.

1. Конкурс вышивальщиц.

2. Конкурс художников.

3. Конкурс художников по ткани.

4. Конкурс цветоводов.

II. Викторина.

1. В каком году возникла жостовская роспись?

2. Сколько цветов характерно для жостовской росписи?

3. На чем делают жостовские подносы?

4. Из чего делается хохломская посуда?

5. Почему в хохломской росписи много золотого цвета?

6. Что означают в хохломской росписи цветы и листья?

7. Чем славится городок Городец на Волге?

8. Чем отличается городецкая роспись от хохломской?

9. Почему рисунки японских шалей очень похожи на рисунки наших павловских платков?

10. Как называется вышивка золотыми и серебряными нитями?

Подведение итогов.

Автор: Евгения Михайловна Вавилина

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие ко Дню науки в школе

Внеклассное мероприятие на тему: Осень 5 класс

День славянской письменности и культуры. Мероприятие в школе. Сценарий

Игры по астрономии для школьников 6-7 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!