Классный час на тему Пасха, 5-6 класс

Разработка внеклассного занятия для школьников средних классов. Тема: Пасха - воскресение господа нашего Иисуса Христа

Цели: сформировать общее представление о празднике; обогащать знания учащихся о христианских праздниках.

Оборудование: стол со скатертью, расписанной в русском стиле; праздничные пасхальные куличи; некрашеные яйца; пасхальные наклейки и краска для окрашивания яиц; веточки вербы в вазе.

Оформление доски.

Плакаты:

• Летят слова в простор небес:

«Христос Воскрес!

Христос Воскрес!»

• Поздравленье с Пасхою,

С Пасхою прекрасною!

• Христос воскрес! - Воистину воскрес!

Ход занятия

I. Рассказ.

Учитель.

Воскресение твое, Христи Спасе.

Ангелы поют на небесах:

И нас на земле сподоби

Чистым сердцем Тебя славить.

С таким пением начинался Крестный ход вокруг храма, с торжественным звоном колоколов в Великий праздник - Пасху.

Православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!» Пасха празднуется 7 дней. Обязательной едой служат куличи, сладкая сырная пасха и крашеные яйца.

Воскресение Христа - это самый большой праздник православных христиан. Воскресение Христа говорит нам о том, что он действительно есть Сын Божий.

Православные христиане готовились к этому празднику Великим постом, который длился 48 дней.

Слово «Пасха» значит с еврейского «избавление». Еще с древних времен христиане бодрствуют в священную спасительную ночь Светлого Христова Воскресения. Пасха определяется по правилу, которое было установлено в 325 году в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

О. П. Власенко

Пасхальная ночь

С самой зари христианства верующие проводили Пасхальную ночь в храме. По рассказу историка Евсевия, император Константин Великий превращал эту священную ночь в ликующий день. По всему городу зажигались высокие столбы, как бы огненные лампады, так что эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня.

С 8 часов вечера перед Плащаницей начинается чтение Деяний Апостольских в ознаменование новой жизни, - жизни Церкви, искупленной Кровью Христа.

В половине двенадцатого ночи хор начинает петь великосубботний канон «Волною морскою». Но уже совсем по-иному звучат здесь эти таинственные слова. Нет уже больше скорби, душа улавливает в них радостное приближение Воскресения. Во время пения Полунощницы Плащаница уносится в алтарь и полагается там на Престол и остается там до праздника Вознесения - в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Пасхальная Утреня начинается в 12 часов ночи торжественным крестным ходом вокруг храма. Духовенство, облеченное «во весь светлейший сан», с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное молящимися с зажженными свечами, под радостный зов колоколов выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славиги». Ангельская песнь уже звучит в небесах, а люди еще шествуют во мраке ночи, но уже трепетно бьется сердце в предчувствии всеозаряющей радости Воскресения. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. И вот раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Раскрываются двери - и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение Пасхального канона. По толкованию синаксаря, слово «Пасха» значит «переведение»; от небытия к бытию, от ада - на небо, от смерти и тления - к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к ее первоначальным истокам - бессмертию, вечной жизни - и начинается Пасхальный канон.

Пасхальная литургия

Часы заменяются на Пасхальной литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет, - все поется. Царские врата, как и северные и южные двери алтаря, остаются все время открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. Закрываются Царские врата лишь в субботу на Пасхальной неделе после литургии (или 9-го часа).

Пасхальная литургия, совершаемая по чину св. Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других Пасхальных песнопений.

Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема. По-новому звучит Херувимская песнь, ибо и ангелы, воспевающие Царя царствующих, сошли ныне на землю для благовестия о Его Воскресении. По-новому звучат слова Символа: «И страдавша и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием». С новым чувством мы «Благодарим Господа», по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение».

От апостольских времен существует у христиан непреложный обычай освящать эту ночь причащением Святых Тайн, ибо радость Пасхальная есть радость Евхаристическая.

Кончается Пасхальная литургия ликующим «Христос воскресе», которым хор отвечает на все возгласы священника. Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении апостола Иоанна: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый» (Откр. 19, 6-8). Жена и невеста Агнца - Церковь Христова, украсившая себя всеми сокровищами радости и красоты, ныне празднует и ликует и зовет всех прийти на пресветлое Торжество Любви. «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22, 17).

Эта вода жизни и есть Христос - Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший грехи мира.

Христос воскрес!

Кто благочестив и боголюбив, тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, тот пусть войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился постясь, гот получит ныне динарий. Если кто от первого часа работал, пусть примет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается - ибо никак не будет отвергнут. Кто опоздал к девятому часу, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто достиг одиннадцатого часа, да не устрашится промедления. Любвеобилен Владыка и принимает последнего, как первого, - успокоивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и делавшего с первого часа. И последнего милует, и первому угождает, и тому дает, и этому преподносит, и дела принимает, и намерения приветствует, и делания почитает, и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа своего - и одни, и другие принимайте награду. Богатые и убогие, ликуйте друг у друга. Воздержанники и ленивые, почтите этот день!

Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня! Трапеза полна, все наслаждайтесь. Телец упитан, да никто не выйдет голодным. Все насладитесь пира веры - принимайте все богатство благости. Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо яви лось общее царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Угасил ее, Держимый ею. Пленил ад, Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившего Его плоти.

И, предвидя это, Исайя возопил: ад, говорит, огорчился, встретив Тебя долу. Огорчился, потому что упразднился, потому что был осмеян; огорчился, потому что был умерщвлен; огорчился, потому что был низложен; огорчился, потому что был связан. Принял тело - и коснулся Бога, принял землю - и встретил небо. Принял, что видел, и попался в том, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос - и ты низвергся, и пали демоны. Воскрес Христос - и радуются ангелы. Воскрес Христос - и Жизнь пребывает. Воскрес Христос - и ни одного мертвеца в гробу; ибо Христос восстал из мертвых - Первенец из усопших.

Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст

II. Практическая работа.

Далее учащиеся под руководством учителя красят яйца, после чего проводится выставка выставленных работ.

III. Историко-литературная композиция.

Звучит запись Пасхального звона, постепенно усиливаясь.

Чтец.

Повсюду благовест звучит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Звучит тихая музыка.

Учитель. Весна. Ручьи, вербы, яркие, но холодные солнечные лучи, девушки, стремительно похорошевшие... Восьмое марта, майские праздники сугубо социальные, несущие отпечаток непростой судьбы России XX века. А издавна - самым главным праздником весны - символом вечной жизни и любви - была Пасха.

По-разному отмечали ее - в древности попроще, поскромнее, но не менее весело, в городах - строже, торжественней. Непременным условием этих дней был пост, разговение - отрада гурманов, отъедавшихся за время длинного воздержания от плотских радостей... И отпивавшихся тоже. Непреложно посещение храма, христование - троекратное, пароль «Христос воскрес! - Воистину воскрес!» и атрибутика пасхального стола - крашеные яйца, куличи и пасхи - все это освященное, благословленное по традиции, с молитвой и согласным пением хора.

А утром - после скромных подарков - за пасхальный стол. Потом, чуть позже, наступит вожделенный разгул плоти и насыщение чрева, а пока - по правильной методике выхода из самоограничения в еде - пища легкая, питательная и отлично усваиваемая ослабевшим организмом. И, конечно, соответствующая благостному настроению и общества и семьи - таинство воскресения Христа, это не просто праздник, это священный праздник христианства.

Это величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название - «праздников Праздник».

Праздник имеет свои библейские корни: на третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье несколько женщин (Мария, Саломея, Иоанна...) пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет.

Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его здесь нет. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!

И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня».

И как никогда, Воскресшего увидели его ученики. В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!».

IV. Пасхальные игры.

Учитель. Гости дорогие, добры молодцы да красны девицы! Приглашаем вас поиграть в пасхальные игры.

1. «Яичный боулинг».

Крашеные пасхальные яйца (количество яиц соответствует количеству игроков) раскладывают на полу (или специально отведенном ровном месте) в шахматном порядке. Каждый игрок по очереди катает шарики так, чтобы он задел как можно больше яиц. Выигрывает тот, кто больше заденет яиц.

2. «Художник».

Выбираются участники игры (их может быть два и более). Каждому игроку дают по вареному яйцу. За отведенное время игрок должен с помощью красок разукрасить это яйцо.

3. «Золотые ручки».

Участники игры выдают по одному яйцу (можно использовать из-под шоколада «киндер-сюрприз») С помощью клея, пластилина, цветной бумаги и другого материала игрок должен, используя форму яйца, сделать зверька или какую-либо другую оригинальную фигурку.

V. Итог занятия.

Ученик. Послушайте сообщение «Рецепты к пасхальному столу». Надеемся, наши советы помогут вам украсить праздничный пасхальный стол и по старинному русскому обычаю щедро и роскошно встретить гостей.

Пасхальные яйца

Яйца можно красить луковой шелухой. Для этого собранную шелуху тщательно промыть, залить водой, положить туда яйца и поставить на огонь. Перед концом варки (15 мин) можно добавить несколько капель растительного масла - яйца приобретут вид «мраморных».

Кулич на пасху

На 2 кг муки взять 5 стаканов молока, согрев его до теплоты парного, и 1/2 стакана дрожжей, растворить в молоке и замесить тесто. Когда тесто поднимется, замесить его, положив в него 10 желтков, 5 яиц, 400 г растопленного масла, 2-3 чашки мелкого сахара, чайную ложку соли, 1/2 чайной ложки кардамона или шафрана (можно не класть ни того, ни другого, это зависит от вкуса), 10 капель лимонного масла, ванильных капель или розового масла, по стакану изюма и очищенного миндаля, и дать подняться. Тесто должно быть так густо, чтобы не приставало к столу. Когда тесто поднимется, его начинают уваливать и в это время затапливают печь. Тесто кладут в формы (2/3 заполнения), украшают изюмом, миндалем и смазывают яйцом с молоком. Такой кулич сидит в печке не менее полутора часов.

Сырная пасха

На форму средней величины берется 1,5 кг свежего творога, который кладется на сутки под пресс и затем протирается сквозь сито. В протертый творог добавляют 1 стакан хорошей сметаны, 200 г сливочного масла, 2 чайных ложки соли, 0,5 стакана и более сахара, и все вместе перемешивается лопаточкой до тех пор, пока не обратится в однородную массу, которую перекладывают в форму, обложенную внутри салфеткой или полотном, сверху накладываются дощечка и груз. Через сутки пасху можно выложить на блюдо.

Пасха проваренная

Приготовив творог и прибавив в него все указанные выше продукты, причем пропорция сахара увеличивается вдвое, прибавляют к ним 4—5 сырых яиц, 0,5 стакана хорошего, чисто перемытого и просохшего, изюма и размешивают массу, после чего кладут ее в кастрюльку и сильно подогревают, не переставая мешать; можно даже вскипятить. Сняв с огня, продолжают мешать, пока не остынет; тогда складывают, как указано выше, в форму и т. д.

Учитель. А сейчас приглашаем всех к пасхальному праздничному столу.

Праздник завершается чаепитием.

Информационная копилка к занятию

Пасха

Нет праздника большего, чем Пасха, ибо в сердце ее высшая радость: избавление от смерти! Празднование Пасхи охватывает все уровни бытия, весь порядок вещей. Пасха совершается на небе и на земле, в храмах и домах христиан, каждый год в Пасху раз за разом подтверждается еще не сбывшееся, но начавшее сбываться самое грандиозное обещание Творца - общее бессмертие всем живым существам на новой Земле, преображенной в нетлении.

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка. Оно означает «прехождение», «избавление». В этот день все христиане торжествуют и прославляют избавление через Спасителя всего человечества от грехов и дарование вечной жизни и вечного блаженства.

Порядок пасхального торжества таков: согласно постановлениям апостольским, Пасхе издревле предшествует 48-дневный Великий пост - Святая Четыредясятница. Далее следует неделя памяти Крестных Страстей, то есть страданий Христа; ее так и именуют: Страстная седмица, Пасха крестная. Каждый ее день называют великим в знак величия воспоминаемых событий. Соблюдается строжайший пост. В Страстную неделю раньше закрывали все увеселительные заведения и не смеялись, старались говорить тихо. В эти дни Церковь призывает проникнуться Христом, «сораспяться с ним, сострадать Ему всей душой, всем сердцем».

И вот Пасха! В 40-дневном праздновании Воскресения Христова выделяется первая, Светлая седмица. Она начинается в ночь с субботы на воскресенье особо торжественным богослужением, отмечающим собственно момент победы Господа над смертью.

Первый Вселенский Собор (325 г.) утвердил празднование Пасхи христианами с первого воскресного дня после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Поэтому первое Пасхальное воскресенье чаще всего бывает между 22 марта и 25 апреля.

Пасха Христова сегодня - праздник абсолютной веры.

В России на все дни Святой недели, начиная с понедельника, для народа устраиваются качели, карусели, балаганы, другие зрелища.

Яйцо от первого христования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христования.

Похожие статьи:

Классный час на тему: Пасха, 2 класс

Мероприятие на Пасху для младших школьников

Праздник Пасха. История и традиции для детей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!