Внеклассное мероприятие на День знаний, 7 класс

1 сентября – День знаний в 7 классе. Сценарий

Праздник «Наум-грамотник, или День знаний» для учащихся 7 класса. Сценарий

Участники: учащиеся 7-го класса, классный руководитель, родители, гостья — руководитель фольклорного коллектива районного дома детского творчества Г.Н. Разыграева.

Цели:

1) содействовать повышению роли и значения знания как личностной и групповой ценности в классном сообществе семиклассников;

2) пополнить знания учащихся о быте и праздниках русского народа;

3) способствовать сплочению и развитию коллектива класса посредством совместной деятельности по подготовке и проведению краеведческих познавательных мероприятий.

Подготовительная работа

I. Экскурсия в комнату народных ремесел.

II. Сбор экспонатов в комнату быта жителей Псковского края.

III. Составление сценарного плана праздника.

IV. Проведение репетиций творческой группы.

V. Сбор и изготовление реквизита, плаката, пригласительных билетов.

VI. Подготовка чаепития с русскими пирогами.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) народные костюмы, игрушки, куклы;

б) деревянный стол, скамейки, корзины, шерсть;

в) стол с угощениями, приготовленными по рецептам русской народной кухни, самовар, хлеб-каравай, сушки;

г) стенная газета «Народный календарь», репродукции картин «Школа в Московской Руси», «На пороге школы», плакаты «Наум-грамотник», «Пророк Наум наставит на ум», «Пророк Наум и худой разум на ум наведет», «Батюшка Наум, наведи меня на ум»;

д) книги и журналы об учебе в старину, азбука, указка.

Ход праздника

В зале покрытый скатертью стол, за которым сидит дед и вырезает трубку. Недалеко от него расположилась бабушка. Она плетет из мочала куклу и рассказывает внуку сказку. Ведущий ходит по сцене.

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве..., нет, не так. Жили-были... Что-то мне и это не нравится... Стоял посреди деревни дом, справный, большой да удобный. Жила в нем большая крестьянская семья.

Главою той семьи был дед. (Показывает на деда и бабушку.) Однажды и рассказала внуку бабушка про Наума.

Бабушка. Расскажу тебе сегодня про старца Наума. Наум жил затворником, никого не принимал, ни с кем не разговаривал. Только знали люди, что великого ума тот Наум был. Все на свете знал — помнил. Мог такой совет дать, что сразу человеку облегченье выходило. Да вот однажды присоветовал он одной хозяйке, как заболевшей корове молоко вернуть, да что-то баба перепутала. Стала по деревне ходить, да Наума срамить: ничего, мол, не знает он, а только хвастает. После этого Наум и стал затворником. Из дома редко выходит, ни с кем не беседует, никому ничего не говорит, видать обиделся на людей за несправедливость.

Ваня. Бабушка, где тот Наум живет?

Бабушка. А зачем тебе это, сердечко мое?

Ваня. Он больших не принимает, а меня — сироту, небось, не прогнал бы, я бы ему про мамушку рассказал, как она плачет, убивается. Да совета бы у него спросил, как мне мамушке помочь, чем подсобить?

Бабушка. Ах, ты мой сердечный! Добрая душа! На краю деревни он в старой избенке живет, да только вряд ли он поможет. Он, наверное, и разговаривать-то уже разучился — сколько времени один бирюком живет.

Ведущий. Наутро все дети на двор, а Ванюшка краюху хлеба у бабушки выпросил, лапти поправил и по сугробам пошел к дому Наума. Дом-то весь в снегу, но нашел Ваня дверь, постучал и крикнул.

Ваня. Наум? Дедушка Наум?

Ведущий. Дверь отворилась, старец с длинной бородой махнул Ване рукой, приглашая войти. Показал куда сесть и сам сел, всем своим видом показывая, что мальчика готов выслушать. Осмелел Ваня и поведал про свою беду.

Ваня. Дед Наум, подскажи, как нам жить, тятя наш умер, а мамушка плачет-убивается, не знает, как нас прокормить.

Ведущий. Старец подумал, походил вокруг Вани, погладил его по голове и подал ему горшочек с медом.

Ваня (думая, что пожалел его Наум, поэтому сладким медом и потчует). Спасибо, дедушка!

Ведущий. Вспомнил Ваня про хлеб, протянул горбушку старцу, тот не отказался. А мальчик побежал домой. Пришел домой и рассказал деду, как дело было. Дед думал, думал, в затылке чесал да на внучонка все время поглядывал. А потом слово свое молвил.

Дед. Славное дело тебе Наум подсказал. Разные мастера в нашем деле имеются: дядька Ефим — бондарь, бочки мастерит; дядька Сергей — плотник славный; дядька Захар — мастер за скотиной ходить; дядька Анисим — конюх справный; дядька Богдан — портной; дядька Василий — скорняк, мастер шкурки выделывать да шапки делать; дядька Николай — печник лучший в округе; отец твой, Федор, отличный был кровельщик, царство ему небесное. А вот пчеловодов у нас отродясь не было. Вот и велел Наум пчеловодством тебе заняться, видно сжалился над сиротою, вот и присоветовал, чем в жизни тебе заняться... Ба! Да ведь нынче его именины — Наумов день, 14 декабря. Вот почему он Ванюшку не прогнал. Не зря люди говорят: «Наум — наведи меня на ум!».

Классный руководитель. Наумов день... Еще одна страничка народного календаря открывается для нас сегодня. Она очень важна для нас, потому что школьную жизнь вряд ли можно представить без учебы, без постижения мира знаний. Не зря обучение в школе называют путешествием в страну знаний. Насколько это путешествие будет интересным и полезным, во многом зависит как от учителя, так и от учеников. Путь постижения знания, накопленного человечеством, легким не назовешь. Но пусть он окажется интересным и важным для всех, кто на нем находится и движется к избранной цели. Давайте продолжим наше совместное путешествие.

Ведущий. Ребята, поиграем?

Дети с удовольствием соглашаются.

Предлагаю провести игру-цепочку, в ходе которой мы вместе постараемся вспомнить и назвать пословицы и поговорки об уме, учебе, занятиях интеллектуальным трудом. Я начну первым, а затем каждый, кто захочет стать звеном нашей цепочки знаний, может вспомнить и назвать поговорку и пословицу. Выиграет тот, кто станет заключительным звеном этой цепочки.

Итак, начинаю: голова без ума, что фонарь без свечи.

Ученики, классный руководитель и родители называют пословицы и поговорки.

1. Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не прокормит.

2. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

3. Идти в науку — терпеть муку.

4. Без муки — нет науки.

5. Корень учения горек, да плод его сладок.

6. Красна птица пером, а человек ученьем.

7. Ученье свет, а неученье тьма.

8. Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает.

9. Учиться всегда пригодится.

10. Не учась, и лаптя не сплетешь.

11. Учи сына, пока поперек лавки лежит. А как вдоль ляжет — тогда поздно учить.

12. К мягкому воску печать, а к юну ученье.

13. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

14. Учиться никогда не поздно.

15. Век живи, век учись.

16. Недоученный и переученный хуже неученого.

17. Азбука — наука, а ребятам — мука.

Ведущий благодарит детей и взрослых за активное участие в конкурсе и награждает ученика, ставшего заключительным звеном игры-цепочки, т.е. победителем.

Ведущий. Предлагаем принять участие в «загадочном» состязании, в котором надо постараться найти ответы на следующие загадки.

1. Голову срезали, сердце вынули.

Долой пить, велят говорить. (Перо.)

2. Семя плоско, поле гладко,

Кто умеет, тот сеет.

Семя не выходит, а плод приносит. (Письмо.)

3. Ни небо, ни земля, ведением бела.

Трое по ней ходят, одного водят,

Два поглядают, один повелевает.

(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум.)

4. В деревянной рубашке черная душа. (Карандаш.)

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где не пройдет, везде след оставляет. (Карандаш.)

6. Какая водица только для грамотного годится? (Чернила.)

7. Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)

8. Черные, кривые, от природы все немые,

Станут вряд, все заговорят. (Буквы.)

9. Жалованья не получаю, а учу днем и ночью. (Книга.)

10. Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

1-й ученик. А теперь давайте посмотрим, как в старину детей отдавали в ученье, как встречали и благодарили учителя.

2-й ученик. По давно заведенному обычаю с Наумова дня детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину не найти, к тому же сам покровитель этого дня (показывает на плакат) напрямую связан с ученьем.

3-й ученик. Для этого заранее договаривались с церковным дьячком, отставным солдатом или учителем. Все члены семьи отправлялись в церковь, где после обедни служили молебен, испрашая благословения на отрока. А потом в дом родителей являлся учитель, где его встречали с почетом и уважением.

Раздается стук в двери. Отец ее открывает, и в зал входит учитель.

Отец. Проходите, проходите, пожалуйста. Садитесь, устраивайтесь. Вот отрок наш, возьмите его в ученье, а что не так — тумаками, розгами его.

Мать (плачет, причитает). Маленький, маленький он еще для ученья.

Учитель (гладит отрока по голове, раскрывает азбуку). Повторяй за нами. Аз. (Глядя в зал.)

Отрок. Аз — били меня не раз (в сторону, чтобы слышали в зале).

Учитель. Аз, буки.

Отрок. Аз, буки — беру указку в руки.

Учитель. Аз, буки, веди.

Отрок. Аз, буки, веди — страшат, что медведи.

Учитель. Аз, буки, верендеи.

Отрок. Аз, буки, верендеи — мухи в квас залетели.

Учитель. Ижица.

Отрок. Ижица — плетка близится.

Учитель довольно гладит отрока по голове, а он тянется к хлебу.

Учитель. Во время ученья нельзя жевать, а то заешь выученное; если учишь по книге, то, окончив, должен закрыть ее, иначе все позабудешь. Молодец! Гуляй!

Отрок встает и идет к ученикам. Друг встает с первого ряда и идет навстречу, обнимает отрока:

Полно азбуке учиться,

Букварем башку ломать!

Не пора ли нам жениться —

В печку книги побросать.

Отрок и друг обнимаются и уходят, а за ними покидают зал учитель и родители.

Классный руководитель. Сегодня у нас в гостях Г.Н. Разыграева — руководитель детской студии «Куделечка» районного дома детского творчества. Она является собирательницей и хранительницей русских народных сказок, пословиц, песен, танцев. Ей хорошо известны русские обычаи, обряды, традиции. Мы попросили Галину Николаевну рассказать о Наумовом дне и других важных страничках русского народного календаря.

Входит в русском народном костюме Г.Н. Разыграева и рассказывает о народном календаре и связанном с ним годовом цикле жизни людей.

Классный руководитель. Мы живем в интересное и сложное время, когда на привычное начинаем смотреть по-иному, когда многое заново открываем и переоцениваем. Вот и сегодня мы узнали о том, чем интересен и важен Наумов день, как эта страничка народного календаря нашла воплощение в настоящем, ведь День знаний, празднуемый 1 сентября во всех учебных заведениях страны, можно назвать и Днем Наума-грамотника. В дальнейшем мы продолжим знакомство со страницами народного календаря, чтобы в большей мере ощутить себя прямыми потомками и наследниками богатой русской народной культуры.

Ведущий. А теперь мы приглашаем всех к столу, чтобы откушать нашего угощения.

Литература

1. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова. М., 1991.

2. Петров В.М., Гришина Г.М., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы. М., 1999.

Похожие статьи:

Классный час на День знаний, 9 класс

Выступление детей из детского сада на школьной линейке 1 сентября – День знаний

Внеклассное мероприятие на 1 сентября День знаний в 1 классе

Сценарий на День знаний 1 сентября в начальной школе

1 сентября День знаний в 1 классе. Классный час

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!