Классный час на День знаний, 9 класс
Час знаний в 9 классе на 1 сентября «Уроки Д.С. Лихачева»
Участники: учащиеся 9-го класса, классный руководитель.
Цели:
1) способствовать формированию представлений у учащихся о важных нравственных ценностях;
2) содействовать развитию интереса у девятиклассников к личности, жизни и творчеству Д.С. Лихачева;
3) обучать навыкам группового взаимодействия.
Подготовительная работа
1. Совет дела вместе с классным руководителем подбирает литературный материал из наследия Д.С. Лихачева.
2. Собираются высказывания известных людей по теме обсуждения.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на классной доске помещен портрет Д.С. Лихачева;
б) для каждой группы рабочие листы с текстами произведений Д.С. Лихачева;
в) бумага для записи результатов работы групп, фломастеры.
Ход занятия
I. Приветственное слово классного руководителя.
Классный руководитель. В нашей стране сложилась традиция: 1 сентября, в День знаний, проводить самый первый урок, посвященный какой-то теме или памятной дате. Этот год Указом Президента РФ объявлен Годом культуры, науки и образования — годом Д.С. Лихачева. В этом году (2017) отмечается 110-летие со дня его рождения. Что вы знаете о Д.С. Лихачеве? (Высказывания учащихся.)
Д.С. Лихачев — филолог, исследователь культуры, общественный деятель, академик, Герой социалистического труда, первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, первый кавалер Ордена Святого Андрея Первозванного.
Д.С. Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. Основатель петербургского рода Лихачевых — Павел Петрович был купцом, довольно богатым, занимался благотворительностью. В 1829 г. он пожертвовал Второй армии, сражавшейся в Болгарии, 3 тыс. пехотных сабель. Отец Дмитрия Сергеевича, инженер-электрик, за свои заслуги и труды получил личное дворянство. Родители Лихачева были образованы, очень любили театр, чтение. Дмитрий Сергеевич вспоминал, что он начал посещать театр с четырех лет.
В 1923—1928 гг. Д.С. Лихачев обучался на факультете общественных наук ЛГУ, занимался одновременно английской и древнерусской литературой. Это время осталось в его памяти как эпоха расцвета русской гуманитарной науки. Однако в 1928 г. его жизнь резко изменилась.
Студенты нескольких институтов организовали «Космическую Академию наук», на заседании которой 3 февраля 1928 г. Лихачев сделал доклад, в котором полушутливо доказывал преимущества старой орфографии. Текст выступления представлял собой пародийное подражание ученым сочинениям средневекового книжника. Он был обвинен в контрреволюционной деятельности, арестован, осужден на пять лет и отправлен в лагерь на Соловецкие острова, а затем на строительство Беломоро-Балтийского канала.
В 1932 г. Лихачев был досрочно освобожден, а в 1936 г. с него сняли судимость. Несколько лет после возвращения Дмитрий Сергеевич работал редактором и корректором. Устроиться на другое место было невозможно. Кроме того, он надеялся, что на этой незаметной должности ему удастся избежать репрессий.
В 1938 г. Лихачев был принят на работу в Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). В 1941 г. он защитил кандидатскую диссертацию по истории новгородской книжности; является автором десятков книг и сотен статей. В 1947 г. ему было присвоено ученое звание Доктора наук. Его имя приобретает всемирную известность и признание.
Все, кто знал Лихачева, воспринимали его как воплощение интеллигентности и человеческого достоинства, отмечали его высочайший интеллект, энциклопедические знания, помноженные на нравственность, демократизм, доступность. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не мог унизить другого человека.
Даниил Гранин в одной из своих статей назвал Д.С. Лихачева «последним интеллигентом», так как он считал, что интеллигенция изжила себя, и в новый век наше общество вступает без нее.
Сегодня я предлагаю поразмышлять над тем, что значит быть интеллигентным человеком? Прав ли был Даниил Гранин, называя Д.С. Лихачева «последним интеллигентом»?
Учащиеся делятся на группы по 6—7 человек. Им предлагается в течение 2 мин обсудить: нужно ли в современном обществе быть интеллигентным человеком и почему? Далее группы озвучивают свои варианты ответа на поставленный вопрос.
II. Классный руководитель. А теперь обратимся к мнению Д.С. Лихачева. В своей работе «Письма о добром и прекрасном», в 12-м письме, которое называется «Человек должен быть интеллигентен» (см. приложение к сценарию), он писал: «Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и, прежде всего, для того, чтобы жить долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно». Далее Д.С. Лихачев продолжает: «Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия».
Попробуем определить понятие «интеллигентность» и мы.
Учащиеся по группам определяют свойства, качества, которые позволяют назвать человека интеллигентным, выделяют наиболее важные из них, определяют, почему. Группы изображают графически свой вариант ответа на вопрос, готовят презентацию. Выступление группы проходит в течение 3 мин. Затем каждая группа отмечает, в чем она не согласна с другими выступающими, и аргументирует свой ответ.
III. Классный руководитель подводит итоги обсуждения, отмечает самое главное в ответах групп, приводит в качестве примера мнения известных людей.
Классный руководитель. «Интеллигент — это человек, естественно, образованный, с чувством собственного достоинства, который не совершает неделикатных поступков по отношению к другому человеку» (Э. Рязанов).
«Интеллигент никогда не станет рассматривать другого человека как объект своих действий, а будет относиться к нему как к равноправному субъекту отношений. Он никогда не поставит другого в положение объекта и именно поэтому не будет им манипулировать» (Т. Морщакова, заместитель Председателя Конституционного суда РФ).
Далее группы получают тексты, в которых предлагается точка зрения Д.С. Лихачева, отмечают, в чем они согласны с его мнением, в чем не согласны, выделяют основные идеи. Каждая группа озвучивает одно-два качества. Классный руководитель записывает их на доске.
IV. Классный руководитель предлагает ученикам задуматься над вопросом: Как стать интеллигентным человеком? Приводятся высказывания учащихся.
Затем педагог обращает внимание девятиклассников на мысль Д.С. Лихачева о том, что интеллигентами не рождаются, ими становятся. Человека нужно воспитывать не извне, он должен воспитать себя из себя. Он не должен усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью должен быть приближен к выработке этой истины.
Литература
1. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2003.
2. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. М., 1983.
3. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л., 1989.
4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1995.
5. Уроки Лихачева: Методические рекомендации для учителей средних школ / Сост. О.Е. Лебедев. СПб., 2006.
Приложение
Д. С. Лихачев. Письмо двенадцатое «Человек должен быть интеллигентен»
...Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти... но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье [...] если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к понимаю другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)...
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Д.С. Лихачев об интеллигентности
Качества интеллигентного человека:
1) восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний;
2) создание нового (творчество) и осознание старого как нового;
3) способность к пониманию другого человека, готовность помочь другим (но незаметно!);
4) способность оценить другого по достоинству, не проявлять грубости, злорадства, зависти;
5) терпимое отношение к миру и людям;
6) бережливое отношение к природе, не мусорить вокруг себя (в том числе руганью или дурными идеями);
7) эстетическое чутье, способность восхищаться красотой;
8) умение уважительно спорить.
Похожие статьи:
Сценарий на День знаний 1 сентября в начальной школе
Внеклассное мероприятие на 1 сентября День знаний в 1 классе
1 сентября День знаний в 1 классе. Классный час
Выступление детей из детского сада на школьной линейке 1 сентября – День знаний
Татьяна
|
Отличный урок, очень умный и глубокий. Спасибо! |