Консультация для родителей «Учим детей рисовать»

Консультация для родителей «Учим детей рисовать»

Консультация для родителей дошкольников «Учимся рисовать». Игры, Советы

Рисование способствует развитию у ребенка мелких мышц пальцев и всей кисти, а также чувства восприятия цвета. Рисование помогает выразить свое настроение, развивает глазомер, внимание, память, воображение, воспитывает аккуратность, терпение, усидчивость. Изобразительная деятельность помогает приобщить ребенка к удивительному миру искусства, развивает его фантазию и творческие способности.

Шпаргалка для родителей

Гуашь разводится водой до густоты жидкой сметаны. Эта краска непрозрачна.

Акварель — водяные краски. Они прозрачны. Перед началом работы акварель нужно размочить: в каждую краску кисточкой капнуть по одной капельке чистой воды. Существуют и другие краски, которыми работают художники, например, масляные и акриловые.

Восковые мелки предназначены для рисования по бумаге и являются альтернативой привычным цветным карандашам. Они изготовлены из натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей, поэтому безвредны для ребенка. Восковые мелки отлично передают цвета и имеют широкую гамму оттенков.

Кисти и другие приспособления. Их понадобится несколько — лучше всего для краски каждого цвета использовать отдельную кисточку. Как работать кистью? Если сильно нажать на кисть — линия получиться мягкая, широкая. Если нажать слегка — линия получится мягкая, тонкая. Если быстро и резко прикоснуться кистью к бумаге — получится размазанный след, напоминающий салют. Если прикоснуться слегка всей кисточкой, получится мазок, похожий на лепесток или кирпичик. Кроме кисточек, для рисования можно использовать самые разнообразные приспособления, например, скомканную бумагу, поролон, ватные шарики и даже собственные пальчики.

Бумага. Ее понадобится, конечно, очень много и разного качества. Акварельная бумага характеризуется минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии, которая достигается желатиновой проклейкой. Печатная бумага определяется мягкостью поверхности. Пористая и шероховатая поверхность такой бумаги легко принимает печатную краску, хорошо удерживает частички мягких рисовальных материалов, таких как уголь и пастель. Пастельные бумаги — это цветная разновидность бумаги для рисования. Разнообразие оттенков такой бумаги позволяет подобрать для конкретной работы подходящий оттенок, который будет близок колориту будущего произведения.

Природный материал. На прогулке в парке или за городом можно набрать множество разнообразных материалов для домашнего творчества. Это могут быть шишки, веточки, сухие плоды, семена, листья интересной формы, камешки, перья и т. д. Ребенок может использовать их для составления коллажей на бумаге с помощью клея или для объемных композиций, скрепляя элементы пластилином. С помощью природного материала ребенок может создавать художественные образы. Например, если покрыть кленовый лист гуашью и накрыть бумагой, то отпечаток кленового листочка станет основой для создания нового образа, а какого — поразмышляйте вместе с ребенком.

Трафареты. Рисование по трафарету всегда увлекает детей и помогает развить тонкие движения кисти и пальцев. Обычные трафареты с геометрическими фигурами можно приобрести в канцелярском отделе магазина. Есть и специальные наборы детских трафаретов. Трафареты достаточно просто изготовить и самим из плотного картона. Можно воспользоваться любыми подходящими предметами. Пусть ребенок попробует обвести ключи, разделочную доску, формочки для выпечки, свою руку или ступню, ложку, монетку, блюдце, кубик и другие плоские предметы интересной формы.

Словарик

Автопортрет — портрет самого себя.

Художник — человек, обладающий художественной одаренностью и ведущий творческую работу в области живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Кисть — приспособление для окрашивания, состоящее из насаженного на рукоятку пучка волос, щетины.

Краска — материал, служащий для придания какого-нибудь цвета предметам или для живописи: масляная, акварельная, гуашевая.

Акварель (от латинского «аква» — вода) — водяные прозрачные краски, разведенные водой.

Гуашь — водяная краска с примесью белил.

Мольберт — деревянный станок на ножках, на который помещается холст, натянутый на подрамник.

Натура — человек, позирующий перед художником.

Палитра — небольшая тонкая доска, на которой живописцы при работе смешивают краски.

Эскиз — предварительный, беглый набросок картины (рисунка).

Разноцветная планета

❀ Предложите ребенку назвать цвета, которые он видит вокруг себя. Сколько цветов удалось назвать? Прочитайте ребенку стихотворение и обсудите его содержание.

Разноцветный шар земной

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики красный.

Цвет зеленый у листвы,

Это так прекрасно!

(А. Шлыгин)

Цвета

❀ Что бывает такого цвета?

♦ «Я — мак, я — огонь, я — пламя!» (Красный цвет)

♦ «Я — морковь, я — апельсин, я — заря!» (Оранжевый)

♦ «Я — пух утенка, я — пшеница, я — солнце!» (Желтый)

♦ «Я — трава, я — сады, я — леса!» (Зеленый)

♦ «Я — незабудка, я — озеро, я — небеса!» (Голубой)

♦ «Я — колокольчик, я — чернила, я — море!» (Синий)

♦ «Я — слива, я — сирень в цвету, я — сумерки!» (Фиолетовый)

Волшебники

❀ Среди разнообразия цветов выделяют три основных цвета: красный, синий, желтый. С помощью этих цветов можно получить остальные цвета. Предложите ребенку смешать на палитре основные цвета так, чтобы появились новые цвета краски: смешайте синюю и желтую краску — получится зеленая; желтую и красную — получится оранжевая, красную и синюю — получится фиолетовая.

Радуга

❀ Расскажите ребенку, что все цвета радуги, которые мы видим, рождаются из прозрачного солнечного лучика. Ведь после дождя солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки, и на небе появляется многоцветная радуга. Цвета радуги располагаются в строгом порядке. Чтобы проще было запомнить последовательность цветов, люди придумали специальную поговорку, в которой первая буква каждого слова обозначает первую букву в названии цвета:

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (К — красный, О — оранжевый, Ж — желтый, 3 — зеленый, Г — голубой, С — синий, Ф — фиолетовый).

❀ Нарисуйте вместе с ребенком радугу, соблюдая правильную последовательность цветов.

❀ Превратите радугу в мостик над рекой, качели или дивную арку с воротами.

Волшебница-природа

❀ Для этой игры стоит подготовиться заранее. Необходимо подобрать иллюстрации времен года для раскрашивания. Обсудите с ребенком, какие цвета любит каждое время года больше всего. Возможно, Зима любит голубые и белые цвета, и поэтому она раскрашивает льды, снежинки, сугробы, сосульки именно этими красками, добавляя в них серебряные блестки. А Золотая Осень любит яркие убранства, но больше всего она любит оранжевые, желтые и красные цвета, хотя непременно пользуется и другими красками. Пусть ребенок подумает — какими. У Весны, вероятно, тоже есть любимые цвета: светло- зеленый, салатовый, прозрачно-голубой и желтый (этой краской Весна раскрашивает солнышко и солнечных зайчиков, мать-и-мачеху и другие цветы). А какие же цвета любит Лето? После обсуждения раскрасьте каждое время года так, чтобы был заметен любимый цвет этого времени года.

Разноцветные загадки

❀ Приготовьте картинки для раскрашивания, на которых изображены облако, огурец, земляника, смородина, солнце, карандаш. Загадайте ребенку загадки. За каждую отгаданную загадку выдайте картинку с нарисованным на ней отгаданным словом. Затем предложите раскрасить эти картинки.

Белый-белый пароход

Над деревьями плывет.

Если станет синим,

Разразится ливнем.    (Облако)

 

Зеленые ребятки

Привязаны все к грядкам.     (Огурцы)

 

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет —

Всяк поклон ей отдает.    (Земляника)

 

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я —

И вот теперь я спелая.     (Смородина)

 

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.    (Солнце)

 

Черный Ивашка,

деревянная рубашка,

Где носом поведет,

там заметку кладет.     (Карандаш)

Золотая хохлома

❀ Расскажите ребенку легенду о золотой хохломе. Покажите ему изделие с хохломской росписью.

Легенда о хохломе

Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю хохлома и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер- иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье свободы, жаре любви к людям, жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

 

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

❀ Помогите ребенку скопировать узор хохломской росписи.

❀ В хохломской росписи почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик.

Гжель

❀ Чтобы познакомить ребенка с искусством гжельских мастеров, очень важно подобрать демонстрационный материал. Покажите ребенку изделие из гжельской керамики, рассмотрите его, сравните гжель с хохломой, выделите яркую особенность гжели.

Гжель

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

 

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

(И. Кадухин)

❀ Обсудите с ребенком, почему гжель называют нежноголубым чудом и какие элементы есть в гжельской росписи?

❀ Предложите ребенку украсить посуду гжельским узором. Для этого можно использовать белые тарелочки и стаканчики одноразового использования.

Смешивание цветов

❀ Проведите с ребенком эксперимент, который поможет ему увидеть многообразие цветовых сочетаний. Вот несколько заданий для малыша.

Красный + желтый

Нарисуй пышный букет цветов. Пусть в букете красные цветы располагаются рядом с желтыми. А когда красная краска смешается с желтой, появятся цветы оранжевого цвета.

Красный + синий

Нарисуй бабочку так, чтобы в ее крыльях был красный и синий цвета, а также фиолетовый, полученный при помощи смешивания этих цветов.

Желтый + синий

Нарисуй деревья с зелеными и желтыми листьями, используя только синюю и желтую краски.

... + белый

Все цвета могут изменить свое настроение. Они станут нежнее, легче, воздушнее, если их смешать с белой краской.

Возьми красную краску и постепенно добавляй в нее белую гуашь. Что происходит с ярким и веселым красным цветом? Он становится нежно-розовым. А теперь нарисуй синие сугробы, разбавляя их белой краской.

... + черный

Настроение всех цветов изменится, если их смешать с черной краской. Они станут тяжелыми, тревожными, загадочными.

Положи на палитру немного гуаши любого цвета и затем по капельке добавляй в нее черную краску. Новый, смешанный цвет становится более мрачным, тяжелым. А теперь нарисуй ночное небо, освещенное тусклой луной.

Черный + белый

Смешай на палитре черную гуашь с белой. Получившимся цветом нарисуй тучу. Что еще можно нарисовать серым цветом?

Виды живописи: пейзаж, натюрморт, портрет

❀ Приготовьте картины, которые относятся к разным видам живописи. Познакомьте ребенка с песней о картинах (стихи А. Кушнера, 1977 г.).

Песня о картинах

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется...     (пейзаж)

 

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это...    (натюрморт)

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, —

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется...    (портрет)

❀ Продемонстрируйте несколько картин разных видов (портреты, пейзажи и натюрморты). Предложите ребенку рассмотреть их, разложить по соответствующим группам (пейзажи в первом ряду, натюрморты — во втором, а портреты — в третьем).

❀ Попросите составить композицию для натюрморта. Постарайтесь вместе с ребенком перенести ее на ваш холст — альбомный лист.

❀ Приготовьте три карточки, на которых будут написаны: «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». Распределите карточки между собой. Задание: изобразить тот вид живописи, который указан на выбранной карточке. Если участников меньше трех, то задание на оставшейся карточке выполняется совместно. Итак, выбрав карточку с надписью «Пейзаж», необходимо нарисовать пейзаж на любую тему (море, поле, природа и т. д.). Тот, кому досталась карточка с надписью «Натюрморт», должен изобразить натюрморт. А тот участник, который стал обладателем карточки с надписью «Портрет», может нарисовать чей-нибудь портрет.

❀ Как нарисовать портрет:

1. Положение головы

Когда лицо человека рисуется прямо, это называется анфас. Если лицо человека рисуется сбоку, это называется профиль.

2. Мимика

У людей бывает разное настроение и разные эмоции: радость, удивление, смех, плач, раздражение, гнев, спокойствие. Разные выражения лица называются мимикой. Поиграйте с ребенком так, чтобы мимика на ваших лицах менялась. Понаблюдайте за этими изменениями й перенесите их на бумагу.

3. Рисование лица

Лицо делится на три равные части: 1) лоб, брови; 2) глаза, нос; 3) рот, подбородок. На верхней линии рисуются брови. Ниже бровей располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Глаза у людей по цвету бывают разные. Рассмотрите внимательно глаза человека, которого рисуете. Определите их цвет, размер, форму. Не забудьте нарисовать ресницы: на верхнем веке они длинные, на нижнем — короткие. Нос располагается на середине лица. Начало носа — переносица — идет от бровей. Кончик носа закругляется. Сбоку кончика пририсовываются крылья носа, а внизу точками обозначаются ноздри. Форма носа у всех людей неодинаковая. Бывают курносые, прямые носы, с горбинкой, длинные, короткие и т. д. Рот находится ниже носа. Рисуется линия рта, сверху пририсовывается верхняя губа, она похожа на две дугообразные линии. Внизу — нижняя губа. Рисуется она дугообразной линией. По сторонам лица на среднем уровне рисуются уши. Затем рисуются волосы.

4. Рисование волос

Волосы бывают разные по цвету: русые, каштановые, рыжие, черные; разные по длине. Волосы бывают также прямые и кудрявые. Люди по-разному укладывают волосы. Внимательно изучите прическу человека, которого будете рисовать.

Портреты бывают разных видов: изображение человека по плечи, по пояс и в полный рост. Портрет может рассказать о многом: о возрасте; времени, в котором жил человек, изображенный на портрете (по прическе, по нарядам); о настроении или характере человека. Портрет может быть не только индивидуальным, но и групповым. На групповом портрете может быть изображено несколько человек.

Нетрадиционные техники рисования для детей

Рисование пальчиками

❀ Приготовьте мисочки с гуашью и плотную бумагу любого цвета. Предложите ребенку опустить пальчик в гуашь и порисовать им на бумаге. Каждый пальчик можно опустить в краску разного цвета.

Рисование ладошкой

❀ С помощью кисточки окрасьте ладошку ребенка в выбранный цвет и попросите его прижать ладонь к бумаге, оставив отпечаток. Теперь предстоит увидеть в отпечатке какой-либо образ и дорисовать его так, чтобы он стал узнаваем. Возможно, это будет букет цветов в кувшине, или птички, или рыбки, или что-то необычное.

Поролоновый рисунок

❀ Губка или кусочки поролона могут заменить кисточку. С помощью этого необычного материала наберите гуашь и методом примакивания нанесите ее на свой рисунок. Таким образом можно нарисовать елочку, дом, «пушистые» сугробы и многое другое.

Воск и акварель

❀ Приготовьте восковые мелки, плотную белую бумагу, акварель и кисти. Сначала предложите нарисовать картину восковыми мелками (например, пейзаж: солнце, цветы и полянку). Затем можно закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками останется незакрашенным и будет выделяться на красочном фоне.

Свеча и акварель

❀ Подобно предыдущей технике вместо восковых мелков можно использовать свечу. Предложите юному художнику нарисовать свечой звезды или снежинки, а затем закрасьте акварелью весь лист. Рисунок свечи проявится и порадует ребенка.

Симметричный рисунок

❀ Сложите лист бумаги вдвое и на одной его стороне попросите нарисовать половину изображаемого предмета (например, половинку бабочки). Снова сложите лист, чтобы получить отпечаток. Рисунок станет законченным.

Превращение предметов

❀ Карандашом обведите какой-либо предмет, например, ножницы, диск, ложку и т. д. Контур полученного изображения надо дорисовать таким образом, чтобы получилось нечто новое.

Тень

❀ Расположите лист бумаги под включенной настольной лампой таким образом, чтобы на него могла падать тень предмета, находящегося рядом, который ребенок будет срисовывать. Это может быть любимая мягкая игрушка небольшого размера, или машинка, или чашка. Когда ребенок обведет тень, он может заметить в ней черты нового объекта. Предложите ему «оживить» тень: дорисовать ее и раскрасить.

Кляксография

❀ С помощью пластиковой ложечки попросите ребенка зачерпнуть разведенную гуашь и вылить ее на бумагу. Так можно сделать несколько клякс. Затем лист накройте другим листом и прижмите, после чего уберите верхний лист. Предложите пофантазировать и найти в кляксах образы, которые потом можно завершить с помощью кисточки.

Отпечатки листьев

❀ Приготовьте бумагу, опавшие листья с разных деревьев, гуашь и кисть. Попросите ребенка раскрасить каждый лист разным цветом, затем приложить эти листья к бумаге окрашенной стороной вниз. С помощью кисточки можно дорисовать черешки и веточки. Также из отпечатков листьев можно создать образы бабочек, рыбок и др.

Точечный рисунок

❀ Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной ватной палочкой. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы ландыша или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов нарисуйте уже палочками. Таким же способом можно рисовать ягоды и украшения (бусы и браслеты).

 

Разбрызгивание

❀ На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В мисочке разведите краску так, чтобы она была жидкой. Опустите в краску зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки по направлению к себе, разбрызгивая краску. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на «незапятнанной» части рисунка. Можно использовать в качестве трафаретов листья деревьев.

Рисование с секретом

❀ Возьмите лист бумаги, 3 карандаша. Договоритесь, кто будет рисовать первым, кто вторым, кто третим. Первый начинает рисовать, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив отметку о том, с какого места можно продолжить рисунок (например, обозначена шея). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает дорисовывать следующие элементы (например, туловище), оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок — и почти всегда получается смешно от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Раскрашивание камешков

❀ Подберите для раскрашивания гладкие камешки (например, с морского побережья). Камни имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек можно превратить в лягушонка, другой — в жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. Нанесите на камешек яркую густую краску — и образ готов. Эту творческую работу можно завершить следующим образом: после того, как камешек высохнет, покройте его бесцветным лаком. В этом случае он будет блестеть и ярко переливаться. Такая самодельная игрушка еще не один раз понадобится в самостоятельных детских играх и принесет немалую пользу ее хозяину.

 

Рисунок на мокрой бумаге

❀ Влажной кисточкой или ватным тампоном, пропитанным водой, смочите бумагу и на нее наносите краски. Эта техника предполагает создание расплывчатых, неясных образов (например, если ребенок хочет изобразить город в тумане, дождливый день, ночной город, закат, восход или цветы за занавеской).

Подарок своими руками

❀ Приготовьте бумажный одноразовый стаканчик. Предложите ребенку превратить его в яркую, разноцветную подставку для карандашей или, перевернув его, в пингвина, а может быть, шляпу. Фантазируйте, творите и создавайте новые образы, применяя любимые художественные техники.

Подарок для бабушки

❀ Вместе с ребенком раскрасьте деревянную разделочную доску, которая станет не только украшением на кухне у бабушки, но и необходимой в хозяйстве вещью. Для этого приготовьте небольшую деревянную разделочную доску, раскрасьте одну ее поверхность гуашью. После того как фон высохнет, нанесите на него контур орнамента или рисунка простым карандашом. Раскрасьте гуашью рисунок и все его элементы. Когда краска высохнет, покройте поверхность разделочной доски лаком. (Это должен сделать взрослый!)

Похожие статьи:

Консультация для родителей «Неврозы у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей в детском саду «Что должно беспокоить родителей в ребенке»

Агрессивный ребенок. Консультация для родителей в детском саду

Консультация для родителей. Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Что делать?»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!