Агрессивный ребенок. Консультация для родителей в детском саду
Советы и рекомендации для родителей дошкольников на тему «Агрессивный ребенок»
Признаки агрессивности:
- по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины:
• Нарушения эмоционально-волевой сферы:
- неумение ребенка управлять своим поведением;
- недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
• Неблагополучная семейная обстановка:
- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- нет единства требований к ребенку;
- ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- физические (особенно жестокие) наказания;
- асоциальное поведение родителей;
- плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;
• Трудности обучения.
• Психологический климат в дошкольном учреждении.
Советы родителям
• Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
• Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
• Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.
• Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
• Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
• Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
• Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
• На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
• Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»
• Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
• Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
• Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
• Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка
1-й шаг - стимуляция гуманных чувств:
- стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
- учите его не сваливать свою вину на других;
- развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
♦ «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
♦ «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
♦ Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш.
♦ Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись...»).
2-й шаг - ориентация на эмоциональное состояние другого:
- стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например:
♦ «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
♦ Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
♦ «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому- то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»
3-й шаг - осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
- помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
- постарайтесь понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
- стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
- стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
- чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
- чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
- объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
- расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо делать;
- спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
- объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например:
♦ «Ты стукнул Веру потому, что... а ещё почему?»
♦ Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордочку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую морду у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения.)
♦ «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»
Стратегии коррекции агрессивного поведения детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
- помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
- учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
- учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
- учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
- стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребёнку, склонному к агрессии: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния: стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
- у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;
- у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.
Похожие статьи:
Консультация для родителей в детском саду. Игры с детьми старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей средней группы. Возрастные особенности детей
Консультация для родителей. Темперамент вашего ребенка
Консультация для родителей. Игры на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
Консультация для родителей в детском саду. Наблюдения за кошкой и собакой
Нет комментариев. Ваш будет первым!