Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей ДОУ

Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей ДОУ

Консультация для родителей старших дошкольников

Можно ли самостоятельно оценить уровень подготовленности ребенка к школе?

Иные родители, посматривая критически на своего старшего дошкольника, пытаясь сравнить уровень его психического развития с уровнем развития других детей, пробуют ответить себе на вопрос — достаточно ли их ребенок подготовлен для того, чтобы ходить в школу? Отвечать-то они себе как-то отвечают и делают выводы, но совершенной уверенности в правильности ответов и выводов у них нет, поскольку, не будучи специалистами в областях педагогики и детской психологии, они не знают, какие конкретно моменты или особенности воспитания, какие стороны психического развития должны ими оцениваться и каким способом. Мы в этом молодым родителям немного поможем. Ребенок считается достаточно подготовленным к школе, если умеет:

• уверенно сосчитать до ста; также — назвать числа от ста в обратном порядке (счет — векторная величина, нельзя сказать: «Сосчитай в обратном порядке»);

• достаточно быстро перерисовать печатными буквами несколько простых слов; мы здесь не случайно употребили термин «перерисовать» — писать ребенок этого возраста, как правило, еще не умеет, редкие дети осваивают эту науку самостоятельно;

• из массы различных геометрических фигур выбрать и назвать квадраты, треугольники, круги;

• правильно рассортировать геометрические фигуры на маленькие, средние и большие;

• из ряда геометрических фигур удалить лишние — например, мама раскладывает перед ребенком пять- шесть кружков и один треугольник, и ребенок должен сообразить, что треугольник в ряду кружков — лишний; если объяснит почему — просто прекрасно;

• найти отличия на двух рисунках, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми.

Ребенок может считаться достаточно подготовленным к школе, если правильно ответит на такие вопросы:

• как одним словом можно назвать следующие предметы: брюки, рубашка, платье, майка, шорты, куртка?

• как одним словом можно назвать следующие предметы: стол, стул, кровать, диван, шкаф, табуретка?

• как одним словом можно назвать следующие предметы: молоток, плоскогубцы, пила, отвертка?

• как одним словом можно назвать следующие предметы: чашка, тарелка, чайник, блюдце?

• какие из ниженазванных животных живут в лесу: овца, лиса, лошадь, волк, медведь, собака, корова, лось?

• если говорят, что папа провожает Алешу, то кто из них уезжает?

• если говорят, что Петя ударил Сережу, то кто из них драчун?

• если говорят, что Катя идет за Наташей, то кто из них идет впереди, а кто позади?

• какой смысл вкладывается в выражения «красна девица», «добрый молодец», «золотые руки», «золотое сердце»?

Можно сказать, что ребенок подготовлен к школе достаточно, если он правильно выполняет следующие команды:

• подними левую руку, подними правую руку;

• положи левую руку на правую;

• повернись налево, повернись направо;

• правой ногой наступи на левую ногу;

• возьмись правой рукой за левое плечо и т. д.

Развивающие игры-задачки

Готовя ребенка к школе, мама непременно должна поиграть с ним в развивающие игры-задачки, которые учат ребенка классификации — то есть способности объединять предметы по тем или иным признакам. Мы здесь приведем несколько примеров таких задачек:

• что можно считать лишним в следующем ряду предметов: молоток, пила, отвертка, арбуз, плоскогубцы?

• что можно считать лишним в следующем ряду предметов: капуста, огурец, тыква, чашка, помидор?

• что можно считать лишним в следующем ряду: молоко, хлеб, чай, компот, кисель?

• что можно считать лишним в следующем ряду: ежик, черепаха, кошка, попугай, ложка?

• что можно считать лишним в следующем ряду: самолет, автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус?

• какое слово лишнее в следующем ряду: размышлять, соображать, говорить, думать?

• на какие две группы можно разделить ряд: корова, курица, лошадь, утка, собака, гусь?

• на какие две группы можно разделить ряд: хлеб, масло, стул, печенье, стол, кровать, яблоко?

• что общего у предметов: яблоко, арбуз, мяч, глобус, горошина?

• что общего у предметов: шило, игла, копье, нож, пила?

Мама или папа могут навыдумывать очень много таких развивающих задачек, и игра получится очень интересная. Игра будет еще занимательнее, если развивающие задачки начнет придумывать сам ребенок. А если к игре присоединятся и другие дети, то все проведут время нескучно и с большой пользой.

Тесты на интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие старшего дошкольника можно считать неплохим, если он сумеет уверенно ответить на следующие вопросы:

• как называется страна, в которой ты живешь?

• как называется город, в котором ты живешь?

• знаешь ли ты свой адрес?

• сколько у тебя рук, сколько ног? Какая рука левая, какая правая? Какая нога левая, какая правая?

• какой палец называется указательным и почему? Какой палец называется мизинцем и почему?

• сколько дней в неделе?

• какой день следует называть завтрашним, а какой — вчерашним?

• какие различают времена суток? Какое время дня называют вечером, а какое — утром?

• какие ты можешь назвать времена года? Чем отличаются времена года друг от друга?

• какую пользу приносят человеку собака, кошка, корова, лошадь, овца, курица?

• молоко каких животных, помимо коровы, употребляется в пищу?

Простенькие математические задачки

Ребенку, отправляющемуся в школу, должны быть по силам самые простые математические задачки. Таких задачек мама и папа могут придумать множество. Мы здесь приведем несколько задачек в качестве образца:

• если у каждой сестрички по две косички, сколько косичек у двух сестричек?

• сколько ушек у трех мышек?

• сколько хвостиков у четырех мышек?

• сколько лапок у двух котят?

• бабушка уехала на дачу в пятницу, а вернулась с дачи на следующей неделе тоже в пятницу; сколько дней бабушка провела на даче?

• в лесенке десять ступенек; мальчик, поднимаясь по этой лесенке, наступал на ступеньки через одну; на сколько ступенек наступил мальчик?

Загадки

Разгадывание загадок развивает у ребенка ум, смекалку. Ребенок, разгадывающий загадку, активно думает, сравнивает, размышляет; разгадывая загадки или загадывая их другим, ребенок обретает навыки общения, сотрудничества.

Важно, чтобы ребенок был знаком с этим малым жанром фольклора, чтобы знал побольше загадок (и, разумеется, отгадок к ним), чтобы имел хоть небольшой опыт их разгадывания.

Загадки ребенку предлагаются самые простые. Любой из родителей наверняка помнит десяток-другой загадок, которые будут для старшего дошкольника интересны и которые он, быть может, сумеет разгадать без подсказок.

Мы предложим здесь несколько загадок, справиться с которыми ребенку старшего дошкольного возраста вполне по силам:

«Всяк, кто в дом идет, меня за ручку берет» (дверь);

«Я под полом таюсь, очень кошки боюсь» (мышка);

«Я не портной, но всю жизнь с иголками хожу» (ежик);

«Не деревце, но с листочками; не рубашка, но сшита; нет языка, но рассказывает» (книга);

«Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел» (гриб);

«Дом без окон, без дверей, полна горница людей» (огурец);

«По лесам, по борам ходят шуба да кафтан» (овца);

«Два конца, два кольца, посередине гвоздик» (ножницы);

«Четыре братца под одной шляпкой стоят» (стол);

«Маленькая собачка свернувшись лежит — не лает, не кусает, но в дом не пускает» (замок);

«Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, но всяк слышит» (эхо);

«Зимой и летом — одним цветом» (елка).

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 4-6 лет

Родительское собрание в подготовительной группе «Скоро в школу». Начало года

Занятие по математике в детском саду. Подготовительная группа

Развивающие задания для детей 5-6 лет

Как подготовить ребёнка к школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!