Урок русского языка, 6 класс. Обобщение по теме «Глагол»

Русский язык в 6 классе. Лингвистический турнир «Постоянные морфологические признаки глагола» (урок-обобщение, 6 класс)

Цели:

- систематизировать знания по теме «Глагол. Постоянные морфологические признаки»;

- учить отличать глагол от других частей речи и характеризовать его с точки зрения морфологических признаков.

Предварительная работа.

Учитель проводит отборочный тур, по результатам которого определяются участники турнира и члены жюри, готовит вопросы по теме и призы для награждения победителей.

Правила игры.

Вся тема «Постоянные морфологические признаки глагола» распределяется на 4 подтемы. В каждом разделе - 10 вопросов и заданий, которые нумеруются. Определяется очередность игроков. Первый участник выбирает подтему и цифру от 1 до 10, то есть номер вопроса. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Затем ход переходит к следующему игроку, который также называет раздел и номер вопроса. Если участник затрудняется ответить или ошибается, то члены жюри отдают право хода другому игроку, либо обращаются за помощью к болельщикам. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все вопросы.

Члены жюри следят за выбором подтемы, номером вопроса, ответом, переходом хода и за количеством набранных баллов всеми игроками. Баллы, которые набирает каждый участник игры, суммируются. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее их количество.

Испытание 1: «Вид глагола».

Вопросы и задания:

1. Как различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Приведите примеры.

2. Объясните разницу между глаголами одной видовой пары, употребленной в тексте.

Выдающийся деятель культуры В. В. Стасов прожил большую, бурную и плодотворную жизнь, до конца дней не выпуская из рук боевого пера. Он оставил богатое литературное наследие.

Горький мудро сказал о нем:

- Вот человек, который делал все, что мог, и все, что мог, - сделал .... (Ху бов Г., 1974.)

3. Какой глагол выступает видовой парой к глаголу писать? (Написать.)

4. Назовите видовую пару глагола стать. (Становиться.)

5. Какие вы знаете двувидовые глаголы в русском языке?

6. С помощью каких глаголов А. С. Пушкин рисует образ вьюги?

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит.

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

7. Выберите из данного текста все глаголы несовершенного вида.

Листопад

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел идти на, ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался...

8. Продолжите ряд: ловить - поймать, рисовать - нарисовать, отвечать - ...

9. Все ли глаголы в русском языке имеют видовые пары? (Нет, например: читать, ехать.)

10. Найдите среди данных бесприставочных глаголов глагол совершенного вида: гореть, дуть, бросать, купить, дарить, любить, говорить.

Испытание 2: «Переходные и непереходные глаголы».

Вопросы и задания:

1. Какие глаголы в русском языке называются переходными?

2. Приведите примеры непереходных глаголов.

3. Относится ли категория «переходности - непереходности» к морфологическим признакам инфинитива?

4. Имеют ли в русском языке переходные глаголы специальные средства для выражения переходности? (Нет)

5. Переведите непереходные глаголы в переходные: идти, плыть, ходить.

6. Образуйте переходные глаголы от слов: золото, глухой, отдача.

7. Из данного текста выберите переходные глаголы.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок - воду морщит, рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

8. Найдите «лишнее» слово: строить, гнать, решается.

9. Вставьте глаголы, определите переходные они или непереходные.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

... рассыпчатый пирог.

10. Переведите переходные глаголы в непереходные: переползти, строить, умывать.

Испытание 3: «Спряжение глагола».

Вопросы и задания:

1. Что такое спряжение?

2. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Приведите примеры.

3. Определите спряжение следующих глаголов: гонит, думаешь, стреляю.

4. Во всех ли лицах глаголы I и II спряжения различаются по окончаниям?

5. Почему глаголы терпеть, зависеть, относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?

6. Найдите в стихотворении глаголы I спряжения.

Они учили, я учил.

Я играл, они играли.

Как изменяется глагол,

Вы, конечно, угадали?

7. Выберите глаголы I спряжения: сеять - сеет, обидеть - обидит, знать - знает.

8. Образуйте от данных глаголов форму 3 л. мн. ч.: молоть, полоть, колоть.

К какому спряжению они относятся?

9. Определите спряжение следующих глаголов: цвести, нести, плести.

10. Назовите окончания у данных глаголов. Как вы их определили?

Испытание 4: «Возвратные и невозвратные глаголы».

Вопросы и задания:

1. Возвратность - невозвратность - постоянный морфологический признак глагола или непостоянный?

2. Какие глаголы называются возвратными, а какие - невозвратными?

3. Образуйте от данных глаголов возвратные: мыть, убирать, мирить.

4. Назовите 3 глагола I спряжения с -ся.

5. -Ся - это частица или суффикс?

6. Назовите неопределенную форму возвратного глагола несовершенного вида, имеющую тот же корень, что и в слове ласковый. {Ласкаться.)

7. Все ли данные глаголы можно употребить с -ся?

Поворачиваю, увеличиваю, ухаживаю.

8. Назовите 3 глагола II спряжения с -ся.

9. Как следует говорить правильно: нагинатъся или нагибаться?

10. Вы хотите извиниться перед кем-то. Постройте предложение с использованием необходимой формы глагола извинить (или извиниться), с которым нужно обратиться к другому человеку. Какая ошибка таится в этой фразе?

Подведение итогов. Награждение победителей.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!