Урок русского языка, 6 класс. Обобщение по теме «Глагол»
Русский язык в 6 классе. Лингвистический турнир «Постоянные морфологические признаки глагола» (урок-обобщение, 6 класс)
Цели:
- систематизировать знания по теме «Глагол. Постоянные морфологические признаки»;
- учить отличать глагол от других частей речи и характеризовать его с точки зрения морфологических признаков.
Предварительная работа.
Учитель проводит отборочный тур, по результатам которого определяются участники турнира и члены жюри, готовит вопросы по теме и призы для награждения победителей.
Правила игры.
Вся тема «Постоянные морфологические признаки глагола» распределяется на 4 подтемы. В каждом разделе - 10 вопросов и заданий, которые нумеруются. Определяется очередность игроков. Первый участник выбирает подтему и цифру от 1 до 10, то есть номер вопроса. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Затем ход переходит к следующему игроку, который также называет раздел и номер вопроса. Если участник затрудняется ответить или ошибается, то члены жюри отдают право хода другому игроку, либо обращаются за помощью к болельщикам. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все вопросы.
Члены жюри следят за выбором подтемы, номером вопроса, ответом, переходом хода и за количеством набранных баллов всеми игроками. Баллы, которые набирает каждый участник игры, суммируются. Выигрывает тот, у кого окажется наибольшее их количество.
Испытание 1: «Вид глагола».
Вопросы и задания:
1. Как различаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Приведите примеры.
2. Объясните разницу между глаголами одной видовой пары, употребленной в тексте.
Выдающийся деятель культуры В. В. Стасов прожил большую, бурную и плодотворную жизнь, до конца дней не выпуская из рук боевого пера. Он оставил богатое литературное наследие.
Горький мудро сказал о нем:
- Вот человек, который делал все, что мог, и все, что мог, - сделал .... (Ху бов Г., 1974.)
3. Какой глагол выступает видовой парой к глаголу писать? (Написать.)
4. Назовите видовую пару глагола стать. (Становиться.)
5. Какие вы знаете двувидовые глаголы в русском языке?
6. С помощью каких глаголов А. С. Пушкин рисует образ вьюги?
Буря мглою небо кроет.
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит.
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»
7. Выберите из данного текста все глаголы несовершенного
Листопад
Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел идти на, ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался...
8. Продолжите ряд: ловить - поймать, рисовать - нарисовать, отвечать - ...
9. Все ли глаголы в русском языке имеют видовые пары? (Нет, например: читать, ехать.)
10. Найдите среди данных бесприставочных глаголов глагол совершенного вида: гореть, дуть, бросать, купить, дарить, любить, говорить.
Испытание 2: «Переходные и непереходные глаголы».
Вопросы и задания:
1. Какие глаголы в русском языке называются переходными?
2. Приведите примеры непереходных глаголов.
3. Относится ли категория «переходности - непереходности» к морфологическим признакам инфинитива?
4. Имеют ли в русском языке переходные глаголы специальные средства для выражения переходности? (Нет)
5. Переведите непереходные глаголы в переходные: идти, плыть, ходить.
6. Образуйте переходные глаголы от слов: золото, глухой, отдача.
7. Из данного текста выберите переходные глаголы.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок - воду морщит, рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
8. Найдите «лишнее» слово: строить, гнать, решается.
9. Вставьте глаголы, определите переходные они или непереходные.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
... рассыпчатый пирог.
10. Переведите переходные глаголы в непереходные: переползти, строить, умывать.
Испытание 3: «Спряжение глагола».
Вопросы и задания:
1. Что такое спряжение?
2. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Приведите примеры.
3. Определите спряжение следующих глаголов: гонит, думаешь, стреляю.
4. Во всех ли лицах глаголы I и II спряжения различаются по окончаниям?
5. Почему глаголы терпеть, зависеть, относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?
6. Найдите в стихотворении глаголы I спряжения.
Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол,
Вы, конечно, угадали?
7. Выберите глаголы I спряжения: сеять - сеет, обидеть - обидит, знать - знает.
8. Образуйте от данных глаголов форму 3 л. мн. ч.: молоть, полоть, колоть.
К какому спряжению они относятся?
9. Определите спряжение следующих глаголов: цвести, нести, плести.
10. Назовите окончания у данных глаголов. Как вы их определили?
Испытание 4: «Возвратные и невозвратные глаголы».
Вопросы и задания:
1. Возвратность - невозвратность - постоянный морфологический признак глагола или непостоянный?
2. Какие глаголы называются возвратными, а какие - невозвратными?
3. Образуйте от данных глаголов возвратные: мыть, убирать, мирить.
4. Назовите 3 глагола I спряжения с -ся.
5. -Ся - это частица или суффикс?
6. Назовите неопределенную форму возвратного глагола несовершенного вида, имеющую тот же корень, что и в слове ласковый. {Ласкаться.)
7. Все ли данные глаголы можно употребить с -ся?
Поворачиваю, увеличиваю, ухаживаю.
8. Назовите 3 глагола II спряжения с -ся.
9. Как следует говорить правильно: нагинатъся или нагибаться?
10. Вы хотите извиниться перед кем-то. Постройте предложение с использованием необходимой формы глагола извинить (или извиниться), с которым нужно обратиться к другому человеку. Какая ошибка таится в этой фразе?
Подведение итогов. Награждение победителей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!