Творческие занятия по русскому языку, 3-4 класс

Творческие занятия по предметам позволяют выйти за пределы учебников и не только закрепить пройденный материал, но и расширить и углубить знания ребят, ориентируя их на поиск дополнительных источников информации. Кроме того, эти занятия, построенные в более свободной, чем урок, форме, позволяют развивать творчество детей при выполнении нестандартных заданий. Они дают детям возможность полнее реализовать себя, свои интересы и способности.

Задачи: воспитание ценностного отношения к богатству родного языка; обучение творчеству; развитие интереса к занятиям по языку.

Откуда взялись буквы из букваря, или Как возникла письменность?

Было время, когда о буквах никто не знал и слыхом не слыхал, а люди все-таки умели передавать друг другу сообщения. Как они это делали?

Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне: лодку с гребцами, над ней — серп-месяц и 3 кружочка — солнца, а пониже — пронзенных стрелами оленей и диких гусей. Что же говорят эти рисунки? Как прочитать? (Дети дают разные пояснения.)

Рисунки говорят: «Мы плыли в лодке 1 месяц и 3 дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей, плывите за нами!»

Значит, как только возникла письменность, возник вопрос, как читать. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий — другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо».

Похожим картинным письмом пользуются и сегодня. Эти знаки можно увидеть и на улицах города. Дети назовут различные знаки, обозначающие больницу, школу, столовую, станцию заправки, знаки, обозначающие различные виды спорта, знаки, которые делают на вагонах и ящиках с грузом, дорожные знаки.

Значит, знаки тоже о чем-то говорят — увидев знак школы, к примеру, водитель сразу поймет: рядом школа, дети, поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным. Другое письмо-картинка — предупреждающий знак. Его рисуют на ящиках. Оно говорит коротко и ясно: «Груз боится воды». Как вы думаете, можно ли письмами-знаками, письмами-картинками рассказать все на свете? А вы попробуйте изобразить рисунками: «Кончил дело — гуляй смело». Здесь уже одними рисунками не обойтись, необходимы слова. А для слов нужны буквы. Значит, письма-картинки не такие уж удобные. Поэтому древние египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. Здесь каждый рисунок обозначал какое-нибудь одно слово, в основном предметы. Но когда надо было изобразить какое-нибудь Действие, то получалось не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги, к примеру, означал: иду, пришел, ушел, быстро... Как хочешь, так и понимай — то ли быстрей приходи, то ли поскорей уходи. Путаница! Значит, нужны буквы, передающие смысл слов так, как человек их понимал. И эти буквы появились. Правда, на первых порах это были буквы-рисунки. И чтобы написать слово, надо было каждую букву обозначить рисунком.

Например, слово нос изображали рисунки: нос— осел—сокол. Письмо получалось длиннющее. Представляете, каково было древним египтянам? Им приходилось держать целую армию писцов, художников.

Шли века, и писцы для простоты стали заменять некоторые сложные рисунки-буквы значками. Это уже было что-то вроде настоящих букв. Например, буква А похожа на перевернутую голову быка. Буква Г когда-то обозначала угол, да и теперь на него похожа. М была морской волной, Р — головой лошади.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много изменений.

Первую на Руси «Азбуку-букварь» 400 лет тому назад напечатал для детей Иван Федоров. Он был первым в нашей стране, кто стал печатать книги на особом станке в типографии, а не переписывал их гусиным пером.

Игры словом

Поиск синонимов, антонимов. Ведущий называет слово, а дети по очереди подбирают к нему антонимы или синонимы. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. Например, к слову идти можно подобрать 26 синонимов, к слову стояли — 17 синонимов.

Решение кроссвордов.

Наборщик. Все записывают слово, например грамотей. Задача играющих состоит в том, чтобы из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов (имен существительных, нарицательных, в именительном падеже, единственном числе). На выполнение задания дается 3—4 минуты. Когда время истечет, тот, у кого получилось больше слов, читает их, а все вычеркивают слова, которые повторяются. Побеждает тот, у кого окажется больше невычеркнутых слов.

Из одного слова — другое. Путем изменения только одной буквы из одного слова сделать другое: волк — полк — пола — поза — коза, час — ... год.

Анаграммы. Путем перестановки букв решить анаграммы и исключить лишнее слово:

саивл                атсен               ыйбле

реох                  савен               йовубл

шпаук                ракыш              иийнс

шрауг                коон                  ылай

Вставить слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго слова:

Найдите начало для следующих слов:

Найдите общее окончание для всех перечисленных слов:

Все эти игры и тесты можно проводить как индивидуально, так и по группам (2—3 человека).

Сочинения. Детям дается один и тот же набор слов. Оттолкнувшись от этих слов, надо так составить предложения, чтобы получился рассказ, сказка, легенда и пр.

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

Зимние подвижные игры для школьников

Игры для детей начальной школы

Игры для детей зимой

Игра «Поле чудес» о природе для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!