Творческие занятия по русскому языку, 3-4 класс

Творческие занятия по предметам позволяют выйти за пределы учебников и не только закрепить пройденный материал, но и расширить и углубить знания ребят, ориентируя их на поиск дополнительных источников информации. Кроме того, эти занятия, построенные в более свободной, чем урок, форме, позволяют развивать творчество детей при выполнении нестандартных заданий. Они дают детям возможность полнее реализовать себя, свои интересы и способности.

Задачи: воспитание ценностного отношения к богатству родного языка; обучение творчеству; развитие интереса к занятиям по языку.

Откуда взялись буквы из букваря, или Как возникла письменность?

Было время, когда о буквах никто не знал и слыхом не слыхал, а люди все-таки умели передавать друг другу сообщения. Как они это делали?

Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне: лодку с гребцами, над ней — серп-месяц и 3 кружочка — солнца, а пониже — пронзенных стрелами оленей и диких гусей. Что же говорят эти рисунки? Как прочитать? (Дети дают разные пояснения.)

Рисунки говорят: «Мы плыли в лодке 1 месяц и 3 дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей, плывите за нами!»

Значит, как только возникла письменность, возник вопрос, как читать. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий — другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Р. Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо».

Похожим картинным письмом пользуются и сегодня. Эти знаки можно увидеть и на улицах города. Дети назовут различные знаки, обозначающие больницу, школу, столовую, станцию заправки, знаки, обозначающие различные виды спорта, знаки, которые делают на вагонах и ящиках с грузом, дорожные знаки.

Значит, знаки тоже о чем-то говорят — увидев знак школы, к примеру, водитель сразу поймет: рядом школа, дети, поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным. Другое письмо-картинка — предупреждающий знак. Его рисуют на ящиках. Оно говорит коротко и ясно: «Груз боится воды». Как вы думаете, можно ли письмами-знаками, письмами-картинками рассказать все на свете? А вы попробуйте изобразить рисунками: «Кончил дело — гуляй смело». Здесь уже одними рисунками не обойтись, необходимы слова. А для слов нужны буквы. Значит, письма-картинки не такие уж удобные. Поэтому древние египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. Здесь каждый рисунок обозначал какое-нибудь одно слово, в основном предметы. Но когда надо было изобразить какое-нибудь Действие, то получалось не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги, к примеру, означал: иду, пришел, ушел, быстро... Как хочешь, так и понимай — то ли быстрей приходи, то ли поскорей уходи. Путаница! Значит, нужны буквы, передающие смысл слов так, как человек их понимал. И эти буквы появились. Правда, на первых порах это были буквы-рисунки. И чтобы написать слово, надо было каждую букву обозначить рисунком.

Например, слово нос изображали рисунки: нос— осел—сокол. Письмо получалось длиннющее. Представляете, каково было древним египтянам? Им приходилось держать целую армию писцов, художников.

Шли века, и писцы для простоты стали заменять некоторые сложные рисунки-буквы значками. Это уже было что-то вроде настоящих букв. Например, буква А похожа на перевернутую голову быка. Буква Г когда-то обозначала угол, да и теперь на него похожа. М была морской волной, Р — головой лошади.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну и претерпели много изменений.

Первую на Руси «Азбуку-букварь» 400 лет тому назад напечатал для детей Иван Федоров. Он был первым в нашей стране, кто стал печатать книги на особом станке в типографии, а не переписывал их гусиным пером.

Игры словом

Поиск синонимов, антонимов. Ведущий называет слово, а дети по очереди подбирают к нему антонимы или синонимы. Побеждает тот, кто назовет последнее слово. Например, к слову идти можно подобрать 26 синонимов, к слову стояли — 17 синонимов.

Решение кроссвордов.

Наборщик. Все записывают слово, например грамотей. Задача играющих состоит в том, чтобы из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов (имен существительных, нарицательных, в именительном падеже, единственном числе). На выполнение задания дается 3—4 минуты. Когда время истечет, тот, у кого получилось больше слов, читает их, а все вычеркивают слова, которые повторяются. Побеждает тот, у кого окажется больше невычеркнутых слов.

Из одного слова — другое. Путем изменения только одной буквы из одного слова сделать другое: волк — полк — пола — поза — коза, час — ... год.

Анаграммы. Путем перестановки букв решить анаграммы и исключить лишнее слово:

саивл                атсен               ыйбле

реох                  савен               йовубл

шпаук                ракыш              иийнс

шрауг                коон                  ылай

Вставить слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго слова:

Найдите начало для следующих слов:

Найдите общее окончание для всех перечисленных слов:

Все эти игры и тесты можно проводить как индивидуально, так и по группам (2—3 человека).

Сочинения. Детям дается один и тот же набор слов. Оттолкнувшись от этих слов, надо так составить предложения, чтобы получился рассказ, сказка, легенда и пр.

Похожие статьи:

Игра «Поле чудес» о природе для младших школьников

Игры для детей начальной школы

Игры для детей зимой

Интеллектуальная игра для школьников начальных классов

Зимние подвижные игры для школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!