Словесные игры для младших школьников

Мини-игры для внеурочных занятий или школьных праздников в начальной школе «Шкатулка со словами»

Отгадай подарок

Для игры-сюрприза понадобятся несколько призов-предметов (карандаши, тетрадки, альбомы, любые мягкие игрушки, фрукты или овощи). Возьмите непрозрачный пакет (или коробку) и положите в него несколько предметов и продукты, название которых начинается на одну и ту же букву. Например, на «А»: атлас, апельсин, альбом, арахис, авоська, авторучка. Затем предложите ребятам отгадать, что в пакете (в коробке). И не забудьте сказать, что все призы — на одну букву. Играющим разрешается задать только два наводящих (уточняющих) вопроса, например: «Эти вещи съедобны?», «Этими вещами можно писать? Эти вещи могут помочь в учебе?».

Кто первым угадает один из предметов, тот получает его в виде приза. Игру можно повторить, но в пакете (коробке) должны вновь появиться предметы, Фрукты или овощи на одну букву, например, на «К»: конфета, карамель, картошка, калач, кнопка или на «б»: бублик, бутерброд, бумага.

Поймай словечко

В этой игре один участник вместе с мягкой игрушкой «бросает» другому любой слог, а другой, вместе с игрушкой, «ловит» уже слово. Группа ребят в количестве от 5 до 25 рассаживаются вокруг стола в кружок и перебрасывают друг другу мягкую и легкую игрушку. Перед тем как перебросить мягкую игрушку, бросающий должен произнести какой-нибудь слог, а ловящий должен добавить корень, суффикс или окончание и тем самым закончить слово, поймав игрушку. Например: ве-ник, двор-ник, при-права, заезд, при-езжий и т. д. Назвавший слово перебрасывает игрушку следующему, произнося какой-нибудь слог. Отгаданные слова не должны повторяться! Из игры выходят те, кто ответил невпопад или затянул с ответом, поймав игрушку.

Словесный кузовок

Это вариация на русскую народную игру. Группа ребят количеством от 5 до 25 человек садится за стол, ставит на него корзинку, и ведущий говорит соседу по столу: «Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься — отдашь залог». Сосед, аза ним и все остальные, по очереди, называют слова, оканчивающиеся на «ок»: «Я положу в кузовок клубок», «А я положу платок» и т. д. Кто обмолвится (повторит уже сказанное слово, произнесет лишние слова, неправильно назовет слово) или не найдет, что сказать, кладет в корзинку залог — любую маленькую вещицу — фантик (ручку, конфету, линейку, яблоко и т. д.). По окончании игры (после того, как кузовок обойдет всех играющих) корзинку накрывают чем-нибудь и кто-то один достает залог (фантик) за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?». Все игроки придумывают шуточное задание. Каждому назначают выкуп — попрыгать по классной комнате, песенку спеть, загадку загадать, рассказать стихотворение, сделать 10 приседаний и т. д.

Неудачник

Это один из вариантов популярной старинной игры «Балда». Играют обычно двое. Тот, кто начинает, пишет на бумаге какую-нибудь букву, например, «О». Второй игрок подставляет любую другую букву либо слева, либо справа, затем очередь хода опять за первым игроком. И так продолжается до тех пор, пока на бумаге не появится целое, законченное слово (использование несуществующих слов не допускается). И тот, кто ставит в этом слове последнюю букву, и есть неудачник.

Игру можно усложнить, если в нее будет играть группа ребят. Тогда листок передается по кругу. Тот игрок, который не сможет продолжить слово, т.е. слов на данную букву, на его взгляд, уже на существует, выходит из игры, а следующий за ним игрок продолжает игру уже с новой буквы.

Поэтическое буриме

Слово «буриме» французского происхождения, и означает оно «сочинение стихов на заданную рифму». Играют или вдвоем, или команда на команду.

Подобрали вы с партнером такие пары рифм: кот — компот, постель — кисель. А теперь придумывайте стихотворение. Можете вместе, можете по отдельности, а еще смешнее получается, когда одну строчку назовете вы, другую — партнер.

Вы: «Василий, мой пушистый кот...»

Партнер: «Уж очень любит наш компот.»

Вы: «А перед тем как лечь в постель...»

Партнер: «Василий любит пить кисель».

В игре проигрывает тот участник (команда), который (которая) не смогла продолжить стихотворение на данные слова — сочинить рифму с заданными словами.

Веселая лесная академия

Это инсценированная игра-шутка, в которой может принять участие весь классный коллектив. Главное условие — все игроки должны в совершенстве знать шуточное стихотворение С. Михалкова «Лесная академия», или текст этих стихов должен находиться в руках каждого играющего.

Для ролей понадобятся 22 человека: ведущий и школьники-«буквы» — А, Б, В, Г, Д, Е, Ж,3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X. Из всех игроков выбирается ведущий, а остальные самостоятельно выбирают себе роли-буквы. В ходе декламации стихотворения Ведущий произносит слова от автора, а каждый ученик — слова на свою букву. Игру можно повторять несколько раз, только при этом роли между игроками меняются. Итак, приглашаем вас на удивительный спектакль...

Лесная академия

(по старинной детской песенке)

Как-то летом на лужайке

Очень умный Майский Жук

Основал для насекомых

Академию наук.

Академия открыта!

От зари и до зари

Насекомые лесные

Изучают буквари:

А — Акула, Б — Береза,

В — Ворона, Г — Гроза...

— Шмель и Муха, не жужжите!

Успокойся, Стрекоза!

Повторяйте, не сбивайтесь:

Д — Дорога, Е — Енот...

Повернись к доске, Кузнечик!

Сел ты задом наперед!

Ж— Журавль или Жаба,

3 — Забор или Змея...

— Не смеши клопа, Комарик,

Пересядь от Муравья!

И — Иголка, К — Крапива,

Л — Личинка, Липа, Луг...

— Ты кому расставил сети?

Убирайся, злой Паук!

М — Медведь, Мышонок, Море.

Н — Налим, а О — Олень...

— В академию не ходят

Те, кому учиться лень!

П — Петрушка,

Р — Ромашка,

С — Сучок или Сморчок...

— Таракан, не корчи рожи!

Не подсказывай, Сверчок!

Т— Травинка, У — Улитка,

Ф — Фиалка, X — Хорек...

— После первой перемены

Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,

Чтобы грамотными стать,

Потому что это мало —

Только ползать и летать!

С. Михалков

Веселые фантазеры

Сказки можно прочитать,

Лучше — сказки сочинять.

Фантазируем умело,

Принимаемся за дело.

К подобным играм учителя начальных классов очень часто привлекают ребят. Суть игры в том, что на заданную учителем тему ребята должны составить (продолжить) сказочную, фантастическую или «реальную» историю. Можно заранее договориться, какая будет история — сказка, фэнтэзи или рассказ- рассуждение.

Итак, примеры начал историй (заданий учителя):

• Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошел в....

• Сели дети смотреть телевизор. Только начали смотреть, как вдруг ...

• Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и вдруг...

• Наступила осень, с дерева облетели листья....

• Во время урагана маленькая девочка перенеслась со своим домиком в ....

• Решила как-то Красная Шапочка ....

• На этом Гарри Поттер не успокоился. Он решил...

• Однажды Шрек отправился в...

• Однажды с Человеком-пауком произошла такая история...

• Ранним утром Колобок решил...

Несогласные рассуждалки

В этой игре учитель предлагает ребятам послушать любое утверждение или вопрос, на который необходимо ответить в форме рассуждения.

Примеры вопросов:

• Все рыбы плавают? (Нет, не все рыбы плавают. Рыбу можно нарисовать, она может быть жареная или это вообще может быть созвездие).

• Машина всегда обгонит пешехода? (Нет, не всегда. Если машина стоит на обочине без движения, любой пешеход ее обгонит).

• Днем всегда светло? (Нет, днем не всегда светло. Во время грозы или солнечного затмения — темно, днем можно находиться в комнате без окон).

• Железо всегда тонет? (Нет, если его положить в ведро, а затем налить воду, то железо будет лежать без движения).

• У всех деревьев есть листья? (Нет, у многих деревьев вместо листвы — хвоя).

• Если закаляться, то никогда не заболеешь? (Не верно, к болезням относится не только простудные, но и другие заболевания).

Примеры утверждений:

• Я думаю, что все ребята любят читать.

• После дождя всегда светит солнце.

• Заниматься спортом всегда полезно.

• Руки всегда надо мыть перед едой.

• Все, что необходимо, можно купить в магазине.

• В лесу всегда темно.

• Зимой всегда холодно.

• Бутерброд всегда падает маслом вниз.

• Все лекарства горькие.

• Когда светит солнце, всегда тепло.

Все на что-то похоже

(Игра-рассуждение)

Сориентироваться в игре поможет стихотворения Р. Сефа:

На свете все на все похоже:

Змея — на ремешок из кожи,

Луна — на круглый глаз огромный,

Журавль — на тощий кран подъемный,

Кот полосатый — на пижаму,

Я — на тебя, а ты — на маму.

Учитель предлагает ребятам порассуждать и представить, на что может быть похоже, например, солнышко? Ребятам могут быть «предложены» самые необычные предметы, фрукты или овощи, животные или птицы, явления природы и т. д.

Затем условия игры можно изменить. Ребята сами придумывают разнообразные слова и доказывают, что именно этот предмет (зверь, фрукт) похож, например, на карандаш.

Вариант игры: придумать и нарисовать несуществующее животное и дать ему название. Или на что (на кого) будет похож сказочный «кракодабль» или «лошарик» («кукуляг», «корослон» и т. д.). Как они будут выглядеть.

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

(Отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Плим» )

Буквы в слове переставим —

много новых слов составим

(Логическая занимательная игра со словами)

Подберем себе мы слово

И начнем в игру играть:

Переставим буквы в слове —

Новых слов не сосчитать!

С вариантами этой увлекательной игры, пожалуй, каждый из нас не раз встречался в жизни. В эту игру любят играть не только дети, но и взрослые.

Вариантов этой игры существует множество: можно играть вдвоем друг с другом, а можно — командами или даже классными коллективами, вероятна игра в системе дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, можно даже организовать общешкольный или общегородской конкурс интеллектуалов.

Суть игры проста: из заранее заданного слова методом перестановки букв в нем составить как можно больше новых слов. Можно при этом заранее договориться: использовать в каждом новом слове только один раз букву из первоначального или без ограничений; доказать при помощи словарей или других достоверных источников, что придуманное вами новое слово действительно существует. Да и о правилах игры тоже необходимо подумать заранее: кто больше за определенное время составит новых слов, какая команда учащихся, например, за сутки составит больше слов и т. д.

Одним словом — фантазируйте и играйте!

Вот несколько примеров слов, из букв которых можно составить несколько новых слов:

• Канцелярия — (яр, кила, ария, цикл, ник, карел, як, ял, рея, икра, ларец, лак, кляр, кран, краля, целина, акция, нация, крен, лира, арка и т. д.).

• Электрификация — (лектор, торф, фикция, трафик, крот, корт, рот, ток, акция, фактор, цикл, кофе, икота, филе, атрофия, кефир, цифра и т. д.).

• Кинематограф — (аниматор, арена, арка, гам, графика, графин, кора, кофе, кот, карета, камера, комета, картина, кофта, кран, кант, карта, магнит, мак, мир, морг, мот, нектар, немота, нора, нота, океан, омар, рак, ракета, ранг, ратин, ром, рот, риф, тема, тик, тина, тиф, тон, торг, торф, факт, фактор, Фанера, фара, фата, фирма, франт, фреон и т. д.). Очень интересное слово! Можно немного усложнить игру и предложить составить слова, например, связанные только с водой, реками и морями. Или слова- вещи, с которыми встречается в жизни человек.

• Мультипликация — (акция, ил, культ, клип, кит, кипа, лат, лак, лик, лук, лупа, липа, плита, птица, пульт, плитка, плут, тип, тальк, тик, мультик, мул, ум, утиль, утка, як и т. д.).

• Шарманка — (марш, шрам, шар, шаман, марка, карман, манка, камин, шарм, ранка, арка, карма, рамка, аркан и т. д.).

• Градостроительство — (радость, гордость, родители, строитель, град, строительство, острота, вода, город, лес, Волга, ель, рота, трость, радио и т. д.).

• Преподаватель — (тело, провод, репа, подвал, вата, предатель, ель, апрель, дело, перед, тара, депо, ветер, рапорт, дева, лепет и т. д.).

• Архиепископ — (писк, рак, поп, епископ, сок, песок, храп, ор, перископ, спор, сера, пора, акр, сироп, репа, орех, прах, коса и т. д.).

Похожие статьи:

Конкурсы по русскому языку для начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!