Игры со словами для школьников, 7-8 класс

Интересные словесные игры для школьников

Закончи слово

Ведущий дает каждому игроку листок бумаги с написанным столбиком слов. Надо дописать к слогу еще один слог так, чтобы получилось слово. Например:

Ру — рука

Но — нога

Мо — море

Му — мука

Ба — баня и т. д.

Побеждает игрок, выполнивший задание быстрее других.

Спрятанные слова

Все играющие, вооруженные карандашом и листиком бумаги, садятся за стол. Ведущий заранее подготавливает список предложений, в которых из следующих друг за другом букв можно составить, например, названия животных, цветов, деревьев, птиц, рыб, насекомых и т. д.

Например: «(Кот)орый час? ». «Где мой (кит)е- лъ?». «Прос(ти, Гр)иша, разлил твой (лось)он». «Меня мучают (сом)нения, (лук)авые советчики не помогут». « Стал (сова )ть ключ, слышу к(омар ) пищит».

В течение пяти минут участники должны отыскать всех «спрятанных» в словах «животных», «птиц» или «растения». Выигрывает тот. кто успешно справится с задачей.

Найди сходство и различие

Каждый из участников записывает два слова, обозначающие предметы, несходные между собой, например: дом — самолет, лодка — роза, хлеб — дорога.

Затем ведущий собирает все записки и перемешивает. После этого соревнующиеся по очереди вынимают их. Каждому играющему предлагается в стихотворной или прозаической форме объяснить, в чем сходны и чем отличаются названные предметы.

Ответы могут быть стандартными (например: дом — самолет — изделия человеческих рук), но ведущий должен особенно оценить необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете. Побеждает тот, у кого список признаков сходства и различия больше. За оригинальность можно также начислять дополнительные баллы.

Две игры

Участники, взяв карандаш и бумагу, садятся за стол.

1. Ведущий диктует четыре пары слов:

говор, чан

ведро, гоби

колер, окно

Нева, срок

Предлагается в каждой паре слов переставить буквы так, чтобы они образовали новое слово, означающее фамилию русского писателя.

Ответ. Гончаров, Грибоедов, Короленко, Некрасов.

2. Ведущий диктует пять групп слов по три слова в каждой:

март, рука, щи

толь, зебу, сидр

кант, нож, ми

бочка, кули, труд

экстра, клещи, ров

Играющие должны переставить внутри каждой группы буквы так, чтобы они образовали названия пяти строительных профессий.

Ответ: Арматурщик, бульдозерист, монтажник, трубоукладчик, электросварщик.

Подписная эстафета

Играющие поровну делятся на две команды и выстраиваются параллельно в колонны по одному на расстоянии двух-трех шагов друг от друга. Перед колоннами проводится черта—линия старта. В 20 шагах от нее чертится линия финиша. Если игра проводится в помещении, то линией финиша считается стена комнаты. На финише (на стене) крепится большой лист бумаги (ватмана). По команде ведущего: «Начали!» — первые игроки из каждой

колонны с карандашом в руке бегут к финишу и пишут на листе свое имя, затем возвращаются обратно к линии старта. Передают карандаши в руки следующим игрокам, а сами становятся в конец своей колонны. Получившие карандаши также бегут к листку бумаги, расписываются, возвращаются обратно и передают карандаш следующему игроку и т. д.

Игра идет до тех пор, пока начавшие игру не окажутся опять впереди. Победительницей считается та команда, которая первая напишет имена своих участников.

Как зовут литератора?

Ведущий раздает игрокам заранее подготовленные списки имен знаменитых людей — писателей, поэтов, драматургов. При этом их фамилии и имена разъединены. Например:

1. Жуковский.

1. Гюстав.

2. Крылов.

2. Жюль.

3. Фонвизин.

3. Осип.

4. Пушкин.

4. Андрей.

5. Державин.

5. Альфонс.

6. Карамзин.

6. Ярослав.

7. Ломоносов.

7. Бертольд.

8. Тютчев.

8. Редьярд.

9. Фет.

9. Борис.

10. Короленко.

10. Роберт.

11. Андреев.

11. Андрей.

12. Есенин.

12. Михаил.

13. Толстой.

13. Василий.

14. Брюсов.

14. Иван.

15. Северянин.

15. Денис.

16. Ахматова.

16. Александр.

17. Булгаков.

17. Гавриил.

18. Шукшин.

18. Николай.

19 Алданов.

19. Федор.

20. Платонов.

20. Афанасий.

21. Пастернак.

21. Сергей.

22. Битов.

22. Владимир.

23. Сенковский.

23. Игорь.

24. Стивенсон.

24. Василий.

25. Доде.

25. Марк.

26. Гашек.

26. Михаил.

27. Верн.

27. Анна.

28. Брехт.

28. Валерий.

29. Киплинг.

29. Лее.

30. Флобер.

30. Леонид.

Игрокам дается 5-10 минут, чтобы правильно соединить имена и фамилии. Побеждает игрок, давший больше всех правильных ответов.

Состязание можно разнообразить, предложив игрокам списки имен полководцев, ученых, изобретателей, путешественников, художников, скульпторов, спортсменов, политических деятелей.

Найди лишнее слово

Ведущий раздает игрокам заранее подготовленные списки, в которые входят названия предметов, имена знаменитых людей, персонажей кинофильмов и литературных произведений. Участники в течение 10 минут должны исключить лишнее слово, оставив только те, которые обозначают слова, подобранные по определенному принципу. Например:

1. Помидор, собака, солнце (исключить слово собака, а слова помидор и солнце оставить, потому что они обозначают круглые предметы).

2. Золя, Мопассан, Бетховен, Дюма, Флобер (исключить фамилию Бетховен, так как он — композитор среди писателей).

3. Зина, Лена, Оля, Франсуаза, Вера, Николай, Надя (исключить Николай — мужское имя среди женских).

4. Автобус, мотоцикл, самосвал, поезд, автомобиль (исключить поезд — железнодорожное средство передвижения среди транспортных).

5. Мандельштам, Пастернак, Галилей. Северянин, Брюсов, Ганди (исключить Ганди и Галилей — политический деятель и ученый среди поэтов).

В этой игре побеждает тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов.

Расшифруй название

Ведущий раскладывает на столе карточки, на которых даны названия знаменитых литературных произведений, но буквы в них переставлены, например: аириовймн — «Война и мир», омоблво — «Обломов», ртмешивыдуе — «Мертвые души», цотиедыти — «Отцы и дети», женверотыен — «Отверженные» . Игроки вынимают любую карточку, берут бумагу, карандаш и в течение 5 минут пытаются расшифровать название литературного произведения. Побеждает тот, кто быстрее правильно выполнит задание.

Когда игра хорошо усвоена, ведущий может предложить участникам зашифрованные на карточках подобным же образом названия стран, рек, городов и столиц мира, имена ученых, писателей, путешественников и т. д.

Две гласные

Все играющие садятся за стол и берут по листку бумаги с карандашом. Ведущий объясняет условие игры. В течение 10 минут написать как можно больше слов, в которых встречаются две гласные буквы а, е, и, о, у. Например: азарт, агат, астра, егерь, ересь, веер, икание, имитатор, имидж, осока, остров, огонь, укус, укусить, укутать. Побеждает тот, кто придумает слов больше, чем другие участники.

Ведущий может усложнить игру, предложив написать слова, в которых встречаются не две, а три, четыре, пять и более гласных. Например: аквалангист, Евангелие, индивидуалист, космодром, кукуруза.

Угадай слово

Играют несколько человек. Первый участник задумывает какое-либо слово и пишет его на листке бумаги, никому не показывая. Затем он произносит вслух другое слово, но обязательно с окончанием загаданного слова. Например: загадано слово мудрец, а сказать можно огурец или купец. Другие участники игры пытаются угадать задуманное слово. Каждому разрешается три—пять попыток, в зависимости от договоренности. Побеждает участник, угадавший задуманное слово, очередь загадывать переходит к нему. Если никто не угадал, то игрок, задумавший слово, придумывает новое.

На одну букву больше

Играющие с карандашом и бумагой садятся вокруг стола. Один из них выбирает любую букву алфавита, например б. Затем записывает слово из трех букв, начинающееся с этой буквы, и объясняет вслух определение этого слова. Например: «Если к букве б прибавить еще две буквы, то получится животное». Следующий, сидящий по часовой стрелке, игрок должен угадать, что это слово бык, и придумать новое с той же буквы, но уже из четырех букв. Допустим, он задумал слово бард и говорит: «Если к букве б прибавить еще три буквы, то получится человек, который исполняет под гитару песни собственного сочинения». Третий игрок, отгадав слово, задумывает следующее, но из пяти букв, например барон, и говорит: «Если к букве б прибавить четыре буквы, то получится дворянский титул» и т. д., но каждое слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока запас слов играющих не истощится.

Цепочка-эстафета

Участники игры делятся на две команды, равные по количеству играющих. Ведущий рассаживает всех вокруг стола, разместив противников вперемежку, через одного; таким образом, у каждого правый и левый сосед — игроки другой команды. Это исключит возможность пользоваться подсказкой.

У каждого игрока в руках карандаш, эстафетой для каждой команды служит листок бумаги, на котором ею составляется цепочка слов. Делается это следующим образом. Ведущий вписывает в листки каждой команды по одному начальному слову и отправляет обе эстафеты со старта в противоположных направлениях. Листок переходит от одного участника к другому. Каждый в команде, получив его, должен приписать очередное слово и затем передать эстафету следующему своему игроку. Принцип игры заключается в том, что слова следуют одно за другим в виде цепочки, в которой последняя буква первого слова должна служить первой буквой следующего и т. д.

Например: яблоко — облако — оса — арбуз — заяц — цапля — ящик — крокодил — лиса — артист — трактор...

Выигрывает команда, чей листок, обойдя вокруг стола, раньше вернется к ведущему.

Когда игра хорошо усвоена, ведущий может усложнить правила.

1. Цепочка слов составляется на заданную тему. Например, названия животных (зверей, рыб, птиц, насекомых); названия литературных произведений, фамилии писателей, поэтов, ученых, изобретателей, спортсменов, профессии людей и т. д. и т. п.

2. В цепочку слов вписываются только имена существительные и только в единственном числе.

3. Для составления слова можно брать не одну последнюю букву в предшествующем слове, а две и даже три. Например: барсук — уклейка — канарейка — кашалот и т. д.

Глазомер

Играющие, сидя за столом с бумагой и карандашом, на верху листа пишут свои инициалы (фамилию, имя, отчество).

1. Ведущий кладет карандаш посередине стола и предлагает участникам прикинуть на глаз, сколько раз он уложится по длине стола, по его ширине, по диагонали. Все играющие записывают свои предположения. Вполне вероятно, что все наделают ошибок, пытаясь обойтись целыми числами. Карандаш может уложиться и дробное количество раз: скажем, пять с половиной раз, на четверть больше или на четверть меньше. Победителем в соревновании будет тот, кто даст наиболее точные ответы.

2. Перед ведущим стопка книг, он берет каждую из них и спрашивает игроков: «Сколько страниц в этой книге? » Каждый записывает на листке два варианта ответа, например: 365 и 218. Затем ведущий открывает книгу и называет точную цифру.

Побеждает участник, давший наиболее точный ответ.

3. Участникам состязания дается задание: определить высоту какого-нибудь предмета (стола, стула, шкафа и т. д.) в сантиметрах или, пользуясь для сравнения своим собственным ростом (свой рост знает, конечно, каждый), определить высоту двери, комнаты и т. д.

Каждый, прикинув на глаз высоту указанного предмета, должен записать результат и показать свой ответ ведущему. Победит тот, чей ответ окажется наиболее точным.

4. Ведущий рисует на бумаге пятерых учеников в определенном порядке (см. рисунок). Затем предлагает игрокам схематично изобразить такой же рисунок на своих листках. Одного из учеников зовут Колей, он стоит с краю. Если бы Оля стояла рядом с Володей, то Петя оказался бы по соседству со своим тезкой.

Задача игроков — подписать, как зовут каждого из этих учеников. Победитель тот, кто сумеет правильно решить поставленную задачу.

Ответ: Из условий задания известно, что Оля не стоит рядом с Володей. Значит, ни первого справа ученика, ни третьего не зовут этим именем. Чтобы стать рядом с Володей, Оля, очевидно, должна занять второе место с левого края. Тогда рядом окажутся ученики, которые стоят на первом и третьем местах справа; ясно, что они являются тезками и одного и другого зовут Петей. Значит, с левого края стоит Коля, а рядом с ним — Володя.

Путешествие по обложкам книг

Ведущий предлагает игрокам вспомнить и записать как можно больше художественных произведений, в названиях которых встречаются цифры. Например: «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, «Двакапитана» В. Каверина, «Три мушкетера» А. Дюма. Участники делятся на две команды: игроки одной называют произведение, другая команда дает свой вариант и т. д. Если ответа нет или он неправильный (например: «Приваловские миллионы», «Граф Нулин», «Бешеные деньги», «Принц и нищий»), то команде засчитывается минус одно очко. Выигрывают те, кто назовет наибольшее количество произведений, в заглавии которых встречается числительное.

Приводим примерный перечень таких книг для игры.

Лев Толстой: «Два гусара», «Три смерти», «Три медведя».

Александр Дюма: «Двадцать лет спустя», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон, пли Десять лет спустя», «Карл VII у своих вассалов», «Драма 03-го года», «История Людовика XVI и Марии Антуанетты».

Жюль Верн: «Пять недель на воздушном шаре», «Двадцать тысяч лье под водой», «Вокруг света в восемьдесят дней», «Приключения трех русских и трех англичан в Африке».

Виктор Гюго: «Девяносто третий год».

Джон Рид: «Десять дней, которые потрясли мир».

Фенимор Купер: «Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе», «Два адмирала».

Эрих-Мария Ремарк: «Три товарища».

Джек Лондон: «Сердца трех», «Две тысячи бродяг», «Тысяча дюжин».

Анна Зегерс: «Седьмой крест».

Агата Кристи: «Десять негритят», «Драма в трех актах», «В 4.50 из Паддингтона».

Антон Чехов: «Два газетчика», «Два романа», «Два письма», «Два скандала», «Двадцатьдевятое июня», «Двадцать шесть», «Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало», «Палата № б», «Три сестры», «3000 иностранных слов, вошедших в употребление русского языка».

Жорж Сименон: «Шлюз N° 1», «Жемон, стоянка 51 минута».

Владимир Маяковский: «150 000 000».

Борис Лавренев: «Сорок первый».

Самуил Маршак: «Двенадцать месяцев».

Александр Пушкин: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Джордж Оруэлл: «1984 ».

Задания для игры

1. Назвать произведения писателей, которые озаглавлены словами, обозначающими явления природы.

Например: И. Эренбург «Буря», Б. Лавренев «Ветер» , А. Островский «Гроза», А. Пушкин «Метель», Г. Мопассан «Первый снег», Э. Бронте «Грозовой перевал», Н. Задорнов «Цунами».

2. Назвать произведения, которые озаглавлены словами, обозначающими цвета.

Например: Ф. Стендаль «Красное и черное», «Красное и белое» («Люсьен Левей»), А. Виноградов «Черный консул», В. Шукшин «Калина красная», А. К. Толстой «Князь Серебряный», К. Паустовский «Черное море», Дж. Лондон «Алая чума», «Белый клык», «Красное божество», А. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь», У. Хадсон «Зеленые дворцы», Э. Хемингуэй «Зеленые холмы Африки», А. Конан Дойль «Этюд в багровых тонах», «Союз рыжих», «Голубой карбункул».

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!