Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ

Тема: Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»),

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.

Ход занятия

Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, истории, басни, стихи.

- Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (Нет.)

- Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов? (Животные, птицы, насекомые, различные предметы и т. д.)

- Часто в сказках и стихах действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый, говорят, что он всего боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.

- С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жадный? (С волком.)

- Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительного сравнивают с совой.

- А с кем можно сравнить упрямого человека? (С бараном, ослом...)

- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны» и подумайте, каких людей можно сравнить с этими героями.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти —

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е-е!

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами.

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

- Из-за чего возник спор у баранов?

- Кто из баранов победил?

- Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня.)

- Был ли у баранов выход из этой ситуации? Как надо было поступить?

- Случалась ли такая ситуация когда-нибудь у вас в жизни?

- Как поступали вы?

- Как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре?

- Есть несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный:

1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»

2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.

3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.

4. Предложить играть вместе всеми игрушками.

- Ребята, вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы не стали спорить, а уступили другому ради дружбы. Это было трудно сделать? (Ответы детей).

- А потом было радостно или грустно на душе? (Ответы детей).

- Правильно, уступать, порой, очень трудно, но всегда очень радостно, потому что это делается ради любви к своему другу.

- Бараны всегда отличаются упрямством. А чем отличаются петухи? (Драчливостью.)

- Послушайте стихотворение К. Тангрыкулиева «Петухи», что с ними произошло однажды и как они вышли из конфликтной ситуации.

Два петуха издалека

Увидели зерно.

К нему рванулись петухи,

А зернышко - одно.

Одна крупинка на двоих,

Раздорам нет конца.

Лишь честный бой рассудит их -

Решили два бойца.

Краснеют гордо гребешки,

Стоят два петуха,

Два клюва - только прикажи,

Посыплется труха.

Пока не остывает пыл,

Кидайся напрямик!

... Но петухов остановил

Какой-то шум и крик.

Глазам своим два петуха

Поверить не могли:

Мальчишки, словно петухи,

Катаются в пыли.

Никак мириться не хотят

Два вздорных драчуна.

И пуговицы в пыль летят,

И бровь рассечена.

А ссора - из-за чепухи:

Словечко лишь одно...

Подобной драки петухи

Не видели давно.

И петушиный пыл потух

Перед двумя детьми,

И петуху сказал петух:

«Зерно твое, возьми!»

Ведь драка из-за пустяков

Со стороны смешна,

Совсем как битва петухов

Из-за того зерна!

- Из-за чего произошел спор у петухов?

- Что остановило петушиный бой?

- Из-за чего произошел спор у мальчиков?

- Почему петухи решили остановить битву?

- Как об этом говорится в стихотворении? (Ведь драка из-за пустяков со стороны смешна...)

- В таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. Благинина.

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была,

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

- Вам понравились девочки?

- Почему?

- Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (Добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная...)

- Как вы думаете, а ее подружка сможет поступить так же? (Ответы детей).

- А вы как бы относились к доброй щедрой девочке? (Ответы детей).

- Как вы думаете, крепкая ли дружба у двух девочек?

- Вы хотели бы так дружить?

- Что для этого надо делать? (Учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками, беречь дружбу...)

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!