Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Занятие по развитию речи для детей 5-6 лет
Тема: Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Цель: учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики»; обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название (это пословица); учить пересказывать сказку по частям самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у сказки.
- Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были... В некотором царстве, в некотором государстве... Однажды в лесу... Это случилось давно...)
- А какими словами заканчиваются? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! С тех пор у них мир и лад.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях людей и животных, о событиях загадочных и волшебных...)
- В сказке, которую вы сейчас услышите, живут-поживают: бабушка- старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка, мышка-хлопотушка. Называется сказка - «У страха глаза велики». Не случайно такое название у сказки. «У страха глаза велики». Это пословица.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.)
- А теперь сказку слушайте, да на ус мотайте.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы.
Одну я там переняла, да вам привезла.
- Это еще не сказка, а присказка. А сказка вся впереди.
Воспитатель читает сказку.
У страха глаза велики (русская народная сказка)
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.
Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.
Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка воду себе за печку таскала, и мышка водицу себе добывала. У бабушки ведра были большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведерки с огурчик, у мышки ведерочки с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колодца, курочка - из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Бабушка воду зачерпнет - домой понесет. А ведра-то у нее трех- тре-ех! Вода из ведер плех-пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведерки-то у нее трех-трех! Да на землю струйками, струйками...
Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка- то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой...
Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой...
Так-то вот они и носили воду.
Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит...
А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
- Эх, - думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть.
А тут и налетел ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточку качнул, а спелое яблочко с веточки - бу-ух! - да зайке по носу!
Зайка спросонья вскочил... Со страху ничего не видит, ничего не понимает...
- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!
Да бежать...
А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой...
Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги!..
Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал... Да и был таков!
А у наших водоносов ведра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели... Шуму-то, грому!.. Со страху-то они никак не опомнятся! Насилу поднялись - да домой бежать!..
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страху у нее в головушке помутилось, никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?
- Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась?
Внучка у нее за спиной в голос плачет.
- Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест!
Курочка за печкой затаилась, голову под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела.
- Ну и лисица! - думает. -Как это она меня упустила?! Ведь второй такой лисы не найдешь!
А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится.
- Ну и котище был! Откуда такой взялся? Глазищи-то, усищи-то какие! Лапищей-то как он меня притянул! Думала я: смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!
А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит вздохнуть боится, а сам думает:
- Охотники-то как подстерегли меня! И сколько их было?.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?!
Так-то вот, мои детушки, с той поры, с того времечка и говорят люди добрые:
- У страха глаза велики: чего нет - и то видят!
- Ребята, понравилась вам сказка?
- Кто же главный герой в сказке?
- Как их зовут-называют? (Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка, мышка-хлопотушка.)
- С какими ведрами они ходили за водой?
- Как они воду носили домой?
- Что случилось однажды?
- Кто же на самом деле напугал водоносов?
- Кому что померещилось?
- Давайте все вместе повторим пословицу: «У страха глаза велики».
- Ребята, а у вас в жизни были такие случаи, когда «У страха глаза велики»? (Были.) (Короткие рассказы детей.)
- А теперь послушайте внимательно сказку еще раз, постарайтесь запомнить и пересказать ее.
Заслушиваются индивидуальные, а затем коллективные рассказы детей по частям.
Похожие статьи:
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»
Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения
Нет комментариев. Ваш будет первым!