Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Толстой «Пожарные собаки»
Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа
Тема: Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки».
Цель: учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений-путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях; развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток-чистоговорок.
Ход занятия
- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «пожар»? Какие чувства у вас вызывает это слово? (Ответы детей).
- Кто помогает справиться с пожаром? (Пожарные.)
- Пожарные - это специально подготовленные и обученные люди. Но есть и специальные собаки - помощники человека. Вот о таких собаках- пожарных я прочитаю вам рассказ-быль.
Воспитатель читает рассказ-быль Л. Толстого «Пожарные собаки», поясняет, что Лондон - это город в другой стране, в Англии.
Пожарные собаки
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
После чтения воспитатель задает вопросы:
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?
- Почему собак называли «пожарными»?
- Что делают пожарные собаки?
- Какие собаки?
- Что произошло однажды в Лондоне?
- Чем закончился рассказ?
Воспитатель читает рассказ повторно, дает установку на последующий пересказ. После чтения вызывает троих детей, они распределяют между собой, кто что будет рассказывать: первый - о пожарных собаках, второй - о том, как собака Боб спасла девочку, третий заканчивает пересказ эпизодом о том, как собака принесла куклу.
Воспитатель выслушивает два-три пересказа и задает вопросы:
- Что было с мамой, когда она увидела девочку в горящем доме? (Мама плакала, была в страхе, отчаянии, была печальная, расстроенная.)
- А когда она увидела, что ее девочка жива, она стала какая? (Радостная, веселая, счастливая, довольная, оживленная.)
Следующее задание: придумать шутку-чистоговорку. Воспитатель говорит первую строчку, дети заканчивают.
Ты, собачка, где, гуляла?
(Я за зайчиком бежала.)
Эй, щеночек, где ты был?
(В лесу бабочек ловил.)
Словесная игра «Взрослый - детеныш»
Воспитатель называет взрослых животных, а дети - детенышей.
собака - щенок
кошка - котенок
корова - теленок
олень - олененок
лошадь — жеребенок
свинья - поросенок
коза - козленок
белка - бельчонок
лиса-лисенок
медведь - медвежонок
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»
Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения
Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»
Нет комментариев. Ваш будет первым!