Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа
Тема: Чтение художественных произведений. «Любишь кататься, люби и саночки возить» (по произведениям Э. Мошковской «Лежебока», Н. Носова «На горке»).
Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.
Ход занятия
Воспитатель читает детям стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».
Горько живет Лежебока:
Кровать Лежебоки высока,
Полы от кровати далеко,
Слезать Лежебоке - морока!
Вот и лежит Лежебока,
Спит Лежебока без срока,
Уж отлежал оба бока...
Спит и вздыхает глубоко:
- Кабы еще бы два бока!..
- Ребята, жалко вам Лежебоку? (Ответы детей).
- Что можно посоветовать Лежебоке, чтобы жизнь его не была такой горькой и тяжелой? (Ответы детей).
- Ребята, а вы хотите, чтобы у вас друг был Лежебока? Почему? (Ответы детей).
- Оказывается, никто не желает дружить с Лежебокой. Недаром говорится: «Кто ленится, тот не ценится».
- Ребята, а хотели бы вы подружиться с Котькой Чижовым из рассказа Н. Носова «На горке»?
Целый день ребята трудились: строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтобы горку шел строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк! - коньками по снегу. - Чирк! И кататься-то, как следует, не умеет. Подъехал к горке.
-О,- говорит, - хорошая горка получилась. Сейчас скачусь.
Только полез на горку - бух носом!
- Ого, - говорит, - скользкая!
Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал, никак на горку взобраться не может. «Что делать?» - думает. Думал-думал и придумал: «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там-ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
- Вот теперь, - говорит, - скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.
Тут прибежали ребята. Видят: горка песком посыпана.
- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видел, Котька?
- Нет, - говорит Котька, - я не видел. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на нее взобраться.
-Ах, ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились-трудились, а он песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
- Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
- Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня нужно кататься!
- Ну, я не знаю, - говорит Котька.
- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
- Засыпай песок снегом!
Котька стал засыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
- Вот теперь, - говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
- Это, - говорит, - чтобы всем легко взбираться. А то еще кто-нибудь снова песком посыплет.
- О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове.)
- Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые.)
- Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый.)
- Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой - будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами...)
- Каким он стал в конце? (Он исправился, осознал свои ошибки, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами.)
- Ребята, объясните, как вы понимаете русскую народную пословицу: «Любишь кататься, люби и саночки возить»? (Ответы детей).
- А о чем говорится в такой пословице, как «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось»? (Ответы детей).
- Вы правильно, ребята, понимаете смысл русских народных пословиц. Если ты ленивый, не думай, что все достанется тебе легким путем. Хочешь кататься на горке - сначала потрудись. А если трудиться всем вместе, дружно, обязательно все получится, а одному что-то сделать очень трудно.
- А есть ли среди вас ребята, которые любят постоять в сторонке, когда другие трудятся? (Ответы детей).
- Хорошо, что все вы трудолюбивые, а не лежебоки. А если вдруг среди вас появятся такие ребята, что вы будете делать? (Ответы детей).
- А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей).
- В рассказе Н. Носова ребята оказались хорошими, справедливыми, они сказали Котьке: «Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!»
- Ребята не только заставили Котьку трудиться, но и сами стали ему помогать, потому что знали, что, когда все дружно вместе будут делать, результат будет лучше и быстрее.
- Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась? Как он трудился? Что он придумал? (Ответы детей).
- Ребята помогли Котьке. А он им помогал? Большую работу он сделал или маленькую? (Ответы детей).
- Совсем неважно, сколько он сделал, ведь «В большом общем деле и малая помощь дорога...»
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»
Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»
Нет комментариев. Ваш будет первым!