Игры на развитие речи для детей 2-3 лет
Развивающие игры для детей группы раннего возраста в детском саду
Игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Игра «Дерево».
Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.
Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на...» и «под...».
Высоко на небе - облака,
А внизу - под облаком - река.
Высоко на дереве - листочки,
А внизу, под деревом, - цветочки.
Игра «Кукла спит».
Цель: развивать речь, слух.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.
Игра «Что любит наша кукла?».
Цель: развивать речь, воображение.
Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).
Описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.
Игра «Закончи слово».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро-...(га), мага-...(зин), коло-.. .(бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук-...(ла)». Взять в руки кубик - «Ку-...(бик)» и т. п.
Игра «Повтори за мной».
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.
После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:
Маленький зайчишка не читает... (книжки).
Игра «Яблоко или тарелка?».
Описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груша - это овощи?
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья?
Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:
Помидор и апельсин - это овощи?
Ложка и дерево - это посуда? И т. д.
Игра «У меня зазвонил телефон».
Цели: развивать речь; расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Игра «Что мы видим во дворе?».
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.
Игра «Что мы видели вчера?».
Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.
Описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»
Игра «Что мы будем делать завтра?».
Цель: развивать навыки планирования, память, речь.
Описание: предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».
Игра «Кто кем был».
Цель: развивать речь.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.
Описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится»:
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая... (собака).
Жеребенок - с каждым днем
Подрастал и стал... (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был... (теленком).
Толстый увалень баран –
Толстеньким... (ягненком).
Этот важный кот Пушок —
Маленьким... (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным... (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают... утки –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Игра «Кто там?».
Цель: развивать воображение, речевые навыки.
Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:
- Это я, корова. Му-у-у.
- Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?
Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.
Игра «Еж - отец, ежиха - мать».
Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.
Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:
Если папа - серый слон,
Мамочка - слониха!
А ребенок, а ребенок –
Маленький слоненок!
Если папа - еж колючий,
Мамочка - ежиха.
А колючего мальчонку
Называют все ежонком.
Если папой будет конь,
Мамой будет лошадь.
Знаешь ли, что их ребенок –
Быстроногий жеребенок.
Знают все наверняка,
Чуть ли не с пеленок:
Сын коровы и быка –
Маленький теленок.
Игра «Ежик шел».
Цели: развивать речь; познакомить с функциональным назначением предметов.
Описание: составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания, например:
Ежик шел по лесу, шел
И один грибок нашел.
Сел, съел
И дальше пошел.
Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.
Даня шел, шел, шел,
Телевизор нашел.
Сел, посмотрел
И дальше пошел.
Света шла, шла, шла,
Гребешок нашла.
Причесала волосы
И дальше пошла. И т. д.
Игра «Все такое разное!».
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, побуждая его отвечать.
Подушка мягкая, а стол... (твердый).
Снег белый, а земля... (черная).
Слон большой, а мышка... (маленькая). И т. д.
Игра «Делаем комиксы».
Цели: развивать речь; учить называть действия и признаки предметов; расширять словарный запас.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки из старых журналов (фотографии).
Описание: в тетрадь, альбом или записную книжку наклеить картинки в порядке развития действия. Например: 1-я картинка - мальчик спит; 2-я картинка - мальчик проснулся, открыл глаза, потягивается; 3-я картинка - мальчик умывается; 4-я картинка - мальчик завтракает и т. д. Учить ребенка составлять рассказ по картинкам, используя простые предложения. При этом следует рассмотреть детали на рисунках: во что мальчик одет, какая у него кровать, что лежит рядом с кроватью. После того как ребенок освоит данный вид занятий, можно кратко подписывать картинки. Например, ту же картинку со спящим мальчиком можно подписать: «Ночь» («Спит»), картинку, на которой он проснулся: «Утро» («Завтрак») и т. д. Рассматривая картинки, читать ребенку надписи, показывая на них пальцем. По фотографиям можно составить книжки о различных событиях из жизни ребенка: на дне рождения, в гостях, на прогулке и т. д.
Похожие статьи:
Игры на развитие памяти и внимания у детей 2-3 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека
Игры на развитие речи и мышления у дошкольников 3-4 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!