Дразнилки для детей дошкольного возраста. Картотека

Дразнилки – смешилки для развития речи дошкольников

Этот сатирический фольклор прекрасно подходит для развития речи у детей. Дразнилки и смешилки, так же как и другие формы игрового детского фольклора - потешки, считалки, небылицы, скороговорки, - незаменимы при отработке у малышей трудных для произношения звуков и автоматизации их в речи.

Дразнилки всегда произносятся нараспев, так, что чувствуется рифма, отчего дети получают особенное удовольствие. Их всегда проговаривают громко, чтобы слышали все вокруг, а также неднократно повторяют. У ребёнка при этом отрабатывается чёткая дикция и правильное произношение.

Короткие смешные диалоги удобны для запоминания и пересказа, что, несомненно, окажет влияние на развитие речи и памяти ребёнка.

Некоторые родители могут спросить, а нужны ли нашим детям все эти дразнилки и смешилки? Может, они уже устарели? Не вредны ли эти «вульгарности»? Сколько сейчас обучающего материала, «развивалок» и новомодных книжек! Может, стоит нагружать детей более «серьёзным» чтением?

Ну что ж, давайте поразмышляем...

Дразнилки - неизменный атрибут детского общения, они тесно связаны с игрой. Именно в этом - их глубокий смысл. Дразнилки передаются из поколения в поколение, от старших к младшим. Их цель - дать отпор обидчику или высмеять чьи-то недостатки.

По разным причинам детям порой свойственны сильные чувства огорчения, обиды, неприязнь и даже злость. Народная дразнилка помогает ребёнку защитить себя, получить психологическую разгрузку, поставить обидчика на место, избегая драки, а также учит его постоять за себя в детской среде без помощи взрослых.

Необходимо понимать, что дразнилка - не издевательство над человеком. В дразнилках высмеиваются различные черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство, заносчивость и т.д.

Коротенькие смешные диалоги развивают у детей чувство юмора, восприимчивость к нелепым ситуациям в жизни и глупым высказываниям. Многие из них, например «про Фому и про Ерёму», берут начало из фольклорного театра. Они напоминают так называемые раусы - диалог двух лиц с особым распределением ролей: один, «нормальный», человек задаёт вопросы или советует, а другой - шут, фольклорный дурак - отвечает невпопад или что-то делает не так. Если слова или поступок Ерёмы показались ребёнку смешными, значит, ваш кроха знает, что в этих словах или поступке не так, и понимает, как должно быть.

Смешные диалоги можно разыгрывать на пальчиках с куклами би-ба-бо или с обычными куклами.

Дразнилки, подначки и шутки бывают неприятны, но действуют гораздо внушительнее, чем нудные нравоучения взрослых.

И напоследок - развивать в ребёнке чувство юмора очень важно. Оно помогает нам спокойнее смотреть на раздражающие мелочи, легче переносить неудачи, то есть, в конечном счёте - учит мудрости.

* * *

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать - не годится,

Можно простудиться.

 

Чокли-мокли, чокли-мокли,

У тебя глаза намокли.

Если долго будешь плакать,

Ты лягушкой будешь квакать.

* * * 

Жадина - говядина,

(Ябеда - корябеда)

Турецкий барабан.

Кто на нём играет?

Лёша (Саша...) - таракан.

 

Ябеда солёная,

В горшке варёная,

Шишками обитая,

Чтоб не была сердитая.

* * * 

Воображала

Хвост поджала

И под печку убежала.

А под печкой крокодил

Воображалу проглотил.

 

Командир полка -

Нос до потолка,

Уши до дверей,

А сам, как воробей!

* * * 

Жирный пончик

Съел батончик,

А потом и говорит:

- У меня живот болит.

 

Дорогой, дорогой,

Почему такой худой?

Приезжай ко мне

В кишлак, будешь толстый,

Как ишак.

* * * 

Повторюшка -

Дядя хрюшка.

А по имени Индюшка.

Все тарелки облизал,

А спасибо не сказал!

 

Ты, ты, ты!

Тебя затыкали коты.

А на пустой дорожке -

Серые кошки.

* * * 

Моряк,

С печки бряк,

Растянулся, как червяк!

Руки-ноги - на пороге,

Голова - на дороге!

* * * 

Бабка Ёжка,

Костяная ножка,

Вышла на улицу,

Раздавила курицу.

* * * 

Обманули простака -

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку.

 

Смешно дураку,

Что рот на боку.

* * *

Смех без причины -

Признак дурачины.

* * * 

Лиза - подлиза.

Упала с карниза.

Поделом этой Лизе -

Не сиди на карнизе.

* * * 

Любопытной Варваре

На базаре нос оторвали.

* * * 

Любопытному на рынке

Прищемили нос в корзинке.

* * * 

Хвались, хвались -

В яму провались.

Яма, закройся,

Больше не откройся!

 

Надувака - задавака!

* * * 

Кто вперёд, кто вперёд -

Того кошка обдерёт.

* * * 

- Эй, Филя, зачем ты с ложкой спать ложишься?

- Да вчера видел во сне кисель, авось сегодня ночью похлебаю.

* * * 

- Эй, солдат, ты на посту спал?

- Не спал.

- А почему храпел?

- Я отпугивал сон!

* * * 

Летит пуля, жужжит пуля.

Я в бок - она за мной.

Я в другой - она за мной.

Я упал в куст.

Она меня хвать в лоб;

Я цап рукой - ан это жук!

 

Тарин, Барин, Пощипай ехали на лодке.

Тарин, Барин утонули.

Кто остался в лодке?

Пощипай.

(Затеявший игру щиплет недогадливого партнёра.)

* * * 

Фома увидел во щах муху,

позвал Ерёму и принялся

ругаться. А Ерёма говорит:

- Что ты, брат, сердишься-то?

Одна муха ведь не съест горшок щей.

 

Фома говорит Ерёме:

- У меня болит голова, что мне делать?

- Когда у меня болел зуб, я его вырвал, - ответил тот.

* * * 

Фома спрашивает Ерёму:

- Эй, брат, ты почто не поставишь на грядке пугало?

- Да на что?! – отвечает Ерёма. - Я и так весь день на огороде.

* * * 

Фома спрашивает Ерёму:

- Брат, ты не знаешь ли, почему рыбы немые?

- А ты что, - отвечает Ерёма, - мог бы в воде говорить?

* * * 

Фома принёс Ерёме яблок.

- Где ты их взял? – спросил Ерёма.

- В саду у Ивана.

- А Иван знает об этом?

- Верно, знает! Ведь через всё село за мной гнался.

 

Ерёма упал в колодец, а Фома кричит:

- Не уходи никуда, я схожу за верёвкой и вытащу тебя!

* * * 

- Хорошо ли твоё ружьё бьёт?

- Хорошо.

- Как хорошо?

- С полки упало, семь горшков разбило.

* * * 

- Отворяй, хозяин, ворота!

- А кто идёт?

- Тот, кто всё умеет!

- Всё умеешь, так отворяй сам!

* * * 

Ответы на вечные вопросы

- Где?

- У тебя на бороде.

- Кто?

- Дедушка Пыхто

да бабушка Никто!

- Куда?

- На кудыкины горы,

воровать помидоры.

- Вроде...

- Вроде Володи,

похож на тарантас.

- Почему?

- По кочану и по капусте.

- Что делать?

- Снять штаны да побегать.

- Откуда?

- От верблюда.

- Когда?

- После дождичка в четверг.

- Если бы...

- Вот если бы да кабы,

то во рту росли бы грибы.

И это был бы не рот,

а настоящий огород.

Похожие статьи:

Игра считалка на развитие речи для детей 4-6 лет

Считалки для детей 5-7 лет в детском саду

Игры считалки для детей 4-6 лет

Считалки, скороговорки, частушки для детей старшего дошкольного возраста

Считалочки для детей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!