Игры на развитие логического мышления для детей 6-8 лет
Игры и упражнения на установление причинно- следственных связей для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Игра «Почему это произошло?»
Цель: Научить детей находить причину событий.
* * *
Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование — кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.
Для старших дошкольников можно брать простые причинно- следственные связи событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников — многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные, сказочные.
Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.
Предлагаемые в пособии варианты можно развивать, придумывать другие.
В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.
На участке детского сада все растения летом засохли, потому что...
Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому что...
Утром на земле появились лужи, потому что...
Ребенок потерялся в магазине, потому что...
Башня, которую строил мальчик из кубиков, развалилась, потому что...
Мальчик попал под машину, потому что... Петя надел ботинки не на ту ногу, потому что... Воспитатель раздала за обедом хлеб, поставила тарелки с супом, а дети не едят, потому что...
Все игрушки в группе оказались сломанными, потому что... У ребенка заболело горло, потому что...
Девочка утром в детском саду не стала завтракать, потому что... Мама повела дочку к зубному врачу, потому что... С Сашей никто из детей не хотел играть, потому что... Во время игры в песочнице у всех детей запорошило песком глаза, потому что...
После обеда у детей были испачканы губы, потому что... На музыкальном занятии воспитатель похвалила детей, потому что...
Мама похвалила сына, потому что...
Мама обиделась на дочку, потому что...
Мама наказала детей, потому что...
Мама рассердилась на детей, потому что...
Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что...
Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что...
Прохожие на улице подняли воротники пальто, потому что...
Лед на реке растаял, потому что...
Мальчик шел по улице и упал, потому что...
Солнце появляется редко, греет очень слабо, потому что...
Из ванной вода потекла на пол, потому что...
Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что...
Река вышла из берегов, потому что...
Насекомые и ласточки кружатся низко над землей, потому что... Розы зимой все вымерзли, потому что... Ученик получил двойку, потому что... В квартире запахло газом, потому что... Зимой в квартире было холодно, потому что... Настольная лампа не горит, потому что... Весной птицы вьют гнезда, потому что... На огороде овощи этим летом не выросли, потому что... В саду плоды не созрели, потому что... В саду яблоки и груши опали на землю, потому что... Мебель в комнате вся не уместилась, потому что... На мебели пыль лежала толстым слоем, потому что... Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы, потому что...
Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами, потому что...
Подойдя к дому, можно было увидеть, что из окна валит дым, потому что...
Все электроприборы в доме не работают, потому что...
Птицы улетают на юг, потому что...
Рыбы зарылись в донные ямки, потому что...
Дикие животные остались без воды, потому что...
Весь лес сгорел, потому что...
В этом году в лесу много грибов, потому что...
Человеку нужна разная обувь, потому что...
Не было слышно, что говорили актеры в театре, потому что...
Утром на траве еще лежала роса, потому что...
Цветы надо срезать рано утром, потому что...
Овощи на огороде поливают рано утром или вечером, потому что...
Высотный дом развалился, потому что...
Игра «По какой причине произошли два события?»
Цель: Научить детей младшего школьного возраста находить общую причину.
* * *
Ребенок может найти одну или несколько общих причин произошедших событий.
Папа раскрыл книгу. — Комната наполнилась дымом. (Возможные общие причины: папа захотел приготовить по кулинарной книге обед; загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.)
Котенок подошел к блюдечку. — Мальчик не выучил уроки.
Утром отключили воду. — Папа опоздал на работу.
Дворник весь день чистил дорожки от снега. — Мама опоздала на работу.
Произошло много аварий на дороге. — Мужчина упал.
Все прохожие промокли. — Наконец-то вылезли первые ростки из земли.
Мама купила вкусный арбуз. — Папа наконец поменял колесо у машины.
Многие ученики заболели. — Окна покрыты инеем. Все мороженое раскупили. — У девушки обгорела спина. Мама устроила дома праздник. — Ученик ответил на уроке хорошо.
Игра «Учимся представлять последствия событий»
Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.
* * *
В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а вы назовите как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.
Целое лето не было дождя:
а) засохли все растения;
б) погиб урожай;
в) животные остались без корма;
г) земля высохла, потрескалась;
д) много пожаров;
е) пересохли водоемы. Каждый день летом лил дождь:
а) не вызрел урожай овощей и фруктов;
б) у растений подгнили корни;
в) невозможно было загорать, купаться;
г) все лето пришлось ходить в плаще;
д) наводнение, аварии на дорогах.
Зимой снег почти не накрыл землю:
а) зима более холодная;
б) не будет паводка;
в) многие растения замерзли;
г) весной растениям не хватило влаги;
д) плохая всхожесть озимых;
е) плохой урожай;
ж) у дворников мало работы.
За зиму выпало очень много снега:
а) растения хорошо перезимовали;
б) весной всем растениям хватило влаги;
в) хороший урожай;
г) много работы дворникам;
д) застревал транспорт;
е) поломалось много веток;
ж) трудно людям передвигаться;
з) много снега для зимних игр.
Несколько дней подряд дул сильный ветер:
а) облетели листья на деревьях и лепестки цветов;
б) сорвало крыши с домов;
в) повалились деревья;
г) невозможно передвигаться;
д) поднялись пыльные бури;
е) аварии.
После теплых майских дней ударил мороз:
а) замерзли цветки и завязи плодов;
б) не будет урожая ягод;
в) погибнут ранние посевы, посадки.
Охотник выстрелил в воздух:
а) из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;
б) ружье дало отдачу в плечо, и охотник упал;
в) пуля попала в пролетавшую утку.
Девочка уронила карандаш на пол:
а) стала поднимать и больно ударилась головой о стол;
б) карандаш закатился в щель;
в) из норки выбежала мышка и унесла карандаш;
г) у карандаша сломался грифель, и девочка не смогла нарисовать рисунок.
Из окна выбросили кусочек булки:
а) собаки подрались из-за него;
б) слетелась стая воробьев;
в) собралась целая куча муравьев;
г) женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.
Садовник из шланга стал поливать клумбу:
а) шланг прорвало, и водой облило всех;
б) оставил шланг на земле и залил все цветы;
в) цветы так и не полил, так как отключили воду.
На улице кто-то разбил банку варенья:
а) прохожие падали;
б) собаки с удовольствием слизывали;
в) дворнику пришлось убирать.
Мальчик чиркнул спичкой:
а) сгорел дом;
б) стало светло на минуту в темноте;
в) загорелся костер;
г) зажегся газ;
д) обжегся.
Учитель открыл классный журнал:
а) ученик получил двойку;
б) вызванный ученик заболел;
в) нет списка учеников;
г) проставил оценки за контрольную.
Упражнения в стихах «Установи причину и следствие»
Цель: Научить старших дошкольников устанавливать причину и следствие.
Ветер
Вчера был очень сильный ветер,
Он поломал большие ветки.
Они дорожки перекрыли.
Все утром ветки обходили.
Вопросы
1. Почему утром люди не могли пройти по дороге?
2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?
Цветы
Забыли дети про цветы
И их не поливали.
А к концу недели
Все цветы завяли.
Вопросы
1. Почему завяли цветы?
2. Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?
Авария
Перебегал дорогу мальчик
Не там, где светофор стоит.
Машины ехали так быстро,
Что не смогли затормозить.
Попал тот мальчик под машину.
Найди аварии причину.
Вопросы
1. Почему мальчик попал под машину?
2. Почему машина не смогла затормозить?
3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?
Мороз
На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
На улицу Наташа вышла
Без шапки, шарфа, нараспашку.
А вскоре Ната заболела.
Лежит теперь, хрипит и кашляет.
Вопросы
1. Почему Наташа заболела?
2. Как надо одеваться в мороз?
Сластена
Маша ест одни конфеты,
Шоколадки, пастилу.
Очень любит она сладкое,
Не уступит никому.
А недавно у Марии
Заболели зубы все.
Плачет девочка, ей больно.
Ела сладкое зачем?
Вопросы
1. Почему у Маши заболели зубы?
2. Что нужно делать, чтобы зубы не болели?
3. Какие продукты полезны для зубов?
4. Какие продукты вредны для зубов?
Качели
Во дворе качался Витя.
Высоко летят качели.
Руки Витины разжались,
Вверх качели полетели.
С них в песок свалился он.
Слышен только Витин стон.
Вопросы
1. Почему Витя упал?
2. Какие правила надо соблюдать, когда вы качаетесь на качелях?
Озорник
Не послушал мальчик маму
И по лужам бегал долго.
Намочил все туфли, ноги.
Догадаться нам не сложно —
Он простыл и заболел.
Слег в постель с температурой.
Больше в лужу не хотел.
Вопросы
1. Почему мальчик заболел?
2. Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?
3. Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?
Белым-бело
Всю ночь на землю падал снег.
Его хватило бы на всех.
А утром все белым-бело,
Дома, дороги замело.
Снег на деревьях и домах,
Он на крылечке и кустах.
Вопросы
1. Почему утром все стало белым-бело?
2. Что засыпал снег?
3. Почему хорошо, когда зима снежная?
Снег
Снег валил всю ночь, весь день
И замел дороги.
Ни проехать, ни пройти
Люди все не могут.
Вышли дворники, машины,
Чтоб заносы все убрать,
Чтоб машины на дорогах
Перестали застревать.
Вопросы
1. Почему машины не могли проехать?
2. Почему люди не могли пройти?
3. Как решили эту проблему?
4. Какие машины помогают расчищать тротуары?
Драчун
Саша драться любит очень,
Обижает всех подряд.
В детском садике ребята
С ним водиться не хотят.
Не хотят на день рожденья
Сашу в гости приглашать,
Не хотят с ним поделиться,
Слово доброе сказать.
Вопросы
1. Почему с Сашей дети не хотят играть?
2. Почему не приглашают его на день рождения?
3. Почему не делятся с Сашей ничем?
4. Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?
Щенок
Своего щенка Андрюша
Покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин
Погрустнел и заболел.
Стало мальчику так стыдно.
Он щеночка пожалел,
Накормил его сметанкой,
И щенок повеселел.
Вопросы
1. Почему щенок заболел?
2. Почему Андрюше стало стыдно?
3. Как надо ухаживать за животными?
Камнепад
В горах туристы заблудились,
От страха громко закричали.
Вдруг сверху камни покатились.
Чего туристы те не знали?
Вопросы
1. Почему в горах начался камнепад?
2. Почему нельзя громко кричать в горах?
3. Что нужно было сделать туристам?
Пришла весна
Пришла весна, и птицы прилетели.
Им вновь пора детишек заводить.
Скорее стали гнезда себе вить,
Чтоб в них яички отложить.
Вопросы
1. Почему прилетели птицы с юга?
2. Почему стали вить гнезда?
3. Где вьют гнезда птицы? Почему?
4. Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?
Осень
Осень. Холодно. Нет больше мошек —
Насекомые оцепенели.
Птицам нечего есть, и они спозаранку
Стаей-клином на юг поскорей полетели.
Вопросы
1. Почему птицы улетели на юг?
2. Почему исчезли насекомые?
3. Что происходит с насекомыми осенью?
4. Почему птицы на юг улетают большими стаями?
Весна
Наступила весна,
И подул южный ветер.
Солнце светит все ярче,
Припекает сильней.
Тают быстро сугробы,
И ручьи, словно реки,
Разливаются шире
И бегут все быстрей.
Вопросы
1. Почему стали таять сугробы?
2. Почему подул южный ветер?
3. Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?
Пожар
Мальчик дома развлекался:
Спички чиркал, любовался.
Вот одна упала на пол,
Не заметил ее он.
И сгорел от этой спички
Деревянный старый дом.
Вопросы
1. Почему сгорел дом?
2. Почему детям нельзя играть со спичками?
3. Как надо обращаться с огнеопасными предметами?
Шла по улице Алена
Шла по улице Алена и бананы уплетала.
Кожура упала наземь, поднимать ее не стала.
За Аленой шел прохожий,
Не заметил кожуру. Наступил
И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.
Вопросы
1. Почему прохожий разбил коленку?
2. Почему он упал?
3. Как попала кожура на тротуар?
4. Какие правила поведения на улице вы знаете?
Паводок
Дружно таяли снега,
Затопили все луга.
Сильно разлилась река
И закрыла берега.
Вопросы
1. Почему разлилась река?
2. Почему луга оказались затопленными?
3. Почему снега стали дружно таять?
Жадина
Мальчик Петя жадным был,
Одного себя любил.
Не делился ни конфетой,
Ни игрушки не давал.
Сам все ел, во все играл
И себе все забирал.
С ним ребята перестали
И делиться, и играть.
Жадиной его прозвали.
Видеть Петю не хотят.
Вопросы
1. Почему дети прозвали Петю жадиной?
2. Почему дети перестали делиться с Петей?
3. Каким вам нужно быть, чтобы дети хотели с вами играть?
Обжора
Один пузатый здоровяк
Съел десять булок натошак.
Запил все булки молоком,
Съел курицу одним куском.
Затем барашка он поджарил
И в брюхо бедного отправил.
Раздулся здоровяк, как шар.
Обжору тут хватил удар!
Вопросы
1. Почему здоровяка хватил удар?
2. Почему нельзя сразу есть столько пищи?
3. Почему вредно есть столько булок?
4. Почему пищу нужно тщательно пережевывать?
Смелый капитан
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко.
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
С мостика чуть не упал.
Вопросы
1. Почему сначала качка была тихой?
2. Почему потом все упали?
3. Почему сорвало кепку?
4. Почему капитан чуть не упал с мостика?
Облака
Облака, как паруса,
Мчит их ветер, гонит.
Если много облаков,
Будет точно дождик.
Ну а если облака,
Как перо жар-птицы,
Будет солнышко с утра,
Защебечут птицы.
А столкнутся лоб об лоб,
В тучу превратятся.
И тогда грохочет гром —
Это тучи злятся.
Вопросы
1. Почему облака передвигаются?
2. Что будет, если на небе очень много облаков?
3. Какая погода будет, если на небе мало облаков или они, как перышки?
4. Что происходит, когда облака собираются в тучи?
Лужи-зеркала
Ночью дождик сильно лил
И всю землю намочил.
Утром солнце рано встало,
Посмотрело сверху вниз.
Что с землею за ночь стало?
Вот удача, вот сюрприз!
Сто зеркал внизу лежали
И на солнышке сияли.
Отражались в них деревья
И прекрасные цветы,
Фонари, дома, заборы —
Всем хватило красоты.
Солнцу лужи-зеркала
Очень приглянулись.
И от всей души оно
Жарко улыбнулось.
От такой улыбки лужи
Сразу изменились.
И к обеду, обмелев,
Вовсе испарились.
Вопросы
1. Почему утром на земле образовались лужи?
2. Почему в лужах все отражается?
3. Почему к обеду лужи испарились?
Сосулька
Вниз головой висит сосулька.
От солнца насморк у нее.
То от тепла она заплачет,
То платьице ушьет свое.
Придет мороз, и закалеет,
Немного за ночь подрастет,
Окрепнет телом, потолстеет,
Тяжелой станет — упадет.
Вопросы
1. Почему сосулька висит вниз головой?
2. Почему тает сосулька?
3. Почему ночью она подрастает и становится толще?
4. Почему сосулька может упасть?
5. Что может случиться, если упадет большая сосулька?
Проказник ветер
Проказник ветер прилетел,
Густой листвой зашелестел.
Подул немного посильней
И ветки закачал быстрей.
Совсем, плутишка, разошелся
И по стволам уже прошелся.
Тут закачался целый лес.
Не видно стало и небес.
Скрипят, качаются деревья
И ветру действуют на нервы.
Тогда шалить он перестал,
И лес спокойным сразу стал.
Вопросы
1. Какой по силе ветер шелестит листвой?
2. Почему закачались ветки?
3. Почему стали качаться стволы? Целый лес?
4. Почему ветер перестал дуть?
Мороз
Вчера были лужи,
Сегодня — мороз.
Он всюду развесил
Сосульки из слез.
Он талые лужи в каток превратил
И всю обстановку за ночь изменил.
Вопросы
1. Почему после оттепели появились сосульки?
2. Почему лужи превратились в каток?
Засуха
Все лето не было дождя.
Трава вся пожелтела,
Потрескалась кругом земля,
И листья облетели.
Вопросы
1. Почему пожелтела трава и облетели листья?
2. Почему потрескалась земля?
3. Что еще может случиться в засушливое лето?
Беспечные туристы
В лесу туристы были,
Костер не затушили.
Затлела рядышком трава,
Деревья загорелись.
И вот пылает целый лес,
Огонь поднялся до небес.
Вопросы
1. Для чего туристы развели костер?
2. По чьей вине загорелся лес?
3. Что не сделали туристы?
4. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Дождь
Дождь льет с неба, хлещет с крыши.
Посмотри вокруг, малыш,
Наl каждым прохожим зонтик цветной.
И мы зонт откроем и спешно домой
Направимся, чтобы нас дождь не мочил,
Чтобы тебя он не застудил.
Вопросы
1. Почему люди раскрыли зонты?
2. Почему они спешат домой?
3. Почему в дождь вода с крыш льется сильно?
Ветер
В песочнице играли дети.
Вдруг начался сильный ветер.
Запорошил глаза песком,
Игрушки разбросал кругом.
Вопросы
1. Почему песок попал детям в глаза?
2. Почему игрушки оказались разбросанными?
3. Что нужно сделать, если песок попал в глаза?
4. Когда песок попадает в глаза даже без ветра?
Неудачный обед
Дети, за обедом сидя,
Стали спорить громко вслух.
Подавился мальчик хлебом
И издать не может звук.
Вопросы
1. Почему мальчик подавился?
2. Почему нельзя разговаривать, когда ешь?
3. Как надо вести себя за обедом?
Мама спит
Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала.
Я волчок не завожу,
А уселась и сижу.
Вопросы
1. Почему девочка не стала играть?
2. Почему она не стала заводить волчок?
Можно набрать и другие варианты из стихов, стихотворных сказок.
Упражнения по методике А.Э. Симановского
Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного
Ребенку (6—8 лет) предлагается представить, что он может уменьшиться до размера муравья, а затем придумать историю о своем чудесном превращении, используя следующие вопросы. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался?
Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?
Множество таких вариантов можно найти в книге Е.А. Алябьевой «Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет» (М., 2009).
* * *
Ребенку (7—10 лет) предлагается представить себя ростом в 3 метра и придумать историю своей жизни в роли великана с помощью наводящих вопросов.
Какое бы у тебя было любимое занятие? Что бы тебе не понравилось?
С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось?
Через какое время ты бы захотел снова стать нормальным?
* * *
Ребенку (7—10 лет) предлагается представить, что произошло бы и что он сделал бы, если:
— из крана на кухне полился апельсиновый сок;
— из тучи вместо дождя стал падать изюм;
— люди придумали таблетки от сна;
— вместо снега на землю начали падать игрушки;
— все можно было бы купить без денег;
— взрослые разрешили делать детям все;
— всегда было бы только лето;
— можно было бы летать, как птица;
— вместо снега землю покрыл пух;
— все машины поехали задом наперед и т.п.
* * *
Ребенку (6—8 лет) предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор.
Колобок не сумел уйти от лисы потому, что:
— он был простофилей;
— лиса была хитрая;
— лиса перехитрила Колобка;
— лиса съела Колобка.
Такие варианты можно составить по любой сказке.
Вариант упражнения для детей 8—10 лет.
Слово «Марина» пишется с большой буквы потому, что:
— это имя девочки;
— все имена пишутся с большой буквы;
— так принято писать;
— по-другому будет считаться ошибкой.
Автор: Алябьева Елена Алексеевна
Похожие статьи:
Подвижные игры в подготовительной группе
Малоподвижные игры для детей подготовительной группы в детском саду
Игры-загадки для детей 6-7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!