Внеклассное занятие по литературному чтению, 3 класс
Внеклассное занятие по литературе для младших школьников 3 класса «Поэтическая карусель»
Цель: ввести учащихся в мир детской поэзии, познакомить с отличительными признаками стихотворного текста, разнообразием рифм; развивать внимание, память, мышление, воображение; формировать умение подбирать рифмующиеся слова, досочинять стихотворение, следуя заданной теме.
Учитель. Стихи прочно вошли в нашу жизнь. Вы, может быть, даже удивитесь, как много стихотворных строчек знаете наизусть. Проверим? Продолжите стихотворение.
➢ У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том... (А. Пушкин)
➢ Зима недаром злится,
Прошла ее пора... (Ф. Тютчев)
➢ Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро... (Б. Заходер)
➢ Белая береза
Под моим окном... (С. Есенин)
➢ Травка зеленеет,
Солнышко блестит... (А. Плещеев)
➢ Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам.... (И. Никитин)
➢ Ищут пожарные,
Ищет милиция... (С. Маршак)
➢ Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела... (И. Крылов)
➢ Жил старик со своею старухой
У самого синего моря... (А. Пушкин)
➢ На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал... (С. Михалков)
➢ Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет... (И. Крылов)
➢ Синенькая юбочка,
Ленточка в косе... (А. Барто)
➢ Если были бы у елочки Ножки... (К Чуковский)
Учитель. А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете имена, отчества и фамилии поэтов. Поиграем. Я буду называть имя, отчество и фамилию какого-либо поэта. Если я, как вам кажется, ничего не напутала, то похлопайте в ладоши. Если же вы заметите какую-то ошибку, то — потопайте ногами, а затем скажите фразу правильно. Начнем?
➢ Александр Сергеевич... Пушкин. (Хлопаем)
➢ Агния Львовна... Благинина. (Топаем. Барто.)
➢ Иван Андреевич... Крылов. (Хлопаем)
➢ Корней Иванович... Заходер. (Топаем. Чуковский.)
➢ Сергей Владимирович... Михалков. (Хлопаем)
➢ Николай Алексеевич Некрасов. (Хлопаем)
➢ Самуил Яковлевич... Берестов. (Топаем. Маршак.)
➢ Владимир Владимирович... Маяковский. (Хлопаем)
➢ Михаил Юрьевич... Лермонтов. (Хлопаем)
➢ Григорий Бенционович... Остер. (Хлопаем)
➢ Афанасий Афанасьевич... Фет. (Хлопаем)
➢ Сергей Александрович... Есенин. (Хлопаем).
Учитель. Одним из отличительных признаков стихотворения в прозе является рифма.
Рифма — это созвучие слов в окончании стихотворных строк. Она придает стихотворению красивое звучание, подчеркивает музыкальность стиха, его ритм.
Давайте потренируемся в подборе рифмующихся слов. Я называю слово, а вы — рифмующиеся с ним слова. Например, кошка — дорожка, ножка, ложка, мошка.
Стакан — ... (карман, роман, аркан.)
Мир — ... (командир, бригадир, кумир.)
Весна — ... (красна, ясна, она, полна.)
Болтала — ... (летала, читала, устала.)
Хромой — ... (головой, деловой.)
Учитель. А теперь попробуйте по рифмующимся словам узнать известные вам с раннего детства стихи.
➢ Плачет — мячик, не плачь — мяч.
➢ Душистое — пушистое, порошок — гребешок.
➢ Медведи — велосипеде, кот — наперед.
➢ Пошел — хорошо, кроха — плохо.
Учитель. Рифмы бывают разные. Чаще других встречаются следующие. (Запись на доске.)
Парные, связывающие две стихотворные строки, стоящие рядом.
По земле из края в край А
Ходит мальчик Помогай. А
Где народ сажает сад, В
Там и он сажает ряд. В
П. Воронько
Перекрестные, связывающие первую-третью и вторую-четвертую строки.
Нет ни речки, ни пруда — А
Где воды напиться? В
Очень вкусная вода А
В ямке от копытца!.. В
А. Шибаев
Опоясывающие, связывающие первую — четвертую и вторую — третью строки.
Возвращались домой старики А
И совсем молодые отцы — В
Москвичи, ленинградцы, донцы... В
Возвращались сибиряки. А
Л. Мартынов
Учитель. А теперь попробуйте на слух определить название рифмы.
➢ Зима, зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на тверди синей;
Звездится снег; лазурный иней
На черных деревах блестит. (А. Майков. Рифма опоясывающая.)
➢ Когда шагают лугом
Утята друг за другом,
То первый — впереди,
Последний — позади. (Франц. нар. песенка. Рифма парная.)
➢ Катю, Лену, Гришку, Тишку
Сразу в гости приглашу.
И сестренку и братишку
Я у мамы попрошу. (И. Токмакова. Рифма перекрестная.)
➢ Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев. Рифма опоясывающая.)
➢ Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота. (И. Токмакова. Рифма парная.)
Учитель. Стихи — это не только рифмованные строчки. Признаком любого стихотворения является также тема.
Тема — это то, о чем говорится в стихотворении. Каждый поэт хочет, чтобы все, кто будет читать или слушать его стихотворение, поняли то основное, ради чего он сочинил свое произведение. Это основное, что хотел сказать нам автор, так и называется — основная мысль.
Незнайка сочинил такие строки. Как вы думаете, получилось ли у него стихотворение?
➢ Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
➢ Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
➢ Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Учитель. Послушайте, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи и что у них получилось.
«— Как хорошо быть поэтом! — подумали мы однажды с Петей Синичкиным.
— Сочинять стихи очень просто, — говорит Петя.
— О чем же нам писать?
— Что увидим, о том и сочиним! — И мы пошли на улицу сочинять стихи.
— Пес промчался через двор, — сочинил Петя первую строчку.
— Кот забрался на забор, — добавил я вторую.
— Птички весело поют, — говорит Петя.
— Тучки белые плывут, — отвечаю я.
— Вышел дед из магазина.
— У него в руке корзина.
— А в корзине той варенье.
— Вот и все стихотворенье!
— Ну, теперь мы настоящие поэты! Скорее к художнику. Пусть он сделает рисунки к нашему стихотворению.
— Что, кажется, у нас получилось, — подумали мы и решили записаться в школьный литературный кружок.»
Учитель. А как вы думаете, получилось ли у Мурзилки и Пети стихотворение? Что они не обдумали?
Учтем ошибки предыдущих авторов и постараемся не допустить таких же в следующем задании, которое называется «Я начну, а ты продолжи». Допишите две или более стихотворные строчки, следуя данной теме:
➢ Дайте мне кусок щекотки,
Дайте смеха две щепотки... (Б. Заходер)
➢ Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?.. (Русская народная песенка.)
➢ Петушки распетушились,
Но подраться не решились... (В. Берестов)
➢ Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар... (Русская народная песенка.)
➢ Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста... (С. Маршак)
Учитель. На этом занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!