Конспект занятия во 2 классе. Толстой «Девочка и разбойники»
Познавательное развивающее занятие, 2 класс
Цель: познакомить детей со сказкой Л. Н. Толстого «Девочка и разбойники»; развивать внимание, мышление, слуховую и смысловую память, ориентацию в пространстве, воображение; воспитывать стремление искать выход из любой жизненной ситуации.
Оборудование: у учителя — ребус (см. приложение), распечатки задания по расшифровке пословицы (для каждого ученика); у учащихся — тетрадь в клетку, ручка, цветные карандаши.
Учитель. Сегодня, ребята, я познакомлю вас со сказкой Льва Николаевича Толстого, в которой важную роль сыграла ... Догадайтесь, о чем идет речь, прибегнув к помощи ребуса. (См. приложение.)
Ответ. Кукла (Из первых букв названия каждого предмета составляем слово.)
Вот почему для разминки я предлагаю вам загадки о куклах.
Разминка
Мой красивый колпачок
Сдвинут лихо на бочок.
Я — забавная игрушка,
А зовут меня ... (Петрушка).
Я, наверно, вам знакома.
Я живу у Тани дома...
С Танечкой хожу гулять,
С Танечкой ложусь в кровать.
И сама, без всякой сказки,
Закрываю сразу глазки.
Я совсем не растеряша —
Я игрушка,... (кукла Маша).
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка)
Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Он совсем не хочет спать:
Положу — встает опять,
А стоит — качается.
Вам такой встречается? (Ванька-Встанька)
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые... (матрешки).
Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Только можно покачаться. (Конь-качалка)
На витрине в магазине
Увидала куклу я:
Вся в наряде золотистом,
На короне вензеля.
Волос пышною копной
До колена достает,
Взглядом сердце согревает,
Статью за душу берет. (Кукла Барби)
Учитель. Первое задание: запишите в тетрадь все названия игрушек, которые вам удалось запомнить.
Самостоятельная работа. Проверка.
А теперь расшифруйте название сказки. Для этого воспользуйтесь кодом, который записан на доске.
Ответ. «Девочка и разбойники».
Учитель. Итак, слушаем сказку.
«Одна девочка стерегла в поле корову. Пришли разбойники и увезли девочку. Разбойники привезли девочку в лес в дом и велели ей стряпать, убирать и шить. Девочка жила у разбойников, работала на них и не знала, как уйти. Когда разбойники уходили, они запирали девочку.
Раз ушли все разбойники и оставили девочку одну. Она принесла соломы, сделала из соломы куклу, надела на нее свои платья и посадила у окна. А сама вымазалась медом, вывалялась в перьях и стала похожа на страшную птицу. Она выскочила в окно и побежала...».
Известно ли вам, что в старину на Руси куклы были совсем незамысловатые? Их делали из подручных материалов: из глины, из длинной картошки, из раскрашенной щепочки, обернутой в конфетный фантик, из свернутой тряпочки или из соломы. И назывались они ласково «живуля», что значило «дитя», «ребенок».
Кукла, которую изготовила девочка, выглядела примерно так. Давайте ее изобразим по клеточкам в тетрадях.
Учитель выполняет задание одновременно с детьми на клеточках доски.
Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию
на одну клетку влево;
на одну клетку вниз наискосок справа налево;
на одну клетку вниз;
на одну клетку вниз наискосок слева направо;
на три клетки влево;
на одну клетку вниз наискосок справа налево;
на одну клетку вниз наискосок слева направо;
на две клетки вправо;
на три клетки вниз;
на две клетки вниз наискосок справа налево;
на четыре клетки вправо;
на одну клетку вниз наискосок справа налево;
на одну клетку вверх наискосок справа налево.
У вас получилась левая половина изображения. Дорисуем правую половину. Закончите рисунок: добавьте необходимые для старинной куклы детали, раскрасьте карандашами. Придумайте имя.
Учитель. Слушаем сказку дальше.
«Только она вышла на дорогу, видит — навстречу ей идут разбойники. Разбойники не узнали ее и спросили:
— Чучело, что наша девочка делает?
А девочка и говорит:
— Она моет, готовит и шьет, у окна разбойничков ждет, — и сама еще скорее побежала.
Разбойники пришли домой и видят — у окна кто-то сидит. Они поклонились и говорят:
— Здравствуй, наша девочка, отопри нам!
Но видят, что девочка не кланяется и молчит.
Они стали бранить куклу, а она все не двигается и молчит. Тогда они сломали дверь и хотели убить девочку и тут увидали, что это не девочка, а соломенная кукла.
Разбойники ее бросили и говорят:
— Обманула нас девочка!
А девочка пришла к реке, обмылась и пришла домой».
Учитель. Постарайтесь запомнить пары слов, связанные с данной сказкой.
ПОЛЕ — КОРОВА
РАЗБОЙНИКИ — ЛЕС
ДОМ — РАБОТА
СЛУЧАЙ — ОДИНОЧЕСТВО
СОЛОМА — КУКЛА
МЕД — ПЕРЬЯ
ЧУЧЕЛО — ПТИЦА
ОКНО — ДЕВОЧКА
ДВЕРЬ — ОБМАН
РЕКА — ВОДА
Далее учитель называет первое слово пары, а дети записывают в тетрадь второе.
Учитель. Представьте, ребята, что вы оказались на месте девочки, похищенной разбойниками. Ваши действия?
Ответы детей.
Чему учит эта сказка? (Не отчаиваться, искать выход из любой ситуации, не сдаваться.) Об этом же говорит и народная пословица. Расшифруйте ее.
Дети получают распечатки задания.
Самостоятельная работа.
Ответ. На бога надейся, а сам не плошай. (Читаем слова в соответствии с порядковыми номерами стрелок и их направлением.)
Учитель. Как вы понимаете эту пословицу?
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Приложение
Похожие статьи:
Конспект занятия во 2 классе. Абрамцева «Тише, пожалуйста!»
Конспект занятия для 1 класса. Успенский: Крокодил Гена и его друзья
Нет комментариев. Ваш будет первым!