Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Фет «Ласточки пропали...»

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет А. Фета, сборники его стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Осенью

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

А. Фет

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

— Прочитайте с интонацией удивления.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с интонацией раздражения.

— Прочитайте с интонацией восхищения.

— Прочитайте с веселой интонацией.

— Прочитайте выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.

— Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта и А. Плещеева.)

— Какое из них вы выучили? Прочитайте.

IV. Работа по теме урока

1. Подготовительная работа

— Еще одно стихотворение, с которым мы познакомимся, — «Ласточки пропали...». Его написал Афанасий Фет.

Материал для учителя

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) - замечательный русский поэт. Он родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник под инициалами А.Ф.

С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед.

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А за весной — лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака...

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко-далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Прекрасная!..

2. Чтение и обсуждение стихотворения

(Учитель читает стихотворение «Ласточки пропали...» нас. 71.)

— Что вы представили, слушая стихотворение?

(Дети отвечают на вопрос, затем читают стихотворение выразительно.)

— По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?

— Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы.

— О какой осени рассказывает автор?

V. Физкультминутка

Движения

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VI. Продолжение работы по теме урока

— А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.

Часть 1

(Дети читают вслух 1-ю часть.)

— Что вы представили?

— Что сказано о ласточках?

— Что значит «пропали»?

— О каких еще птицах говорится в этой части?

— Когда грачи летали?

— Что такое заря?

— Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)

— С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью.)

— Почему делается такое сравнение?

— Что значит «мелькала»? (Работа со словарем.)

— Для чего автор использует слово «вон»?

— Как вы прочитаете это слово?

Часть 2

(Дети читают вслух 2-ю часть.)

— Какую картину вы увидели?

— Что вы услышали?

— Прочитайте первые две строчки. О каком явлении природы говорит автор?

— Прочитайте третью строчку. Почему лист, а не листья?

— Почему лист сухой?

— Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове.

— Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. Что вы услышали? (Повторяется звук [с].)

— Автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев звуками. Название такого приема — звукопись. А теперь прочитайте последние строчки этой части.

— Какой образ появился? (Образ ветра.)

— Что сказано о ветре?

— О ком можно так сказать?

— Ветер, как человек, — злится. Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение.)

— Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

— Как ветер может стучать в окно?

Часть 3

(Дети читают вслух 3-ю часть.)

— В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. О чем просит автор? Почему?

— Какой знак стоит в конце предложения? Для чего автор использует этот знак? (Автор просит зиму поскорее наступить.)

— Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)

— Как они летят?

— Почему они кричат?

— Они действительно испугались? Определите, какой прием использует автор? (Сравнение.)

— Почему журавли кричат?

— Куда летят птицы?

— Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему?

(После анализа дети читают все стихотворение выразительно.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.

— Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.

— Знаете ли вы, что у этого стихотворения есть продолжение? Попробуйте его найти, принесите на следующий урок.

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть (с. 71).

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!