Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Фет «Ласточки пропали...»
Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет А. Фета, сборники его стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А. Фет
— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)
— Прочитайте с интонацией удивления.
— Прочитайте с утвердительной интонацией.
— Прочитайте с интонацией раздражения.
— Прочитайте с интонацией восхищения.
— Прочитайте с веселой интонацией.
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
— Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.
— Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта и А. Плещеева.)
— Какое из них вы выучили? Прочитайте.
IV. Работа по теме урока
1. Подготовительная работа
— Еще одно стихотворение, с которым мы познакомимся, — «Ласточки пропали...». Его написал Афанасий Фет.
Материал для учителя
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) - замечательный русский поэт. Он родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник под инициалами А.Ф.
С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается.
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А за весной — лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака...
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко-далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Прекрасная!..
2. Чтение и обсуждение стихотворения
(Учитель читает стихотворение «Ласточки пропали...» нас. 71.)
— Что вы представили, слушая стихотворение?
(Дети отвечают на вопрос, затем читают стихотворение выразительно.)
— По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
— Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы.
— О какой осени рассказывает автор?
V. Физкультминутка
Движения
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VI. Продолжение работы по теме урока
— А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.
Часть 1
(Дети читают вслух 1-ю часть.)
— Что вы представили?
— Что сказано о ласточках?
— Что значит «пропали»?
— О каких еще птицах говорится в этой части?
— Когда грачи летали?
— Что такое заря?
— Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)
— С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью.)
— Почему делается такое сравнение?
— Что значит «мелькала»? (Работа со словарем.)
— Для чего автор использует слово «вон»?
— Как вы прочитаете это слово?
Часть 2
(Дети читают вслух 2-ю часть.)
— Какую картину вы увидели?
— Что вы услышали?
— Прочитайте первые две строчки. О каком явлении природы говорит автор?
— Прочитайте третью строчку. Почему лист, а не листья?
— Почему лист сухой?
— Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове.
— Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. Что вы услышали? (Повторяется звук [с].)
— Автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев звуками. Название такого приема — звукопись. А теперь прочитайте последние строчки этой части.
— Какой образ появился? (Образ ветра.)
— Что сказано о ветре?
— О ком можно так сказать?
— Ветер, как человек, — злится. Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение.)
— Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?
— Как ветер может стучать в окно?
Часть 3
(Дети читают вслух 3-ю часть.)
— В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. О чем просит автор? Почему?
— Какой знак стоит в конце предложения? Для чего автор использует этот знак? (Автор просит зиму поскорее наступить.)
— Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)
— Как они летят?
— Почему они кричат?
— Они действительно испугались? Определите, какой прием использует автор? (Сравнение.)
— Почему журавли кричат?
— Куда летят птицы?
— Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему?
(После анализа дети читают все стихотворение выразительно.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.
— Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.
— Знаете ли вы, что у этого стихотворения есть продолжение? Попробуйте его найти, принесите на следующий урок.
Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть (с. 71).
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе
Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс
Физкультминутки для 1 класса в стихах
Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!