Развивающие игры для ребенка 4 лет дома с родителями. Примеры

Лучшие игры для детей от 4 до 5 лет

Кто сказал «Мяу»?

Эта игра-конкурс основана на звукоимитации. Посоревнуйтесь со своим малышом, вам понравится! Кто достовернее изобразит мычание коровы, лай собаки, мяуканье кошки и т. д., тот и выиграл.

Если ребенок справляется слишком легко, усложните задание и предложите изобразить голоса животных, которые могут жить, например:

— у австралийской бабушки (коала, кенгуру);

— у африканской бабушки (слон, страус). Ребенка развлечет уже то, что в Австралии и в Африке тоже живут бабушки!

❀ Игра развивает артистические способности, умение общаться.

Верный конь и слон домашний...

Предложите подобрать определения к словам.

Например: лиса — хитрая, рыжая; кошка — ласковая, мягкая; ежик — колючий, шустрый и т. д.

❀ Игра развивает речь, помогает ребенку обогатить словарный запас.

Что такое, кто такой?

Это «игра наоборот». Теперь вы даете различные определения, а ребенок должен догадаться, о каком предмете идет речь.

Например: румяное, спелое, наливное — яблоко; маленькая, серенькая, пугливая — мышка; яркое, золотое, сияющее — солнышко и т. д.

❀ Игра развивает речь, помогает ребенку обогатить словарный запас.

Забавные вопросы

Задавайте ребенку вопросы, в которых описываете предмет, не называя его, а используя сравнения и синонимы.

Например, что такое:

— жужжалка с крылышками? (Пчела.)

— ноги у машины? (Колеса.)

— лампочка на небе? (Солнце.)

— чирикалка с крылышками? (Птичка.)

— длинный коврик из асфальта? (Дорога, по которой вы едете.)

— поющая коробочка? (Радио.)

— шляпа у домика? (Крыша.)

— перчатки для ножек? (Носочки.) И т. д.

❀ Игра помогает ребенку обогатить словарный запас, учит рассуждать.

Все наоборот

Задача — научить ребенка употреблять антонимы (слова одной и той же части речи, противоположные по значению). Например, вы говорите: «Большой» — ребенок возражает: «Маленький».

Подобных пар много:

светло — темно;

горячо — холодно;

белый — черный;

легкий — тяжелый;

твердый — мягкий;

молодой — старый;

молчит — говорит;

плачет — смеется;

лето — зима и т. д.

❀ Игра помогает ребенку обогатить словарный запас, развивает логику, учит рассуждать.

Оденем куклу

Если вы взяли в путешествие куклу, не забудьте захватить и ее гардероб. Объясните ребенку: «Вот это — одежда зимняя, это — летняя, это — спортивная. Трусики и маечки — нижняя одежда, а платье с кружевами — нарядная». Пусть малыш повторяет за вами названия одежды — так он быстрее запомнит.

Вместе оденьте куклу: «Куда Ляля сегодня отправится? В гости? Тогда — вот нарядное платье». Если вы решите отправить Лялю в тренажерный зал — наденьте на нее спортивный костюм. А на прогулку — пальто, шапку и шарфик.

❀ Игра развивает мелкую моторику, помогает ребенку обогатить словарный запас.

Отгадай!

Рассадите игрушки вокруг малыша. Скажите, что вы загадали одну из них, пусть угадает какую. Скажите, где находится игрушка: «Она сидит сбоку от тебя» («перед тобой» или «за тобой»). Когда малыш отгадает, поменяйтесь местами. Рассадите игрушки вокруг себя, а загадывать будет ребенок — пусть теперь он скажет, где находится каждая игрушка.

Вскоре малыш так наловчится угадывать задуманные вами игрушки, что вы сможете усложнить задачу: вместо слова «сбоку» будете говорить «слева» или «справа».

❀ Игра развивает пространственное мышление, речь.

Покажи!

Скажите: «Видишь, у меня есть туфельки. Вот какие красивые! А у тебя есть туфельки?» Когда малыш похвастается, какие у него замечательные туфельки, продолжите: «У кого есть туфельки, тот пищит. Пи-пи-пи!» Малыш обязательно захочет повторить.

Продолжайте, пока хватит фантазии: «У кого есть носовой платок, тот хватается за нос! У кого есть бантик, тот хлопает в ладоши!»

❀ Игра развивает внимание, речь, координацию движений.

Живое - неживое

«Кошка», «рыбка», «птичка», «собачка» и некоторые другие известные малышу слова обозначают одушевленные предметы. Их немного, но и этого пока достаточно. Договоритесь с малышом, что он будет поднимать руки, если вы назовете слово, обозначающее живое существо (то, которое двигается). А если вы назовете слово, обозначающее что-нибудь неживое (неподвижное), пусть хлопнет в ладоши.

❀ Игра развивает внимание, речь, умение рассуждать.

Тили-бом!

Если вам предстоит долгая дорога, не теряйте времени зря и разучите стихотворение. Чтобы малыш быстрее запомнил слова, говорите нараспев, делайте ударения и «иллюстрируйте» рассказ действиями.

Например:

Тили-бом (хлопните в ладоши)!

Что за гром (закройте ладонями уши)?

Вот те раз (посмотрите на часы)!

Уже час (покажите один палец)!

Через некоторое время ваш малыш будет показывать вам пантомиму: закрывать ушки, смотреть на «часы» и протягивать пальчик!

❀ Игра развивает память, речь, координацию движений.

Воздушные буквы и волшебная палочка

Если ребенок уже начал знакомиться с алфавитом, обязательно поиграйте с ним в эту игру.

Скажите малышу, что у вас в руке волшебная палочка («волшебный карандаш» и т. д.).

«Напишите» букву в воздухе.

Попросите малыша угадать, что это за буква.

Предложите ему самому «написать» букву.

❀ Игра развивает воображение, внимание, помогает выучить алфавит.

Слова, слова...

В эту игру можно играть вдвоем, а можно — большой компанией. Участники по очереди называют слова, начальные буквы которых должны совпадать с окончанием предыдущего слова. Например: щеткА-АпельсиН- НиткИ-Ива и т. д.

Можно усложнить игру, сделав ее тематической.

Например, называть только «съедобные» слова: хлеБ-БулкА-Абрикос и т. д.

Самые сложные варианты игры в слова — это «Города и страны» (МосквА-АнапА-Адлер и т. д.) и «Имена» (АнЯ-ЯнА-Александр и т. д.).

❀ Игра помогает ребенку обогатить словарный запас.

Театр на ладошке

Нарисуйте шариковой ручкой на ваших пальцах или пальчиках малыша забавные рожицы (глазки-точки, нос-кнопку, улыбку, веснушки).

Дайте имена персонажам вашего будущего спектакля.

Разыграйте какую-нибудь историю с их участием.

❀ Игра развивает воображение, речь, артистические способности, мелкую моторику.

Игра с невидимками

Самый лучший мобильный тренинг воображения — игра с невидимыми предметами, особенно в дороге. Притворитесь, что держите в руках какой-то предмет и что-то делаете с ним.

Например, пьете чай. Обращаясь к малышу, скажите: «Я собираюсь пить чай! А ты хочешь?» Изобразите «чашки» (с помощью ладоней), поставьте их на блюдца-невидимки. «Разлейте» чай из воображаемого чайника. Подержите невидимую чашку за ручку, «попейте чайку».

Действия должны быть знакомы ребенку. Например, можно вместе придумать пантомимы «Чистим зубы», «Умываемся», «Причесываемся», «Играем с мячиком» и т. д.

❀ Игра развивает воображение, речь, артистические способности, мелкую и общую моторику.

Гляделки

Это русская народная забава, правила которой все знают.

Двое садятся напротив друг друга и начинают пристально глядеть «глаза в глаза».

Ничего сложного, но нужно соблюдать два условия: не моргать и не улыбаться. Моргнул или улыбнулся — проиграл.

❀ Игра развивает умение общаться.

Танцуют все!

Малыш устал все время сидеть? Значит, нужно размяться. Сейчас мы будем танцевать — сидя!

Не поднимаясь с сиденья, вы будете показывать «танцевальные» движения, а ребенок повторять. Если вы путешествуете в компании из нескольких ребятишек, то можно устроить конкурс. Выигрывает самый внимательный.

Темп постепенно ускоряется, движения усложняются.

Начинается игра с простых движений.

Первая фигура:

2 хлопка (раз-два),

3 хлопка (раз-два-три) — движения повторяются два раза.

Вторая фигура (руки находятся на поясе):

раз — вытянуть вперед правую ногу, поставить ее на пятку;

два — то же движение — для левой ноги;

затем 4 притопа обеими ногами.

Третья фигура:

наклон головы вправо;

наклон головы влево;

затем 3 хлопка.

Сидя можно станцевать и «Танец маленьких утят».

❀ Игра развивает умение общаться.

Попрыгунчик

Из обыкновенной пластиковой бутылки из-под минеральной воды или лимонада вместе с малышом легко можно сделать забавную игрушку. Отрежьте донышко высотой 10-15 см.

Предложите ребенку надрезать край заготовки, как показано на рисунке.

Надрезанные части отогните кверху.

Если поставить попрыгунчика на столик и придавить его, а затем резко отпустить, то он начнет прыгать.

❀ Игра развивает мелкую моторику, пространственное мышление, творческие способности.

Кувыркалка

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки.

Отрежьте донышки высотой 10-12 см.

В одном из донышек сделайте надрез.

Внутрь положите яблоко или апельсин, а затем вставьте донышки одно в другое и закрепите скотчем. Готовая кувыркалка должна быть длиной примерно 17-20 см.

Поставьте игрушку на нагнув поверхность и, чуть-чуть наклонив вперед, отпустите. Двигаться игрушка будет очень необычно!

Игрушки, сделанные своими руками, тем более движущиеся, приводят детей в восторг!

❀ Игра развивает любознательность, мелкую моторику, творческие способности.

Головоломки

Попросите ребенка переложить 2 спички так, чтобы из домика получился флажок.

Попросите ребенка переложить 1 спичку так, чтобы повернуть домик в другую сторону.

Попросите ребенка переложить 2 спички так, чтобы олень посмотрел в другую сторону.

Попросите ребенка переложить 3 спички так, чтобы убрать мусор из совочка.

Попросите ребенка переложить 3 спички так, чтобы ваза превратилась в телевизор.

❀ Игры-головоломки развивают внимание, логику, пространственное мышление, умение находить нестандартные решения.

Загадки

Обязательно купите сборник загадок! Многие загадки вы помните с детства, но хватит ли этого запаса на весь путь?

Загадки развивают воображение и фантазию, расширяют словарный запас и кругозор, учат думать и рассуждать.

Пухом землю замело —

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки. (Снежинки)

 

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

 

Без крыльев, а летает,

Никто ее не бьет, а она плачет. (Туча)

 

По веткам скачет, да не птица,

Рыжая, а не лисица.   (Белка)

 

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

 

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят...    (Черепахи)

 

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

 

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Еж)

 

Серый, зубастый – по полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

 

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход! (Крокодил)

 

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки. (Мышь)

 

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

 

Кто самый главный из зверей,

Кто всех важней и всех сильней? (Лев)

 

Под соснами, под елками,

Лежит мешок с иголками. (Еж)

 

Зелененький листочек

Скакал меж бурых кочек.

Поквакал в теплой луже

И муху съел на ужин! (Лягушка)

 

Теремок ползет.

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая. (Улитка)

 

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой,

Вот он встал и зашипел.

Подходи, кто очень смел! (Змея)

 

На дереве сидит,

«Кар-кар!» кричит. (Ворона)

 

Нос длинный,

Ноги длинные,

По болоту бродит,

Лягушек находит. (Цапля)

 

Кто в лесу деревья лечит:

Постучит — им сразу легче? (Дятел)

 

Не ворона, не синица —

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу: «Ку-ку!» (Кукушка)

 

Что за пуля — летит и жужжит? (Жук)

 

Не птичка, а с крыльями:

Над цветами летает,

Нектар собирает. (Бабочка)

 

Сначала ткет,

Потом плетет,

Устанет —

Добычу ждет. (Паук)

 

Мягкие лапки,

На лапках — царапки. (Кошка)

 

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

 

Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает. (Гусеница)

 

Через море-океан

К нам плывет живой фонтан.   (Кит)

 

Лежит замарашка

В щетинистой рубашке —

Хост крючком, нос пятачком. (Свинья)

 

Раньше всех встает,

«Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух)

 

Что за птица:

Людей не боится,

Не летает высоко

И поет лишь: «Ко-ко-ко»? (Курица)

Скороговорки

Скороговорки помогут вашему малышу научиться правильно произносить звуки.

Читайте скороговорки, а малыш пусть повторяет, пытаясь четко проговаривать звуки в, ф, т, д, к, г, х.

* * *

Ва-ва-ва — вот высокая трава;

во-во-во — как вокруг красиво;

вы-вы-вы — даже выше головы;

ву-ву-ву — васильков букет нарву;

ви-ви-ви — меня громко позови;

ве-ве-ве — я сижу на дереве;

вё-вё-вё — в гости всех позовем;

вя-вя-вя — воробей съел червя;

вю-вю-вю — локоны завью.

* * *

Варежки у Вари пропали

На бульваре.

* * *

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

* * *

Водовоз вез воду из водопровода.

* * *

Фа-фа-фа – вот стоит софа;

фо-фо-фо - вот магнитофон;

фу-фу-фу – рады мы шарфу;

фы-фы-фы — вот шкафы;

фа-фа-фа — - город наш Уфа;

фу-фу-фу - едем мы в Уфу.

* * *

У Феофана Митрофаныча

Три сына Феофаныча.

* * *

Наш Филат не бывает виноват.

* * *

У Фимки в гостях Фенька.

* * *

У Фомки в гостях Фая,

У Фаи в гостях Фомка.

* * *

Сидел тетерев на дереве,

А тетерка с тетеревами — на ветке.

* * *

Банты у Ани,

Ленты у Тани.

* * *

В дупле на дубе дятла дом,

Целый день сидит он в нем.

* * *

Несу к огороду

Холодную воду.

* * *

У Дуни в колодце всегда

Чудо-чудо вода!

* * *

Динь-динь-динь,

Динь-динь-динь!

Дима в комнате один.

* * *

Вокруг елки мы ходили,

Хороводики водили.

* * *

На меду медовик, а мне не до медовика.

* * *

Шел деготник, а мне не до деготника,

Не до деготниковой жены.

* * *

Рододендроны из дендрария.

* * *

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

* * *

На иве — галка, на берегу — галька.

* * *

Клади в угол уголь.

* * *

Курносенький Егорка вскарабкался на горку.

Не поймет Егорка, что за гребнем горки:

«Может, там еще гора

И огромные луга?»

* * *

Как рубин, стал гранат,

Как агат, виноград.

* * *

У Ангелины — ангина, ангина у Ангелины.

* * *

Дед Михай надел малахай.

* * *

Муха-горюха села на ухо.

* * *

Уха была неплоха, неплоха была уха.

* * *

Прохор и Пахом ехали верхом,

Ехали верхом Прохор и Пахом.

* * *

Грызет белка орех,

А ребятам — смех.

* * *

Архип охрип.

Охрип Архип.

* * *

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

— Ха-ха-ха-ха!

* * *

Пусть плачет, если хочет, кто-то.

А я не плачу. Неохота.

Считалки

Считалки — не только «объективный» способ выбрать водящего в игре, но и полезное занятие для развития речи и дикции: произносить считалку нужно быстро и четко, соблюдая ритм, а это не так просто!

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей!

 

Раз, два, три, четыре!

Меня грамоте учили:

Не читать, не писать,

Только по полю скакать!

Я скакала, я скакала,

Себе ноженьку сломала,

Меня мама увидала

И за доктором послала.

Доктор едет на свинье,

Балалайка на спине,

А гитара — на носу!

Любит доктор колбасу!

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Надо, надо, надо спать!

И не надо куролесить!

Кто уснул — тот видит сон,

Кто не спит — тот выйди вон!

 

Ежик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

 

У окна — калина.

У калины — Ната, Нина, Мила.

У Наты — платок.

У Милы — венок.

А у Нины — цветок.

 

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде зайчику скакать:

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами — щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты!

Ты, волчище, погоди:

Как попрячемся — иди!

 

До-ре-ми-фа-соль-ля-си,

Села кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились!

 

Забрался медведь в колоду:

Захотелось мишке меду.

Кто не верит — погляди

И из круга выходи!

 

Шел утенок по дорожке,

Видит он — лежат сапожки,

Стал сапожки он носить.

Выходи, тебе водить!

 

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, это я!

 

Дора, Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора,

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать.

Мы связали руки-ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружево, ботинки...

Что угодно для души ?

 

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

— Приходите все на чай!

Сколько чаек? Отвечай!

 

— Заяц белый, куда бегал?

— В лес дубовый!

— Что там делал?

— Лыко драл!

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто украл?

— Родион!

— Выйди вон!

 

Тучи-тучи - туч и-тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит — выйди вон!

 

Шла кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду,

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Отжимай один кулак!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею — малы дети.

Все кричали: «Ку-ку-мак!»

Убирай один кулак!

 

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки — на окошке,

Две Аринки — на перинке,

Две Танюшки — на подушке,

А Петрушка — в колпачке,

На дубовом сундучке!

 

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы,

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать!

Воевода — из народа,

Выходи из хоровода!

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец!

 

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

На диване ехал слон.

Кто не верит — выйди вон!

 

Трынцы - брынцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

 

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей?

Говори поскорей!

 

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

 

Конь ретивый, с длинной гривой,

Скачет, скачет по полям —

Тут и там! Тут и там!

Где проскачет он —

Выходи из круга вон!

 

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили.

Кто не хочет заплатить —

Вот тому теперь водить!

 

Раз, два, три, четыре, пять!

Нам друзей не сосчитать!

А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга!

 

Раз, два, три, четыре!

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я —

Вот и вся моя семья!

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех начну считать опять!

 

Шишел-мышел

Сел на крышу.

Шишел-мышел

Взял — и вышел!

 

Раз, два, три, четыре, пять!

Я опять иду искать!

Кто не спрятался —

Я не виноват!

 

Эники-беники

Ели вареники.

Эники-беники-бац!

 

Эне-бене, рики-факи,

Турбо-урбо, сентябряки,

Дэу-дэу-краснодэу, бац!

 

Ехала машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес —

Выходи на букву «С»!

Похожие статьи:

Игры на прогулке с детьми 5-7 лет

Игры в дороге для детей 4-5-6 лет

Развивающие игры в картинках для детей 6-7 лет

Музыкальная игра для детей 5-6 лет

Игры считалки для детей 4-6 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!