Игры на прогулке с детьми 5-7 лет
Играем на прогулке с детьми
Совместные прогулки с детьми — одна из популярных форм досуга. Это очень удобное время для игр. Правда, они не являются единственным занятием на прогулке, но делают отдых интенсивным, наполненным.
Какие же игры наиболее подходят для прогулки? В первую очередь подвижные, которые развивают у детей быстроту и точность движений, ловкость, смелость и, конечно, вызывают положительные эмоции у всех игроков. Это игры-ловушки, игры-соревнования, игры с мячом и множество других.
Широкий круг русских народных игр позволяет выбрать те, которые можно использовать в различные времена года (так, отдельно выделяют зимние игры со снежками), в различных условиях: во дворе дома, на лесной полянке, на берегу реки. Среди них и парные, и командные игры.
Итак, играем на прогулке!
Игры-прятки
Палочка-выручалочка
Водящий выбирается с помощью считалки. Кто-нибудь из играющих бросает палочку как можно дальше, все прячутся. Водящий бежит за палочкой, возвращается, стучит ею (по стене, скамейке и т. д.). При этом может приговаривать:
Палочка пришла,
Никого не нашла.
Кого первым найдет,
Тот за палочкой пойдет.
Или:
Раз, два, три, четыре, пять —
Я иду искать.
Кто не схоронился —
Я не виноват.
Кто за мной стоит —
Тот в огне горит.
Водящий кладет палочку и ищет спрятавшихся, стараясь далеко не отходить. Заметив кого-то из играющих, кричит: «Вижу... (называет имя)», бежит к палочке, приговаривая: «Стук-стук, палочка на месте». Так находят всех участников игры. Первый найденный при повторении игры должен водить.
Однако игрок, которого увидели, может добежать до палочки раньше водящего со словами: «Палочка- выручалочка, выручи меня» — и постучать. Затем опять бросить ее как можно дальше и, пока водящий ищет палочку, вновь спрятаться.
Игрок, которого все-таки нашли и «застукали», стоит около палочки. Но его можно выручить. Пока водящий ищет остальных, кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет имя игрока)», стучит ею, затем бросает как можно дальше. Пока водящий ищет, дети прячутся.
Указания к проведению: в эту игру можно играть и вдвоем, и небольшой группой. При большом количестве участников игра проходит интереснее: можно использовать переодевание, выручать друг друга (взрослые при этом должны выступать инициаторами). Следует помнить правила: водящему нельзя подсматривать, когда все прячутся, игрокам можно перебегать с одного места на другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и кладет ее на место. Водящий должен искать по всей площадке, а не стоять возле палочки. Игру можно проводить и во дворе, и на лесной поляне, но на ограниченной площадке. Наиболее удобна для игры палочка длиной 50—60 см.
Игры с выбором
Золотые ворота
Выбирают двух игроков посильнее. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто — луной. Затем дети становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота. Изображающие ворота в это время говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади названного игрока.
Когда все сделают выбор, две команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.
Указания к проведению: в игре участвует четное количество игроков, от 6 и более. Проводится она на свободной площадке. Лучше, если ворота изображают взрослые. Чтобы не быть пойманными, участники могут ускорять шаг, переходить на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют темп речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руки хотя бы с одним игроком. Кто нарушает это правило, считается пойманным.
Прорываты
Играющие по сговору делятся на 2 команды. Взявшись за руки, они выстраиваются друг напротив друга цепочкой на расстоянии 7—8 шагов. Затем из каждой команды по очереди начинают звать: «Тары-бары, дайте... (имя)». Названный отделяется от команды и бежит к зовущим, а подбежав, старается прорвать образованную ими цепь. Если ему это удалось, он уводит в свою команду одного из «оторванных» — по выбору; если нет, то сам остается в чужой команде. «Прорыв» происходит попеременно до тех пор, пока в какой-нибудь команде останется только один играющий.
Бояре (вариант)
Разделившись на 2 команды, участники игры поочередно приближаются друг к другу равномерным шагом в такт приговорки. Одна группа задает вопрос, другая отвечает.
— Бояре, мы к вам в гости пришли, Дорогие, мы к вам в гости пришли.
— Бояре, а зачем пришли, Дорогие, а зачем пришли?
— Бояре, нам невеста нужна,
Дорогие, нам невеста нужна.
— Бояре, а какая вам нужна,
Дорогие, а какая вам нужна?
— Бояре, нам вот эта нужна,
Дорогие, нам вот эта нужна.
— Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят.
— Бояре, а мы пряничком ее,
Дорогие, а мы пряничком ее.
— Бояре, она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест.
— Бояре, а мы плеточкой ее,
Дорогие, а мы плеточкой ее.
— Бояре, она плеточки боится,
Дорогие, она плеточки боится.
— Бояре, отворяйте ворота,
Отдавайте нам невесту навсегда!
При словах «нам вот эта нужна» выбранный игрок поворачивается спиной к команде соперников и в таком положении ходит до конца «переговоров». По окончании «переговоров» бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки игроков другой команды. Если ему не удается прорвать цепь, он остается у соперников, а если удается, возвращается в свою команду и уводит с собой «пленника». Побеждают те, кому удается перевести к себе всех игроков.
Указания к проведению: дошкольникам наиболее интересен вариант «Бояре». Цепочки могут быть небольшие — 3—4 человека. Участники договариваются, кого они будут выбирать. Момент выбора — самый эмоциональный в игре.
Игры-соревнования
Перегонки и взапуски
Играющие становятся в ряд и бегут до заданного места. Задача каждого — отличиться перед другими. Дистанция определяется в зависимости от физических возможностей игроков. Удовольствие доставляет не только победа, но и участие в совместном забеге.
Указания к проведению: в эту игру лучше играть вдвоем. Ее можно предложить ребенку в различных ситуациях, например когда идете в детский сад или возвращаетесь домой: «Кто быстрее до той березы?» Играющие бегут до установленного места.
Тяни-толкай
Соревнуются пары в беге на 20—30 метров. Игроки бегут, взявшись за руки и прижавшись спиной друг к другу. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит лицом, а в другую пятится спиной.
Указания к проведению: в эту игру можно играть вчетвером. Рекомендуем такое сочетание пар: взрослый и ребенок (мама с сыном, папа с дочкой) или взрослые (одна пара) и дети (другая пара). Игра проводится на просторной площадке. Правила: нельзя поднимать и нести партнера на себе; упавшие или запутавшиеся выбывают из игры.
Репка
Изображающий репку (его выбирают с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенек, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть» репку, т. е. оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».
Указания к проведению: минимальное количество участников — 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких неудачных попыток «вытянуть» репку выбирается новая репка. Все играющие должны побывать в этой роли.
Редька
Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется бабушка, все остальные — редьки.
Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». — «Кто тут?» — «Ивашка Попов». — «Зачем пришел?» — «За редькой». — «Не поспела, приходи завтра».
Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал — бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дергает всех по очереди.
Указания к проведению: в игре может быть 4 участника и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков — кого за голову, кого за руки и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».
Круговая веревочка
Играющие связывают концы веревки и становятся в круг, держась за нее руками. Водящий, выбранный жеребьевкой, становится в центр круга и старается ударить кого-нибудь по руке. Игрок должен стараться заметить такое движение и отнять руку от веревки.
Указания к проведению: в игре участвуют 4 и более игроков. Игра проходит оживленнее, если водящий использует обманные жесты. Правила: нельзя отнимать сразу обе руки от веревки; водящий водит до тех пор, пока не ударит кого-нибудь по руке.
Курилка
Играющие садятся рядом довольно близко друг к другу, и кто-нибудь зажигает тонкую лучинку. Когда она хорошенько разгорится, то ее тушат и передают из рук в руки до тех пор, пока огонь еще тлеет. Тот, в чьих руках она потухнет, должен исполнить какое- либо приказание. Передавая лучинку, все поют или приговаривают:
Жил-был Курилка,
Жил-был Душилка.
Уж у Курилки,
Уж у Душилки
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Не умри, Курилка,
Не умри, Душилка!
Ножки маленьки,
Душа коротенька.
Жив, жив Курилка.
Жив, жив Душилка!
Указания к проведению: в эту игру хорошо играть в лесу у костра. Приказания могут быть самые разные: исполнение песен, стихов, скороговорок, выполнение различных движений, изображение чего-либо или кого-либо (изобразить медведя, самовар и т. п.).
Игра с подражанием
Змейка
Играющие берутся за руки, образуя цепь. Один из крайних в цепи становится водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев,
Указания к проведению: минимальное количество участников — 3 человека, играть можно в любое время года на просторной площадке. Правила: играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась, точно повторять движения водящего. Чтобы игра проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, по сигналу водящего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.
Игры-загадки
В кучки
Водящий, выбранный с помощью считалки, берет по одной вещи у играющих, прячет в кучки песка так, чтобы в одной из них было две вещи, в другой — одна, в третьей — ни одной. Спрятав предметы, водящий
Указания к проведению: в игре участвуют 3 человека. Ее хорошо проводить во время летнего отдыха у реки, у моря. Прятать можно камушки, шишки и другие предметы. Важно помнить, что играющие делают выбор по очереди, игра продолжается, пока вызывает интерес.
Дедушка Мазай
По жребию выбирают отгадчика — дедушку Мазая. Остальные игроки отходят в сторону, договариваются, как они будут объясняться с ним.
Затем все подходят к отгадчику, кланяются:
— Здравствуй, дедушка Мазай!
— Здравствуйте, ребятки! Где вы были? Что делали?
— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Играющие представляют знаками, жестами какое- нибудь занятие, работу (ягоды собирали, белье стирали и т. п.). Отгадчик должен назвать, что ему показывают. Угадает — играющие разбегаются. Кого дедушка Мазай поймает, тот становится водящим.
Указания к проведению: в этой игре участвуют от 2 до 7 человек. Вдвоем можно играть и дома. Правило: играющие должны убегать только после того, как отгадчик назовет задуманное ими, ловить играющих можно до определенных границ. Самый эмоциональный момент игры — загадывание, показ работы (задания). У детей развивается способность имитировать трудовые действия, сообразительность.
Краски
По жребию выбирают хозяина и покупателя. Остальные игроки — краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину, он приглашает покупателя. Покупатель стучит: «Тук, тук!» — «Кто
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси-поноси и нам приноси!» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!» Если же покупатель угадал цвет, то забирает краску себе.
Когда покупатель отгадает несколько красок, он становится хозяином, а новый покупатель выбирается из числа угаданных красок.
При большем количестве участников можно выбрать двух покупателей: сначала с хозяином разговаривает один, затем другой. Они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.
Указания к проведению: максимальное количество участников — 5—6 человек. Игра требует большого пространства. Она может быть усложнена тем, что покупателю предлагают поймать угаданную краску. При этом определяют границы, до которых разрешается ловить игроков. В этой игре у ребенка развиваются произвольность внимания, память: надо вспомнить, какие существуют цвета, удержать в памяти загаданные краски.
Обыкновенные жмурки
Одному из играющих — жмурке — закрывают глаза, отводят от остальных игроков и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне». — «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!»
После этих слов игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Кривой петух (вариант)
Одному из играющих завязывают глаза и сажают на скамейку. Все подходят к нему, говорят: «Прощай, кривой петух!» — и быстро расходятся по площадке.
Водящий — кривой петух — встает со своего места и идет искать. Найденного игрока старается рассмешить, чтобы отгадать, кто он. Если тот будет узнан, становится водящим.
Указания к проведению: игра проводится на просторной площадке. Границы ее должны быть точно определены, и выходить за них игроки не должны. Если границу площадки переходит жмурка, то его останавливают словом «огонь». Играющие должны бегать около жмурки неслышно. Те, кто посмелее, могут подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и убежать, могут за спиной жмурки произнести: «Ку-ку», «Ау-у» ит. п. Образцы таких игровых ситуаций показывают взрослые.
Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.
Филин и пташки
Играющие выбирают с помощью считалки филина, он уходит в свое гнездо. Оставшиеся выбирают для себя названия птиц, голосу которых хотят подражать, и «разлетаются» по площадке. По сигналу «Филин!» все стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Птицелов (вариант)
Игроки встают в круг, птицелов с завязанными глазами — в центре. Птицы ходят вокруг птицелова, произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птицы весело поют.
Ай! Птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие замирают на месте, и он начинает искать. Тот, кого нашли, подражает крику птицы, которой он назвался. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Указания к проведению: игра проводится на просторной площадке. Количество участников — 3 человека и более. Гнезда лучше выбирать на пнях, скамейках. От филина птицы прячутся каждая в своем гнезде («Филин и пташки»).
Охотники и утки
На площадке чертят 2 линии на расстоянии б—8 м одна от другой, произвольно определяют ширину площадки (тоже ограничивают линиями). Играющие по сговору делятся на 2 команды — охотников и уток. Охотники становятся за начерченными линиями, утки располагаются в центре. Охотники перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в уток. Осаленная мячом утка выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «подстрелены» все утки, после чего команды меняются ролями.
Указания к проведению: в этой игре может участвовать от 4 до 12 человек. Лучше играть во время прогулки в лесу, выбрав ровную полянку. Мяч должен быть среднего размера (лучше волейбольный). Правила: охотники не имеют права заступать за черту, нельзя осалить утку мячом, отскочившим от земли; «подстреленная» утка временно не участвует в игре (пока не будут осалены все утки и команды не поменяются местами).
Каждая команда имеет своего капитана («мати»). Он может выручить проигравшую команду, если выполнит задание: в течение 10—12 перебросов мяча ни разу не будет «подстрелен».
Утки могут ловить мяч («свечи») — это запасные очки, в таком случае последующее попадание в утку не засчитывается.
Игра особенно интересна для младших школьников (у них лучше развит глазомер, больше точности в выбивании уток). Однако дошкольников тоже можно привлекать к игре, при этом в каждой команде должны быть взрослый и ребенок.
Летучий мяч (собачки)
Играющие встают в круг, водящий находится в середине. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если это ему удается, он встает в круг и заменяет игрока, неудачно бросившего мяч, или игрока, у которого был мяч во время прикосновения водящего.
Указания к проведению: минимальное количество играющих — 3 человека. Игра проводится на свободной площадке. Необходимо соблюдать правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, игроки не должны задерживать мяч.
Если в игре много участников — можно выбрать двух водящих. Водящий имеет право касаться не только мяча, находящегося у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, но и мяча, вылетевшего за круг. Наибольший интерес такой вариант игры вызывает у младших школьников.
Зевака
Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-нибудь из игроков не уронит его. Уронивший встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1—2 упражнения с мячом. Можно брать фанты с провинившихся, а при их разыгрывании предлагать выполнить упражнения с мячом: высоко подбросить мяч и, когда тот отскочит от земли, поймать его; подбросив мяч вверх, прохлопать несколько раз в ладоши и поймать мяч.
Статуи (вариант)
Все участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Кто не поймает, должен остаться в той же позе, в какой был при падении мяча, и не двигаться до окончания игры. Если все играющие окажутся статуями, кроме одного, то последний может оживить их: встать в середину круга, подбросить и поймать мяч 10 раз (может быть и другое задание по договоренности участников). Если же он уронит мяч, последняя статуя становится в середину круга и оживляет остальных тем же способом.
Указания к проведению: в эту игру лучше играть небольшим составом. Она интереснее для детей дошкольного возраста. Мяч можно взять любой величины в зависимости от умений детей; чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения.
Следует помнить правила: мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга; если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.
Мячик кверху
Участники встают в круг. Водящий, выбранный по жребию, идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит к нему ближе всех. «Запятнанный» становится водящим. Если же водящий промахнулся, то он остается в этой роли, и игра продолжается.
Указания к проведению: в эту игру можно играть небольшим составом — 3—4 человека. Участники должны быть очень внимательны, быстро реагировать на сигнал.
Если водящий не поймал мяч, который далеко укатился, прежде чем кричать: «Стой!», ему нужно догнать мяч и вернуться на свое место. Если кто-то из играющих после команды «Стой!» продолжал двигаться, то он
Игры-ловишки
Салки, или пятнашки
По жребию выбирают одного водящего — салку, или пятнашку. Условно устанавливают границы площадки. Играющие разбегаются, а водящий догоняет их, стараясь коснуться кого-либо рукой, осалить, «запятнать». Кого догонит, осалит, тот становится салкой, пятнашкой. Он начинает ловить играющих, а бывший салка убегает со всеми. В игру можно играть, пока не надоест.
Салки с домом (вариант)
Для игроков чертится на площадке «дом», где их нельзя пятнать, салить. Салка может салить только вне «дома».
Турецкие салки (вариант)
Не салят того, кто успел сесть по-турецки.
Салки «ноги от земли» (вариант)
Спасаясь от салки, играющие должны оторвать ноги от земли. Для этого они встают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх.
Указания к проведению: для игры выбирается просторная площадка. Количество играющих — от 3 человек и более. Бегать можно только в пределах установленной площадки. Кто выбежал за ее границы, считается пойманным и становится салкой. Каждый новый водящий должен объявлять, что он стал салкой, или пятнашкой, чтобы все знали, от кого спасаться. Водящий не должен бегать только за одним играющим. Об этом напоминают игровые приговоры, которые очень любят дети:
За одним не гонка —
Поймаешь поросенка!
Современный вариант:
За одним не гонка —
Я не пятитонка!
В этой игре воспитываются смелость, способность мобилизоваться и избежать опасности. Одобрение взрослого помогает робкому ребенку преодолеть неуверенность в себе.
Лямки, или ловишки
Один из играющих — водящий. Его называют ляп- кой. Он бегает за игроками, старается кого-нибудь осалить, приговаривает: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий тоже пытается догнать игроков и передать кому-то из них ляпку. Игроки, убегая от водящего, поддразнивают его: «Не дашь ляпок, не вырастишь с вершок!»
Можно играть и так. Водящий ловит участников игры и спрашивает у пойманного: «У кого был?» — «У тетки». — «Что ел?» — «Клецки». — «Кому отдал?»
Пойманный называет по имени одного из игроков, и тот становится водящим.
Слепок (вариант)
Один из играющих по жребию становится к стене, он называется слепок. Остальные подходят к нему и приговаривают: «Я у печки стою, щи варю, приговариваю». Потом каждый ударяет его ладонью по спине, и все разбегаются. Слепок ловит игроков; тот, кого он ударит рукой, делается слепком, от которого уже он сам спасается бегством.
Указания к проведению: эти игры можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками в самых различных условиях. Количество участников — 3 человека и более. Правила: ловить играющих — значит прикоснуться к кому-либо рукой, но не хватать игрока и не тащить его.
Колдуны
Жеребьевкой выбирают колдуна. Он бегает за играющими, стараясь поймать их. Первый, кого колдун поймает, должен остановиться и не двигаться с места. Другие игроки имеют право снять с него чары, освободить. Для этого надо быстро подбежать и дотронуться до него рукой. Но колдун зорко следит за всеми, стараясь никого не подпустить и поймать остальных.
Указания к проведению: игра проводится в любое время года на просторной площадке. С большим количеством участников она проходит интереснее. Можно выбирать двух колдунов (взрослый и ребенок). Когда водящий «заколдует» всех участников, выбирается новый колдун из их числа.
«Горячее место»
На земле обозначают чертой «горячее место». Один из играющих, выбранный по жребию, водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Играющие стараются проникнуть в «горячее место». Водящий не пускает и старается ударить или поймать их. Побитый делается помощником водящего и вместе с ним ловит остальных игроков. Попавший в горячее место может отдыхать там сколько угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его.
Когда все переловлены, игра начинается снова: первый побитый делается водящим и охраняет «горячее место».
Указания к проведению: игра требует от игроков сноровки и ловкости. Проводится она, как и все игры-ловишки, на просторной площадке. Участие взрослого помогает регулировать физические нагрузки детей.
Баба-Яга
Один из играющих, выбранный по жребию Бабой- Ягой, становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:
Баба-Яга, костяная нога.
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугался народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
Или:
Бабка-Ежка, костяная ножка,
С печки упала, Ножку сломала.
Пошла по улице,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать увертывающихся и убегающих игроков. Тот, кого она поймала, становится Бабой-Ягой, и игра продолжается.
Указания к проведению: игра интересна и дошкольникам, и младшим школьникам. Минимальное количество участников — 3 человека. В руках у Бабы-Яги по желанию игроков может быть ветка— «помело», которой она их салит. В начале игры следует определить пространство, на котором участники бегают от Бабы-Яги.
Лиса
Играющие считаются до тех пор, пока не останется 1 человек. Его дразнят: «Лиса, лиса, долгой хвост!» Лиса бросается ловить игроков, и тот, кого она поймает, помогает ей ловить остальных.
Указания к проведению: чем больше участников игры, тем она интереснее. Следует соблюдать правило: ловить игроков можно только в пределах установленной площадки. Игра продолжается, пока все игроки не будут пойманы.
Лиса, в норку
Выбирают лису и ограничивают место — норку, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т. д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается осалить кого-нибудь рукой. Если замечают, что она стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: «Лиса, в норку, лиса, в норку!»
Тот, кого лиса ударила, становится лисой, а первая лиса присоединяется к играющим.
Указания к проведению: в эту игру можно играть как втроем, так и большим составом. От водящего требуется особая сноровка, поэтому вначале роль лисы лучше взять на себя взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес.
Лягушка
Играющий, который изображает лягушку, садится на корточки. Участники игры подходят к нему со словами: «Я в лягушачьем дому, что хочу, то делаю; лягушка-то дура, губы-то надула».
Лягушка встает и догоняет играющих, которые стараются добраться до своего домика. Добежавший игрок говорит: «Дома» или: «В своем дому». Пойманный становится лягушкой.
Указания к проведению: следует соблюдать правила — лягушка начинает ловить только после дразнилки, ловит только на бегу. В начале игры обозначают дом лягушки и дома остальных игроков.
У медведя во бору
Играющие жеребьевкой выбирают медведя, который живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами, приговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь простыл,
На печи застыл!
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит
И на нас рычит!
Медведь начинает ворочаться, потягиваться, выходит из берлоги и ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем.
Указания к проведению: в игре могут участвовать дети дошкольного и младшего школьного возраста от 3 человек и более. Следует соблюдать правила: медведь не имеет права выбегать, пока играющие не скажут последние слова речитатива (дразнилки), игроки могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить медведя (взрослые показывают образец); ловить игроков можно только в пределах установленной площадки.
Ястреб и птицы
Ястреб, выбранный жеребьевкой, прячется от птиц. Когда они приближаются к нему, выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится ястребом. Игра повторяется.
Указания к проведению: минимальное количество игроков — 3 человека, игру интереснее проводить на лесной полянке, где ястреб может спрятаться в кустах, за деревьями, чтобы напасть неожиданно. Птицы должны летать по всей площадке, приближаясь к дому ястреба.
Пчелки и ласточки
Играющие — пчелы летают на поляне и поют, приговаривают:
Пчелки летают,
Медок собирают.
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка, выбранная жеребьевкой, сидит в своем гнезде и слушает их пение. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный становится ласточкой, игра повторяется.
Указания к проведению: минимальное количество играющих — 3 человека. Взрослые, участвующие в игре, должны соизмерять физические возможности детей и свои. Однако явно «поддаваться» детям не нужно, иначе игра потеряет для них интерес. Важно соблюдать правила: пчелы должны летать по всей площадке и удаляться только после слов ласточки.
Гуси-лебеди
Играющие выбирают волка и хозяина, сами изображают гусей. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — поле. Между ними находится логово волка. Все гуси летят на поле травку щипать. Хозяин зовет их:
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
— Что он делает?
— Зубы точит,
Нас съесть хочет.
— Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Игра заканчивается, когда все гуси пойманы.
Можно использовать и такую концовку: когда волк всех переловит, хозяин топит баню и приглашает волка, волк изображает, что парится. Затем хозяин говорит ему: «Волкушко, я тебе коровушку брошу» — и бросает палку. Волк бежит за палкой, а гуси в это время убегают к хозяину.
Игру можно усложнить, введя в нее второго волка.
Указания к проведению: в игре принимают участие 5 и более игроков. Она проводится на просторной площадке. Интересно играть на лугу, на лесной поляне. Правила: гуси должны летать по всей площадке, им разрешается возвращаться домой только после слов, сказанных хозяином. В конце игры можно отметить лучших гусей (ни разу не попавших к волку) и лучшего волка (поймавшего больше гусей).
Коршун
Из наиболее сильных игроков выбирают коршуна и наседку. Коршун сидит на земле и копает ямку. К нему подходит наседка, за которой гуськом, крепко держась друг за друга, стоят детки. Наседка начинает с коршуном разговор:
— Коршун, что ты делаешь?
— Ямку рою.
— Зачем тебя ямка?
— Копеечку ищу.
— Зачем тебе копеечка?
— Иголочку куплю.
— Зачем тебе иголочка?
— Мешочек сшить.
— Зачем тебе мешочек?
— Камешки класть.
— Зачем тебе камешки?
— В твоих деток кидать.
— За что?
— Ко мне в огород лазят!
— Ты бы делал забор повыше,
а коли не умеешь, так лови их.
Коршун бросается на цыплят: сначала на последнего, стараясь поймать его и «оторвать» от остальных. Мать защищает своего цыпленка, который тоже старается увернуться от рук хищника. Когда коршун переловит всех, игра кончается.
Указания к проведению: в игре участвуют 4 и более игроков. Мама и папа могут выступать в роли коршуна и наседки. Хорошо, если коршун будет использовать различные хитрости, например, неожиданно повернется в другую сторону и схватит цыпленка. Движения коршуна должны быть забавны. Следует помнить правила: цыплятам надо крепко держать друг друга за пояс; наседка, защищая цыпленка, не имеет права отталкивать коршуна руками.
Кувшинчики
Выбираются кот, мама и дочка, остальные играющие — кувшинчики. Определяют, где будет дом, где погреб, и начинают переносить кувшинчики из дома в погреб:
В этом — молоко,
В этом — сметана,
В этом — сливки,
В этом — творог,
В этом — масло.
Мама и дочка ставят кувшинчики в ряд (усаживают на корточки), те переговариваются. Кот ходит за матерью, смотрит, что она делает. Затем мама уходит на работу и наказывает дочке смотреть за котом, чтобы в погреб не забрался. Дочка уходит гулять, а кот пробирается в погреб и переносит кувшинчики с молокам, со сметаной, со сливками, с творогом, с маслом в другое место. Мама с дочкой идут искать кувшинчики, находят у кота и начинают его ловить. Если поймают — наказывают: заставляют прыгать, плясать.
Указания к проведению: в обыгрывании традиционного сюжета дети могут проявлять творчество: придумывать различные диалоги, вносить незначительные изменения в сюжет.
Автор: Гришина Галина Николаевна
Похожие статьи:
Дидактические игры для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие памяти и внимания у детей 4-8 лет
Игра о профессиях для дошкольников
Игры для развития памяти и внимания для детей 5-6 лет для дома
Нет комментариев. Ваш будет первым!