Развивающие игры для младших школьников во внеурочной деятельности

Игры на развитие внимания, мышления у учащихся начальной школы

Исчезнувшие слова

Цель: развитие внимания, мышления, чувства рифмы.

Описание. Педагог предупреждает детей, что он будет читать стихотворения, в которых «таинственно исчезли» некоторые слова - вместо них он будет говорить «Ой!». Задача детей - слушать очень внимательно, чтобы правильно подобрать пропущенное слово, подходящее по смыслу и по рифме.

- Дед Мороз прислал нам ёлку, огоньки на ней зажёг.

И блестят на ней (ОЙ!), а на веточках - (ОЙ!)!

В. Петрова

Ответ: иголки, снежок.

- Елка наряжается - праздник (ОЙ!).

Новый год у ворот, ребятишек ёлка (ОЙ!).

Я. Аким

Ответ: приближается, ждёт.

- Я в любую непогоду уважаю очень (ОЙ!).

Я от грязи берегусь - чистоплотный серый (ОЙ!).

Ответ: воду, гусь.

- Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денёчка через два облысела (ОЙ!).

Спрячу-ка в карманчик бывший (ОЙ!).

Ответ: голова, одуванчик.

- Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не (ОЙ!).

Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не (ОЙ!).

Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни (ОН!).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (ОЙ!).

Ответ: кошки, свинки, раз, стуле.

- Твои помощники - взгляни - десяток дружных братцев.

 Как славно жить, когда они работы не (ОЙ!),

И, как хороший мальчик, послушен каждый (ОЙ!).

Ответ: боятся, пальчик.

- Мне неженки-сандалии доверчиво сказали:

- Боимся мы щекотки большой сапожной (ОЙ!)

Ответ: щётки.

- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую (ОЙ!),

А проснувшись, стал реветь. Этот зверь - лесной (ОЙ!).

Ответ: сосал, медведь.

- Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от (ОЙ!),

Целый день по пашне вскачь, и зовётся птица (ОЙ!).

Ответ: червей, грач.

- Как это скучно - сто лет без движенья

В воду глядеть на своё (ОЙ!).

Свесила ветки с обрыва такая грустная (ОЙ!).

Ответ: отраженье, ива.

- Ранним утром на опушке громко квакают (ОЙ!).

Много слов, и все слова всегда в себе содержат (ОЙ!).

Ответ: лягушки, «ква».

- Зеленеет даль полей, запевает (ОЙ!).

В белый цвет оделся сад, пчёлы первые (ОЙ!).

Ответ: соловей, летят.

- Говорят, один рыбак в речке выловил (ОЙ!).

Но зато ему потом на крючок попался (ОЙ!).

Ответ: башмак, сом.

Вопросы-шутки

Цель: развитие нестандартного мышления.

Описание. Пара (группа) детей получает карточку с пятью представленными в ней вопросами. После обсуждения представитель пары (группы) выходит к доске, озвучивает вопрос и даёт подготовленный вариант ответа. Педагог предлагает детям обсудить другие возможные варианты.

Карточка 1

1. Любил ли А. Пушкин слушать радио? (Во времена А. Пушкина радио не было.)

2. Наступил декабрь, распустились три василька, а потом ещё один. Сколько васильков распустилось? (Нисколько: в декабре васильков нет.)

3. Что такое «клевое дело»? (Рыбалка.)

4. Кто хватается за соломинку? (Тот, кто пьёт коктейль.)

5. Кто сидит спиной к царю? (Кучер.)

Карточка 2

1. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек.)

2. Ребёнок моего отца, но мне не брат. Кто это? (Сестра.)

3. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Две.)

4. Когда об воду можно порезать руку? (Когда она в состоянии льда.)

5. На что купец купил шляпу? (На деньги.)

Карточка 3

1. По какой дороге полгода ездят и полгода ходят? (По водной.)

2. Дети лепили снежную бабу, после чего на батарее сохло 14 мокрых варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (Семеро.)

3. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить).

4. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут.)

5. Что легче: пуд железа или пуд сена? (Они весят одинаково.)

Карточка 4

1. Какая река самая страшная? (Тигр.)

2. Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько.)

3. Может ли кит назвать себя рыбой? (Нет, так как он не умеет говорить.)

4. Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь?  (В шляпку.)

5. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)

Карточка 5

1. Кто с головой окунается в работу? (Водолаз.)

2. Чего нет в реке, но есть в озере, море, океане? (Буквы О.)

3. Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (Нотный.)

4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)

5. Как разделить 6 груш между шестью девочками, чтобы каждая получила по груше и одна груша осталась на тарелке? (Одной девочке дать грушу вместе с тарелкой.)

Карточка 6

1. Что бросают, когда есть необходимость, и поднимают, когда эта необходимость исчезает? (Якорь.)

2. Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)

3. Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)

4. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? («Кошка».)

5. Как можно прочесть слово «мама»? (Только слева направо.)

Карточка 7

1. Как разделить пять картофелин поровну на двух человек? (Сварить пюре и разложить по порциям.)

2. На какой вопрос нельзя ответить словом «нет»? («Вы живы?».)

3. До какого места заяц бежит в лес? (До опушки леса, дальше он уже бежит по лесу.)

4. Что общего у рыб и болтунов? (И те и другие без конца разевают рот.)

5. Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их? (Сложить римскую цифру IV.)

Карточка 8

1. Что имеет две руки, два крыла, два хвоста, три головы, три туловища и восемь ног? (Всадник, держащий курицу.)

2. Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

3. Что имеет голову, но не имеет мозгов? (Лук, чеснок.)

4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? («Сено».)

5. Что стоит между горой и долиной? (Буква И.)

Карточка 9

1. Какое математическое действие учит не быть жадными? (Деление.)

2. Может ли осенью быть лето? (Да, бабье лето.)

3. Какой день недели не является ни женским, ни мужским? (Воскресенье.)

4. Кто над нами вверх ногами? (Муха.)

5. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два.)

Карточка 10

1. Кому не нашлось работы на земле? (Космонавтам.)

2. Кого поговорка обделила сапогами? (Сапожника.)

3. Любил ли Пётр I смотреть телевизор? (Во времена Петра I не было телевизоров.)

4. У бабушки Маши внук Саша, кот Рыжик, собака Пыжик. Сколько внуков у бабушки? (Один внук.)

5. Название какой реки можно встретить среди девочек почти любого класса? (Лена.)

Разноцветные загадки

Цель: развитие внимания, мышления, слуховой памяти.

Описание. Сначала детям предлагается отгадать загадки, в которых описываются предметы разного цвета. После этого педагог произносит название какого-либо цвета, а дети вспоминают слово-отгадку.

Оранжевый, как солнышко,

В каждой дольке зёрнышко.

И не кислый, как лимон,

Кругленький, как мячик, он. (Апельсин.)

 

Высока и зелена, будет скошена она.

Овцы, козы и коровы есть её всегда готовы. (Трава.)

 

Чёрный он, чернее ночи,

Под землёй жить любит очень,

В огороде роет норы,

Длинные, как коридоры. (Крот.)

 

Скатерть бела всё поле одела. (Снег.)

 

Этот плод едва обнимешь.

Если слаб, то не поднимешь.

На куски его порежь,

Мякоть красную поешь. (Арбуз.)

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

 

Белое, да не снег, сладкое, да не мёд;

От рогатого берут и детишкам дают. (Молоко.)

 

Цвет белый, а ягода чёрная. (Черёмуха.)

 

Я - чёрный, жёлтый, красный, синий,

С начинкой твёрдой в древесине.

Я с острым ножиком дружу

И что хочу изображу. (Карандаш.)

 

Щёки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис.)

 

В серой шубке перовой

И в морозы он герой. (Воробей.)

 

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)

 

Подрастала - хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла - зелёной стала,

Хвост на вёсла поменяла. (Лягушка.)

 

Стоит старичок,

У него красный колпачок. (Подосиновик.)

 

Долгий нос, рыжий хвост,

Дивья краса - это... (лиса).

 

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

 

Стоит Алёнка - платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза.)

 

Зелёный - ? (Трава, лягушка.)

Белый - ? (Молоко, ландыш, снег.)

Оранжевый - ? (Апельсин.)

Чёрный - ? (Крот.)

Серый - ? (Воробей.)

Красный - ? (Арбуз, подосиновик.)

Чёрный, жёлтый, красный, синий - ? (Карандаш.)

Рыжий - ? (Лиса.)

Розовый, белый, зелёный - ? (Редис.)

Белый, чёрный - ? (Черёмуха.)

Красный, чёрный - ? (Снегирь.)

Зелёный, белый - ? (Берёза.)

Удивительный квадрат

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Описание. Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.

Задача: из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.

Линейка-чудодейка

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

Образцы.

Маленький гном

Цель: развитие творческого воображения. Описание. Детям предлагается послушать стихотворение Ш. Силверстейна «Маленький гном», затем каждый пытается вообразить себя маленьким гномом и рассказать, какие истории могли бы с ним приключиться.

Если я был бы маленький-маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

 

Я под дверями бы запросто проходил,

Мне бы комар казался большим орлом,

Блюдце — большим озером, если б я был...

Если б я был маленький-маленький гном.

 

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,

Разве мизинчик, и то - не наверняка.

Я бы в испуге шарахался из-под ног

Даже полуторамесячного щенка.

 

Если бы мне подарила конфету «Полёт»

Тётя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

 

Чтоб написать короткое слово «привет»,

Я бы с неделю ворочал вечным пером...

(Эти стихи я писал четырнадцать лет,

Я ведь и есть маленький-маленький гном.)

Похожие статьи:

Брейн-ринг в 4 классе. Сценарий

Развивающая игра для учащихся 2-3 класса

Игра «Что? Где? Когда?» для школьников 3-4 класса. Вопросы и ответы

Головоломки для 1 класса

Интеллектуальная игра для учащихся 3 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!