Игры для развития памяти и внимания у детей 5-6-7 лет

Игры и упражнения для развития памяти и внимания у старших дошкольников

Задания на развитие памяти и внимания

Игра «Фотоаппараты» — на развитие памяти и внимания.

1-й вариант. Детям на секунду показывают карточку с любым изображением, затем предлагают как можно подробнее описать его.

2-й вариант. Ребенку показывают картинку с изображением какого-либо сюжета (в течение 30 секунд), после чего дают другую, подобную первой, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Ребенку предлагают сказать, что изменилось.

3-й вариант. На столе раскладывают любые предметы, игрушки и т. п. (не больше 7 штук для ребенка 5—6 лет; если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок определяет, что изменилось.

4-й вариант. Игра проводится с группой детей. Выбирают одного человека, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается, и дети находят отличие.

«Опиши соседа» — развитие памяти, внимания, наблюдательности.

В принципе описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно — на прогулке, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый обоим предмет или человека. Припоминаете как можно больше его отличительных свойств, признаков. Называть можно по одному признаку по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда наступит его очередь.

«Кукловод» — развитие двигательной памяти.

1-й вариант. Взрослый — «кукловод». Он завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4—5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5— 6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза, просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

2-й вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один ребенок — «кукловод», другой — «кукла».

3-й вариант. Движения можно постепенно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

«Сделай как я» (с палочками) — развитие памяти и внимания.

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 счетных палочек. Ведущий выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12—15.

«Пуговица»

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы, второй игрок смотрит и запоминает, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй повторяет то же расположение пуговиц на своем поле. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие пространственного восприятия и мышления.

Упражнения для развития слухоречевой памяти

«Звуковая цепочка»

В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.

Взрослый говорит: «Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите». Даем первую цепочку: «А-О-У-Э». Затем ведущий просит одного из ребят повторить ее. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: «Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз». Вторая цепочка может выглядеть так: «У-А- Ы-И-Э-О». Работа с ней идет по тому же алгоритму. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Самое главное — постепенное увеличение объема, после того как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.

«Говорим и пишем»

Это упражнение можно рекомендовать при подготовке к школе и на начальных этапах обучения

Взрослый говорит: «Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем „рисовать44 его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги».

Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако работа в вертикальной плоскости дает лучшие результаты, что доказано практикой. Это связано с процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе «рисования» вы можете отследить, не «зеркалит» ли ребенок при написании какой-либо буквы, особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша.

«Слоговая цепочка»

Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой: ПА-НА-РА; ПА-НА-РА-КА; ПА-НА-РА-КА-ДА.

В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора взрослого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков), — упражнение «Галактическое собрание».

«Наша интонация»

В игровой форме мы просим ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т. д. Например: цепочка слогов СЭ-ФЫ-РУ-ШУ- ХО-ЩА.

Взрослый говорит: «Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом...» и т. д. Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с психологом с целью оказания поддержки ребенку. Если вы занимаетесь с группой ребят, то можно использовать упражнение «Два маленьких котенка». Вы организуете диалог между ребятами, предлагая им использовать различные интонации для выражения своих чувств.

«Повтори наоборот»

Взрослый говорит: «Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или „задом наперед“. Например, я говорю тебе: „СА-ЖА- ЦА“, а ты произносишь: ,,ЦА-ЖА-СА“».

«Выстраиваем цепочку слов»

Здесь возможны два этапа работы: первый — слова связаны между собой по смыслу, второй — слова не должны быть связаны по смыслу.

1-й вариант. Даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель — подушка, курица — яйцо, стол — стул, ученик — школа, груша — компот, книга — страница, праздник — радость и другие. Затем, после паузы в 10—15 секунд, мы произносим первое слово из пары и просим ребенка назвать нам второе. Это упражнение помимо механической хорошо развивает и логическую память ребенка.

2-й вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб. Взрослый говорит: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори».

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, дети 5—6 лет могут «взять» цепочку из 6—7 слов, а школьникам можно дать и 10 слов.

Предложения с постепенным увеличением их объема

Для того чтобы материал лучше «записывался» в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.

Мы просим детей преобразовать словесную форму в конкретный зрительный образ, так как абстрактные образы детям дошкольного и младшего школьного возраста запоминать сложно. Ребенок, мысленно создавая свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово, потом фразу, а потом и кусочек текста. После каждого слова (фразы, отрывка из текста) делаем паузу.

Взрослый говорит: «Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку».

Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа...

Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море...

Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5—6 до количества, которое может запомнить ребенок.

Похожие статьи:

Игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Игры на развитие речи для детей 6-7 лет в детском саду

Тематически игры для детей 6-7 лет в детском саду

Рисование по клеточкам для детей 6-7 лет

Шуточные игры для детей 5-7 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!