Игры на развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Смех и слезы

Подберите или нарисуйте несколько картинок с лицами людей с разными выражениями лица: смех, слезы, грусть, гнев и т. п. Рассмотрите их вместе с ребенком, обсуждая каждую эмоцию, ее возможные причины. Предложите малышу придумать историю про каждого персонажа.

Два человечка

В гости к малышу пришли два игрушечных человечка — веселый и грустный. Разыграйте сценку с каждым из них, пусть каждый из них расскажет ребенку свою историю, попросит совета.

Попросите кроху развеселить грустного человечка, поиграть с ним в веселую игру, нарисовать яркую картинку. Поговорите с малышом о его эмоциональном состоянии, узнайте, что может его огорчить и расстроить или, напротив, развеселить.

Закончи рисунок

Изобразите лица людей. Но вот незадача, рты на рисунках отсутствуют. Предложите ребенку завершить изображения, поясните при этом, что один человек должен быть веселым, другой — грустным, третий сердитым и т. п. Направляйте малыша, задавая наводящие вопросы: «Как мы можем понять, что человеку весело?» (он улыбается, смеется), «Грустно?» (уголки рта опущены) и т.п.

Цветное настроение

Раскрасьте лист бумагой оранжевой краской. Поинтересуйтесь у ребенка, что он чувствует, глядя на оранжевый цвет. По его мнению, оранжевый — цвет радости или грусти? А красный? Фиолетовый? Каким цветом можно изобразить плохое настроение? Скучный вечер? Счастливый день? Пофантазируйте вместе с малышом, создайте галерею рисунков с настроением.

Лучики

Пригласите в игру всех домочадцев и друзей ребенка, подготовьте большое количество цветных карандашей. Игроки образуют круг, каждый участник поочередно садится в центр круга — он «замерз», остальные должны согревать его, даря теплые лучики (карандаши) и рассказывая о достоинствах одариваемого. Один лучик — одно положительное качество.

Что ты можешь?

Игроки перебрасывают друг другу мяч, начиная предложение: «Ты умеешь...», «Ты хочешь...», «Ты научился... » и т. п. Ловящий должен закончить предложение, рассказав о себе всю правду.

Подерешься?

Предложите ребенку представить следующую ситуацию: он повздорил с приятелем, тот его сильно обидел, назревает драка. Пусть малыш попытается войти в роль, почувствует обиду, ощутит прилив сил, сожмет кулаки и т. п. Будьте внимательны, следите за тем, чтобы ребенок не перевозбудился. В самый кульминационный момент попросите его вспомнить что-нибудь хорошее о том, кого он собирается побить, может быть, друг когда-нибудь помог вашему чаду, или защитил слабого или просто интересно рассказывает смешные истории. Попросите ребенка глубоко вздохнуть, выдохнуть и сделать какое-нибудь упражнение на расслабление.

Для тебя

Дети встают парами, в руках у каждого цветной карандаш — волшебная палочка. Участник игры поочередно дотрагиваются друг до друга палочкой, спрашивая: «Что я могу сделать для тебя?». Второй игрок назначает задание: спеть, рассказать стихотворение, станцевать и т. п. «Волшебник» должен выполнить то, о чем его попросили.

Зверинец

Дети делятся на две группы: первая изображает животных в зоопарке, вторая — посетителей зоопарка. Дети — «обитатели зоопарка» распределяются по площадке и стараются достоверно изобразить то или иное животное, имитируя его движения, повадки. Зрители ходят по «зверинцу», угадывая животных. После того как все «звери» будут разоблачены, группы меняются местами.

Тонкий мостик

Начертите на асфальте полосу шириной 40 см — это мост через речку. С двух сторон на него ступают одновременно 2 игрока. Их задача — встретиться точно на середине моста (отмечается заранее), при этом один не должен ждать другого. После встречи они аккуратно меняются местами и идут дальше. Заступивший за черту выбывает из игры.

Найди предмет

Несколько игроков образуют круг, в центре круга лежит несколько различных предметов. По команде ведущего: «Найди... (игрушку, линейку, красное, круглое и т. п.) игроки должны разыскать и предъявить требуемое. По правилам игры предметов должно быть меньше, чем участников, задача детей — установить контакт с тем, кто первый взял предмет и представить объект вдвоем.

Дразнилки

Дети кидают друг другу мяч, придумывая при этом необидные «обзывалки», например: Лена — капуста, а Коля — свекла и т. п.

Вторая попытка сопровождается добрыми «дразнилками: Дима, ты цветочек; Оля, ты зайка и т. п. Условие игры: дразнилки не должны быть обидными, а тот, кого дразнят, не должен обижаться.

Необычная эстафета

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна преодолеть ряд заранее подготовленных препятствий: обежать стул, пролезть под натянутой веревкой, закинуть мяч в обруч и т. п. Необычность эстафеты состоит в том, что от каждой команды одновременно выступают 2 игрока, которые проходят дистанцию, обязательно держась за руки. Расцепившие руки, выбывают из игры.

Рука к руке

Игроки хаотично движутся по комнате, по сигналу ведущего, например: «Рука к руке, локоть к локтю, щека к щеке» они должны выбрать себе пару и продемонстрировать указанные действия.

Теплая встреча

Подготовьте материал: вырезанные из цветной бумаги парные силуэты ладоней по числу игроков. Дети бегают по площадке. По сигналу ведущего «Встреча» каждый должен отыскать обладателя «ладошки» того же цвета, что и у него, и поздороваться с ним, используя ласковые эпитеты: хороший, милый и т. д.

Длинный поезд

Дети образуют круг. Выбранный ведущий движется по кругу, изображая паровоз. Время от времени он останавливается возле кого-нибудь из детей и приглашает присоединиться к поезду, выбранный ребенок становится «вагоном», прицепляясь к впередистоящему. Игра заканчивается, когда все присутствующие станут вагончиками.

Возьми за руку

Участники игры ходят по площадке. Ведущий выбирает кого-либо и просит взять за руку того, у кого белая рубашка, длинные волосы, голубые глаза и т. п. Игрок должен выполнить требования ведущего, после чего обязанности водящего переходят к нему.

Самый лучший

Участники игры образуют круг, взявшись за руки. Каждый из них поочередно поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Ты самый лучший, потому что...» (лучше всех поешь, рассказываешь, улыбаешься и т. п.). Тот, кому адресован комплимент, должен вежливо поблагодарить и, в свою очередь, похвалить рядом- стоящего.

Салат

Каждый из участников игры загадывает какой-либо овощ. Ведущий предлагает «приготовить салат», он называет тот или иной овощ. Услышав загаданный продукт, участник должен подойти к ведущему. Игра длится до тех пор, пока рядом с ведущим не соберутся все игроки.

Дождь капает

Дети становятся в круг. Ведущий, стоя в центре, объявляет: «Дождь капает! А капает он на того...» (у кого темные глаза, есть собака, синее платье и т. п.). Все, кто обладает перечисленными признаками, должны собраться в группу.

Помирились

Игрушки, например Щенок и Котенок, поссорились. Обыграйте сцену. Как им быть? Приходит кукла, которая хочет разобраться, в чем причина ссоры. Предложите малышу придумать, из-за чего могли поругаться игрушки. После того как найден виновный, попросите ребенка подумать, можно ли было решить вопрос без ссоры. Рассмотрите все предложенные варианты и помирите друзей.

Прочтите малышу стихотворение.

Помирились

— Где ты, внучек, побывал?

И откуда ссадины?

— Я с Алешкой воевал

В детском садике.

— Это плохо, это скверно!

Вы наказаны, наверно?

— Не расстраивайся, дед,

Ничего плохого нет.

С нами там поговорили

И в два счета помирили.

— Это замечательный

Способ воспитательный!..

— Ничегошеньки в том, дед,

Замечательного нет:

Мы уже в углу мирились,

Где в два счета очутились.

(В. Бояринова)

Пластилин

Дети играют в комнате или на площадке, один из них становится «пластилином», он ходит среди остальных игроков и поочередно дотрагивается до них. Тот, к кому он прикоснулся, «прилипает» к «пластилину», т. е. берет его за руку и продолжает движение вместе с ним. Игра длится до тех пор, пока все участники не окажутся «приклеенными».

Волшебные слова

Создайте игровую ситуацию: по телефону (игрушка) позвонила фея Вежливость, она по очереди звонит всем детям и проверяет, как они умеют вести телефонный разговор. Возьмите на себя роль феи и поговорите с малышом. Мягко напоминайте ему, что с собеседником следует здороваться, просьбы сопровождать словом «пожалуйста», на все пожелания отвечать: «Спасибо». От имени феи попросите перечислить все вежливые слова, знакомые ребенку.

В гостях

Прочитайте стихотворение С. Маршака «Кошкин дом». Обратите внимание ребенка на ту часть стихотворения, где кошка принимает гостей. Как они себя ведут? Допустимо ли такое поведение в гостях? Создайте игровую ситуацию: кукла приглашает гостей. Распределите роли.

Фиксируйте внимание малыша на том, что гости обязательно здороваются при входе, дарят кукле подарки. Та вежливо благодарит входящих, проводит их в комнату, занимает беседой. Игрушки попили чай, поиграли и уходят домой, выражая благодарность хозяйке за приятно проведенный вечер.

Поговорите с малышом о том, в какое время лучше всего ходить в гости, чтобы не создавать неудобства хозяевам. Всегда ли можно приходить без приглашения. Как надо вести себя за столом, чего делать нельзя ни в коем случае (громко кричать, обижать других гостей, говорить, что угощение невкусное и т. п.).

Дарю подарок

У Зайки день рождения. К нему пришли гости с подарками: щенок подарил ему кость, гусенок — червячка, а кукла — морковку. Кто из гостей сделал действительно нужный подарок? Почему? Прочтите стихотворение Л. Барбаса «Что мне другу подарить?».

Не могу никак решить,

Что мне другу подарить,

Может, красный черепок,

Может, желтый коробок,

Может, синего жука —

Это лучше коробка.

Друг усами шевелит:

Мяу-мяу, говорит, —

Мне не нужно черепка,

Мне не нужно коробка,

Мне все это ни к чему,

И жука я не возьму...

Мне сегодня дал сосед

Рыбий хвостик на обед!

Побудите ребенка сделать вывод: дарить можно только те предметы, которые могут пригодиться имениннику.

В транспорте

Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Одна рифма» (Шел трамвай десятый номер...). Поинтересуйтесь мнением ребенка о том, как надо вести себя в транспорте. Обыграйте ситуацию: малыш едет в автобусе (на стуле), вы изображаете старую бабушку — войдя в автобус, становитесь возле малыша. Что он должен сделать? Почему? Автобус остановился, всем надо выходить. Как поведет себя ребенок? Кого он должен пропустить вперед, кому подать руку?

Далеко, далеко

Участники садятся в круг. Ведущий произносит: «Далеко, далеко, у самого синего моря жили-были... кто?» Дети должны продолжить рассказ, при этом они должны быстро договориться, кто из них ответит, например: «Три поросенка».

Ведущий продолжает: «Далеко, далеко, у самого синего моря жили-были три поросенка, они... что делали? » Свою лепту в рассказ вносит следующий игрок.

Если ответ прозвучал от нескольких человек, он не засчитывается. По условиям игры ведущий каждый раз должен начинать фразу сначала, добавляя новые детали.

Катастрофа

Ведущий предлагает детям стать летчиками, моряками, путешественниками и т. п. Ребята обсуждают, куда они хотели бы отправиться, распределяют должности, вдруг ведущий сообщает, что случилась катастрофа — кораблекрушение, наводнение, ураган и т. п. Детям дается 10 минут на обсуждение ситуации и принятие какого-либо решения. Высказав свои версии ликвидации катастрофы, они вместе с ведущим должны подвести историю к благополучному завершению.

Спасатели

Взрослый сообщает о наступлении какого-либо стихийного бедствия. Задача команды спасателей — справиться с катастрофой. Дети начинают бегать и делать то, что каждый считает нужным. Взрослый выбирает ведущего, который должен организовать спасателей, распределить задания и благополучно преодолеть катаклизм. По завершении каждый ребенок должен оценить работу товарищей по пятибалльной шкале. Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый из игроков не побывает ведущим.

Дай, пожалуйста

Участники игры разбиваются на пары. Один игрок из каждой пары держит в руках игрушку или другой предмет, задача второго — попросить этот предмет. Объясните детям, что просящий должен приложить все старания, подобрать нужные слова и использовать дар убеждения так, чтобы обладателю игрушки захотелось ее отдать.

Через некоторое время игроки меняются ролями.

Посмотри и отдай

Игра является вариантом предыдущей — «Дай, пожалуйста» . Ее суть остается прежней: один ребенок держит в руках предмет, другой должен ее попросить.

Различие состоит в том, что просить участник должен молча, с помощью мимики и жестов. Первый игрок также отвечает ему, используя невербальные средства общения.

Через несколько минут пара меняется местами.

Следуй за мной

Участники игры разбиваются на пары, в каждой из них определяется ведущий — он поведет своего товарища по полосе препятствий, подготовленной заранее. Второму игроку завязывают глаза, он кладет руки на плечи первого и следует за ним. По условиям игры детям нельзя общаться друг с другом. Задача ведущего — сохранить верный темп и провести ведомого по дистанции, избегая столкновений с другими игроками и препятствиями.

Далее пара меняется местами.

Выжимаем сок

Предложите ребенку представить, что в руке у него апельсин. Вы любите апельсиновый сок? Вот и попросите малыша воображаемо сжать апельсин так, чтобы из него выдавился сок.

Обратите внимание крохи на то, как напрягается его рука. Сок выжат, и апельсин падает на пол. Рука расслабляется. Следующий апельсин сжимается еще сильнее и опять падает. Комментируйте действия ребенка, фиксируйте его внимание на ощущениях напряженной и расслабленной руки. Для одной кисти хватит 3 или 4 апельсинов. Те же действия следует проделать и другой рукой.

Дерево

Пусть ребенок вообразит, что он — маленькое деревце, тянущееся к солнцу. Руки поднимаются над головой и изо всех сил тянутся вверх. Подул ветер, и дерево чуть- чуть склоняется назад, вправо, влево, вперед. Руки при этом по-прежнему вытянуты — деревце хочет вырасти изо всех сил. Разговаривайте с малышом о том, как напрягаются его руки, плечи. Уф, немного подросли, можно отдохнуть — руки расслабленно опускаются. Повторить упражнение нужно 5 раз.

Плечи и шея

Попросите ребенка представить себя черепахой. Медленно-медленно ползет черепаха, обозревая окрестности. И вдруг — опасность, скорее под панцирь! Ребенок должен втянуть голову, подняв плечи как можно выше. Опасность миновала, из панциря можно вылезти, вытянуть шею, снова напрячь и расслабить ее.

В расслабленном состоянии черепаха ползет дальше. Повторить упражнение нужно 5 раз. Не забывайте обращать внимание ребенка на его ощущения во время напряжения и расслабления мышц, на то, что расслабленность сопровождается чувством спокойствия.

Барабанщики

Вы и ваш ребенок стучите в невидимые барабаны. Стучать нужно как можно громче, изо всех сил напрягая руки, убыстряя и замедляя темп. Побудите ребенка описывать свои ощущения при смене манеры игры. Когда руки напряжены больше? Когда малыш чувствует, что кисти рук расслаблены?

Что выше?

На поляне росли 3 дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое? Предложите ребенку нарисовать деревья.

Кто на чем поедет?

Кукла, матрешка и Петрушка решили покататься на машинах — синей, зеленой и красной. На красной машине поедет не Петрушка и не матрешка, на зеленой — не матрешка и не кукла. Кто на какой машине прокатится?

Пищевые цепочки

Поговорите с ребенком о взаимоотношениях в живой природе. Рассмотрите категорию «хищник — жертва». Объясните функции и назначение тех и других. Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

Луг, поле:

— растения — гусеница — птица;

— злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

— трава — насекомые — птицы;

— травы, цветы — шмель, пчела.

Водоемы:

— комар — лягушка — цапля;

— червяк — рыба — чайка;

— ряска — малек — хищная рыба.

Лес:

— растения — гусеница — птицы;

— растения — грызун — хищные птицы;

— растения — заяц — лиса, волк;

— грибы — белки — куницы;

— лесные злаки — лось — медведь, волк.

Рассели птиц

Для игры вам потребуется 20 карточек с изображениями птиц: домашних, диких, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п. Предложите ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Собери зайку

Для игры вам потребуются вырезанные из картона части тела зайца с пришитыми к ним пуговицами и петлями. Предложите ребенку собрать зайку, пристегивая части друг к другу. При этом комментируйте все действия малыша: «Где у зайки уши? Правильно, наверху, на голове. А передние лапки? Да, одна справа, вторая слева...». Усложняя игру, можно выложить части двух изображений, например зайка и Чебурашка, кукла и Буратино. В этом случае, прежде чем собрать фигурку, малыш должен будет выбрать необходимые детали, сопоставляя их между собой.

Игра развивает навыки классифицирования, мелкую моторику, логическое мышление.

Кровати для мышки и мишки

Покажите ребенку мышку и медвежонка (игрушки должны существенно отличаться размерами). Предложите построить для них кроватки из кубиков. При этом не фиксируйте внимания малыша на величине игрушек, кроха самостоятельно должен прийти к выводу о том, что кроватка для мышки должна быть маленькой, а для медвежонка — большой. Если ребенок ошибся, обратите на это его внимание: «Посмотри, это слишком большая кровать, мышке в ней будет неуютно. Как ты думаешь, что надо сделать?» (построить кровать поменьше). После того как кровати готовы, попросите малыша подобрать подушки и одеяла, для них можно использовать обрезки поролона — соответственно, большой и маленький, платки и пр. Уложив спать ваших подопечных, обязательно похвалите ребенка.

Что из чего

Подготовьте карточки с разными предметами и отдельно — материалами, из которых эти предметы изготовлены. Например, дом — кирпич, шуба — мех, дерево — стул. В гости к малышу пришел зайчик. Он рассматривает карточки с предметами и просит ребенка рассказать ему, из чего сделан каждый предмет. Предложите крохе совместить карточки-предметы и карточки-материалы, чтобы зайка все понял.

Подбери мостик

Кукла отправилась гулять. Гуляя, она дошла до речки (вырежьте из цветной бумаги широкую полосу). Как кукле перебраться на другой берег? Перейти или перепрыгнуть реку девочка не может — глубоко. Побудите ребенка высказать предположение о том, что надо построить мостик.

Вырежьте из бумаги 2 полосы, предложите ребенку выбрать ту, из которой можно сделать мост (длина одной из полос должна быть меньше ширины реки). Учите малыша сравнивать размер предметов посредством наложения их друг на друга. Накладывая полосы на «речку», ребенок должен выбрать ту, длина которой совпадает с шириной реки. Построив мостик, благополучно переведите куклу на другой берег.

Сердитый пес

На земле начерчен круг — дом для сердитого пса. На расстоянии 3 шагов от него проведена граница, до которой должны дойти дети. На расстоянии 15 шагов от этой черты начертите еще одну черту — безопасный дом, где можно укрыться от сердитого пса. Один из ребят становится сердитым псом и идет в круг. Детвора подходит к границе своего дома, взрослый ведет их по направлению к домику пса, приговаривая:

Вот сидит сердитый пес,

В лапы он уткнул свой нос.

Тихо-тихо он сидит,

Может, дремлет или спит.

Мы пойдем к нему, разбудим!

Что тогда он делать будет!?

Дети тихо подходят к черте возле дома пса. По окончании текста они должны дотронуться до сердитого зверя. Пес, не реагируя на поглаживания, сидит закрыв глаза.

Неожиданно он открывает глаза, лает и пытается схватить близстоящего ребенка. Малыши бегут в свой дом, пес бежит за ними, стараясь поймать одного из игроков. Пойманный становится сердитым псом.

Несмотря на развлекательный характер игры, детям бывает нелегко выполнить заключенные в ней правила.

1. Нельзя дотрагиваться до пса, пока не прозвучит весь текст.

2. Открыть глаза и залаять пес может только после того, как до него дотронутся.

3. Убегать можно только после того, как пес подаст голос.

Кто быстрее

Проведите на полу черту, на расстоянии 20 шагов поставьте стол, на котором будут лежать какие-либо предметы. Из группы детей ведущий отбирает 5 человек. Они встают у черты и ждут команды «Вперед!». Услышав ее, дети должны спокойным шагом дойти до стола и взять каждый по одному предмету.

Обязательное условие игры — спокойный шаг соревнующихся, тот, кто перейдет на бег, выбывает из игры. Остальные участники следят за тем, кто первый доберется до цели и возьмет предмет. Победитель получает символический приз. Далее ведущий вызывает следующую пятерку игроков.

Внимательнее!

Участники игры образуют круг, в центре которого стоит ведущий. Он показывает на свои части тела, комментируя свои действия: «Ухо, нос, ухо» и т. п. Игроки дотрагиваются до тех же частей тела, но время от времени ведущий сбивается и, говоря, например, «Ухо», показывает на ногу.

Дети должны быть внимательны и показывать ту часть тела, которую называет ведущий. Сбившиеся выбывают из игры.

Похожие статьи:

Развивающие игры в картинках для детей 6-7 лет

Игры на развитие речи для детей 6-7 лет в детском саду

Рисование по клеточкам для детей 6-7 лет

Тематически игры для детей 6-7 лет в детском саду

Шуточные игры для детей 5-7 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!