Групповые игры для детей 5-6 лет
Подвижные и групповые игры для дошкольников
Отгадал? Молчи!
Подготовьте карточки с изображениями различных предметов, разложите их на столе картинкой вниз. Игрок берет карточку и описывает изображенный на ней предмет, не называя его.
Например: «Это фрукт, он желтый, сладкий, похож на лампочку, его едят, варят из него варенье или компот» (груша). Остальные участники игры должны назвать описываемый предмет. Условие игры: нельзя произносить отгадку до того, как будут названы все признаки предмета. Нарушивший это правило игрок пропускает следующую загадку.
Игра способствует развитию речи, образного мышления, тренирует волевые усилия.
Филин на охоте
Дети читают считалку и выбирают водящего — филина. Остальные игроки превращаются в мышек, ежиков, лягушек и т. п. Филин объявляет: «День!» и ложится спать, т. е. стоит на месте. Зверушки бегают, играют и веселятся. После команды «Ночь!» водящий просыпается и отправляется на охоту. Все остальные должны замереть на месте. Задача малышей — оставаться как можно дольше в неподвижном состоянии, иначе филин схватит добычу и утащит ее в свое гнездо. Далее опять: «День» — «Ночь». После того как в гнезде ночного охотника окажется четыре зверушки, выбирается новый водящий.
В игре развиваются навыки самоконтроля.
Обед волка
Дети читают считалку, выбирают волка, определяют место под логово волка и домик зайчиков. Волк — в своем жилище. Зайцы бегают вокруг. Они подходят к логову и спрашивают: «Волк, что ты делаешь?». «Сплю», «Одеваюсь», «Чай пью» — это безопасные ответы, зайцы продолжают гулять. Но как только волк скажет: «Обедаю!», зайцам надо удирать, потому что волк бросается на них и ловит тех, кто не успел спрятаться в домик. На следующую игру дети выбирают другого волка.
Игра вырабатывает внимание, быстроту реакции.
Один! Два! Три!
Участники игры становятся в круг, каждый из них называет свой порядковый номер. В центре — водящий с мячом. Он подбрасывает мяч и называет любой из перечисленных номеров. Вызванный игрок должен успеть поймать мяч и назвать другое число. Если мяч упал на пол, ребенок выбывает из игры, дети выбирают следующего водящего.
Охота
В игре участвуют 2 команды — охотники и зайцы. В центре комнаты обозначается большой круг — это территория зайцев. Охотники, стоя за пределами круга, ждут сигнала ведущего, чтобы начать охоту. Задача охотников — осалить зайца мячом. В этом случае тот выбывает из игры. После того как все зайцы будут выбиты, игроки меняются местами.
Игры с обручем
Вы запускаете обруч, ребенок должен догнать и схватить его, не уронив. По правилам игры в погоню за обручем можно пускаться только после команды: «Догоняй!».
Покажите малышу, как можно, легко толкая, катить обруч. Проведите соревнование — чей обруч окажется самым стойким, т. е. прокатится дальше остальных, не упав.
Встаньте на некотором расстоянии друг от друга и перекидывайте обруч, за каждую удачную попытку поимки снаряда присуждается 1 очко.
Найдите на улице невысокий столбик, отойдите на некоторое расстояние, покажите ребенку, как можно накидывать обруч на столбик. Устройте состязание, при каждом попадании игрок делает шаг назад. Выигрывает тот, кто в конце игры окажется дальше всех от столбика.
Переправа
Начертите мелом широкую полосу — реку. Расскажите ребенку, что река глубока, и перебраться на другой берег можно только перепрыгнув ее. Посоревнуйтесь в дальности прыжков. Как вариант — нарисуйте узенький мостик, перейти который можно только прыгая на одной ножке. Тот, кто коснется асфальта второй ногой, получает штрафное очко.
Перейди речку
Начертите на асфальте широкую полосу — реку с кругами внутри — кочками. Предложите малышу перейти реку, прыгая по кочкам. Усложняя задание, пронумеруйте каждый круг и попросите ребенка наступать на кочки в порядке возрастания обозначенных чисел.
Внимание! Марш!
Начертите мелом на асфальте дорожку, разделите ее на квадраты. В каждом квадрате напишите букву или цифру. По команде «Марш!» ребенок бегает по дорожке туда и обратно до тех пор, пока не прозвучит сигнал «Стоп!». Остановившись, малыш должен назвать букву или цифру квадрата, на котором он стоит.
Более сложный вариант — замена букв слогами, цифр — простейшими арифметическими действиями, которые должен решить ребенок.
Встань на место
Начертите круг на асфальте. Ребенок становится в центр окружности и закрывает глаза. Вы подаете ему команды: «Сделай пять шагов вперед, повернись направо, теперь налево». После выполнения команд малыш должен представить, в каком он положении и проделать необходимые действия, в данном случае сделать 5 шагов назад, чтобы вернуться в круг.
Игра способствует развитию координации, двигательной памяти.
Для белочки
Белочка попросила малыша помочь ей собрать грибы на зиму и сложить их в корзину. Подготовьте карточки с изображением грибов или вырежьте их силуэты из картона.
Корзинку подвесьте так, чтобы ребенку пришлось подпрыгивать, складывая в нее грибы. Предложите ребенку подпрыгивать, отталкиваясь сначала двумя ногами, затем — одной. Класть грибы в корзину можно поочередно правой и левой рукой. Если игра проводится на улице, вместо грибов в корзинку, висящую на дереве, можно складывать листья, веточки, камни.
Упражнение развивает координацию движений, укрепляет мышцы ног.
На охоте
В центре комнаты выложите круг из тонкой веревки. Дети читают считалку и выбирают льва, который заходит в круг. «Антилопы» (остальные дети) в это время мирно пасутся. При команде: «Охота!» лев выпрыгивает из своего убежища и ловит разбегающихся антилоп. Пойманный становится львом.
Игра развивает внимание, быструю реакцию.
Летает? Не летает
Участники игры держат руки на поясе. Ведущий перечисляет различные предметы, птиц, животных, насекомых. Если названный объект летает, все машут руками, если прыгает — топают ногами.
Усложняя игру, ведущий может взмахивать руками, называя нелетающий объект. Задача игроков не повторять неверные движения.
Игра способствует развитию внимания.
Где чей домик?
Раздайте детям геометрические фигуры, вырезанные из картона. На полу в разных местах лежат такие же изображения. Дети играют, бегают до тех пор, пока не раздастся команда ведущего: «Домой!». Сверяясь с розданными фигурами, дети находят свои домики. Усложняя задание, используйте цветные фигурки. В этом случае сопоставляется не только форма, но и цвет.
Игра помогает закрепить знания о цвете и форме предметов, развивает внимание.
Кто быстрее
Дети делятся на 2 команды. И пересчитываются. Каждый должен запомнить свой номер. Ведущий называет цифру. К нему бегут 2 игрока — по одному из каждой команды. Тот, кто быстрее добежит, получает жетон. Выигрывает команда, собравшая больше жетонов.
Мы возьмем...
Дети образуют 2 круга — внешний и внутренний. Большой круг стоит, а дети из меньшего (внутреннего) круга идут, приговаривая: «мы по кругу пойдем и сейчас с собой возьмем... все синее». Дети, стоящие в большом круге должны назвать предмет синего цвета. Первый назвавший переходит в малый круг. Далее, дети «берут с собой» все горькое, большое, маленькое, каменное и т. д.
Зайчик и волк
Читайте веселые потешки, побуждая ребенка выполнять все описанные в них действия.
Зайка беленький сидит — приседаем.
Он ушами шевелит — руки над головой изображают заячьи уши.
Зайке холодно стоять — хлопаем руками по бокам.
Зайка хочет погулять — прыгаем, изображая зайца.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть — хлопаем в ладоши.
Зайка волка увидал — рычим.
Прыг, и быстро ускакал — вы ловите малыша, он от вас убегает.
В игре развивается слуховое восприятие, внимание, координация движений.
Баскетбол на скорую руку
Поставьте на пол небольшую картонную коробку. Отойдите на несколько шагов и поочередно пытайтесь забросить мяч в импровизированную корзину. Каждому участнику дается 3 попытки. После каждого удачного броска игрок делает шаг назад, т. е. удаляется от корзины. Выигрывает тот, кто окажется дальше всех от корзины.
Есть прицел!
Постройте башню из картонных коробок или пластмассовых кубиков. С небольшого расстояния прицеливайтесь в нее шариком от пинг-понга. Побеждает тот, кто окажется самым метким.
Игра развивает глазомер, укрепляет доверительные отношения.
Между кеглями
Расставьте кегли «змейкой». Предложите ребенку устроить соревнование: кто сможет пройти между кеглями туда и обратно, не столкнув их.
На месте стой, раз-два
Предложите ребенку промаршировать по периметру комнаты, но с одним условием: как только вы один раз хлопните в ладоши, он должен остановиться и не двигаться до тех пор, пока не услышит два хлопка. После этого малыш продолжает «поход». Чтобы ребенку было веселее, предложите меняться ролями: хлопать в ладоши и останавливаться поочередно.
Игра развивает внимание, навыки аудирования.
Хорошая погода
Ведущий объявляет: «Ясно», дети бегают и веселятся. После того как звучит команда «Пасмурно!», все участники должны найти себе укрытия. Тот, кто не успел спрятаться, выбывает из игры.
Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции.
Атака шаров
Дети делятся на 2 команды. Каждой команде выдается одинаковое количество воздушных шаров. Помещение условно делят на 2 половины. Задача каждой команды — забросить как можно больше шаров на сторону противника, одновременно выбивая шары, заброшенные другой командой, со своей территории. По знаку ведущего игра прекращается, выигрывает та группа игроков, на чьем участке меньше шаров.
В игре развивается внимание, координация движений.
Цыплята и коршун
Дети выбирают коршуна и курочку. Коршун стоит в стороне, цыплята с курицей гуляют. Мама показывает цыплятам движения, которые те должны повторить. Цыпленка, который не успел показать то или иное движение, забирает коршун. Выигрывает последний оставшийся с курицей цыпленок.
Кто какой
Дети строятся по росту. Два участника игры выходят из строя и отворачиваются. Ведущий задает им вопросы, касающиеся их сотоварищей.
— Кто из собравшихся самый низкий, а кто самый высокий?
— Кто стоит в строю вторым по счету?
— Сможешь ли ты вспомнить всех игроков и назвать их по именам?
— Кто сегодня пришел в синей рубашке?
— У кого туфли белого цвета?
Опрашиваются по очереди все участники игры. Вопросы могут быть самыми разными, но непременно должны быть связаны внешними элементами, требующими напряжения зрительной памяти.
Замри
Участники игры двигаются под бодрую музыку. После команде ведущего: «Замри!» дети принимают различные позы. Задача ведущего — запомнить и затем повторить позы игроков. За каждую верно переданную позу ведущий получает фишку. Далее ведущего меняют и игра продолжается. Выигрывает обладатель большего количества фишек.
Всех поймаю
Дети образуют круг, в середине круга становится ведущий. По сигналу «попробуй, поймай!» участники игры разбегаются в разные стороны, ведущий старается догнать кого-либо и коснуться рукой, «пойманный» игрок отходит в сторону. Задача водящего — осалить четырех человек, после этого выбирается новый ведущий.
Автомобили
Дети стоят возле своих стульев. На каждом стуле лежит бумага определенного цвета (красного, синего или желтого цвета). В руках у детей вырезанные из картона круги, цвет которых совпадает с цветом бумаги на стульях. Это — руль. У ведущего в руках флажки или круги соответствующего цвета. Когда он поднимает 1, 2 или 3 флажка, дети, имеющие руль этого цвета, разбегаются по площадке, изображая автомобили. Ведущий опускает флажок и дети ищут свои «гаражи» сверяясь с цветом бумаги на стуле.
Кузовок
Для игры вам потребуется: кузовок (корзинка), расписной платок. Выбранный ведущий берет корзину и передает ее другому игроку со словами:
Вот тебе кузовок,
Клади в него что на -ок,
Обмолвишься — отдашь залог.
Дети поочередно называют слова, заканчивающиеся на -ок:
«Я кладу в кузовок клубок (клубок, замок, лепесток, сапожок, сахарок, башмачок, утюжок, воротничок, мешок, чулок, листок, коробок, колобок и т. д.).
Ведущий слушает, отвернувшись, после каждого названного предмета, он назначает игроку задание: спеть песенку, рассказать сказку, попрыгать на одной ноге, перечислить все круглые предметы и т. п.
Почта
Игроки выбирают ведущего. Игра начинается с разговора.
— Тук-тук-тук.
— Кто там?
— Почтальон, принес письмо.
— Откуда письмо?
— Из Тулы (любой другой город).
— А что делают в Туле?
— Песни поют, стихи читают, пироги пекут (в гости ходят, смеются, играют, плавают, прыгают, квакают, крякают и т. д.). Все участники изображают перечисленные действия. Если игроки ошибаются, они платят фанты, которые разыгрываются в конце игры.
Смешная игра
Каждый игрок выбирает себе какое-либо забавное имя: Винтик, Веник, Колбаска, Ежик и т. п.
Ведущий подходит поочередно к каждому игроку и задает вопросы. Отвечая на них, следует повторять только «свое имя». Отвечать надо быстро, не задумываясь. Главное правило — игрок, отвечающий на вопросы должен быть серьезен.
Водящий подходит к игроку и предупреждает:
Кто улыбается,
Тот попадается!
Кто смеется,
Тому плохо придется!
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Я — веник.
— А что ты ел сегодня на завтрак?
— Веник
— А что ты носишь в кармане?
— Веник.
Если опрашиваемы допустит ошибку или засмеется, то он выбывает из игры, а ведущий «допрашивает» следующего игрока.
Все работы хороши
Дети садятся в кружок, ведущий подходит к каждому из них и назначает работу, например: «Ты обувь чинишь, ты двор метешь, ты посуду моешь». Помимо индивидуальных заданий, есть и общая работа, которую участники игры начинают выполнять после команды ведущего: «Варим обед, дрова рубим, моем окно».
Дети, оставаясь на своих местах, имитируют действие, проговаривая: «Варю обед, варю обед...». Ведущий внезапно подходит к кому-нибудь из игроков и спрашивает: «Что ты должен делать?».
Задача участника — быстро переключиться от общей работы, вспомнить и, не сбившись, назвать свою «основную» работу. В случае ошибки он меняется местами с ведущим.
Похожие статьи:
Игры на развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет в домашних условиях
Игры на развитие воображения и речи у дошкольников 4-6 лет
Игры для развития памяти и внимания для детей 5-6 лет для дома
Нет комментариев. Ваш будет первым!